13 мин.

Почему о Франке Райкарде говорят меньше, чем о Месси?

Помните, как впервые попробовали пиццу и поняли, что мир уже никогда не будет прежним? Так вот, 23 августа 1980 года когда 18-летний парень с шевелюрой а-ля “афро” дебютировал в профессиональном футболе, мир еще не знал, что это тоже – гигантский скачок. Звали этого парня Франк Райкард.

Перед прочтением хочу рассказать про свой проект «Ретро Футбол», главная цель это собрать единомышленников которые любят футбол прошлого, если вы взрослый и адекватный человек, мы вас ждем в нашем сообществе!

Он не был самым гламурным игроком, и его позиция – опорный полузащитник – тоже. Задача отбирать мяч, будь то жесткий подкат или гениальное чтение игры. Не все понимают эту роль, и не все могут в ней преуспеть. Но хороший опорник – это не только разрушитель атак, но и инициатор контратак, человек, задающий темп игры. И за это мы должны благодарить нашего героя.

Почему именно Райкард?

До него были Марко Тарделли и Райнер Бонхоф, Хосе Леандро Андраде… Но “фишка” Райкарда заключалась не только в интеллекте (который до сих пор не имеет себе равных), но и в том, что ему повезло играть под руководством одного из самых влиятельных тренеров в истории и в одной из лучших команд всех времен – “Милане” Арриго Сакки.

Райкард был воплощением всего, что ждали от голландского футболиста той эпохи: интеллекта, техники и чуточки безумства. Кройфф проложил путь, а поколение, последовавшее за ним, воспользовалось возможностью сиять в его свете.

Возможно, это проклятие позиции опорного полузащитника, что о Райкарде говорят не так часто, как о Зидане или Хави. Ведь фанаты склонны романтизировать созидателей, а не разрушителей. Гораздо приятнее наблюдать, как разрезающий пас находит адресата, чем как этот пас прерывается в центре поля грамотно расположенным игроком.

И все же, в эпоху, когда голландские игроки покоряли мир своей фантастической атакой, Франк Райкард изменил футбол с позиции, которую долгое время считали второстепенной.

Первые шаги

Франклин Эдмундо Райкард начал свою профессиональную карьеру в родном городе и в клубе, который славится тем, что производит таланты, как никто другой – “Аяксе”. Как и любого другого талантливого голландского полузащитника, молодого Райкарда сравнивали с Кройффом. Хотя их позиции были противоположными, оба игрока оказали огромное влияние на футбол даже после того, как повесили бутсы на гвоздь. В этом смысле никто не приблизился к Кройффу ближе, чем Райкард.

В 18 лет Райкард дебютировал в “Аяксе” и провел 24 матча в своем первом сезоне, забив четыре гола. Универсальность позволила ему играть на нескольких оборонительных и полузащитных позициях.

Хотя Райкард и не был таким уж неумелым в плане забивания голов, его сила заключалась больше в игре без мяча. Он был, вероятно, самым умным футболистом в то время, умевшим адаптироваться и регулировать темп своей игры в соответствии с ситуацией. Если охарактеризовать сложный стиль Райкарда одним словом, это было бы слово – “Рациональный”

Физическая сила и жесткий стиль отбора мяча – это то, что ожидается от опорных полузащитников. Но, как сказал Паоло Мальдини: “Если мне приходится идти в подкат, значит, я уже совершил ошибку”. Возможно, именно этой философии придерживался Райкард, ведь вам пришлось бы быть самым талантливым скаутом, чтобы найти игрока столь же разностороннего в защите, каким он был в том возрасте.

Старт к славе

“Аякс” выиграл два чемпионата подряд, но не все было так гладко. Подъем при Кройффе в 70-х годах возложил на клуб большие надежды на успех в Европе, но “Аякс” не смог их оправдать. Кроме того, Нидерланды не смогли квалифицироваться на чемпионат мира 1982 года, что вызвало вопросы о способностях нынешнего поколения игроков. Тренер Ад де Мос, после поражения от “Селтика” в Европе, заявил: “Вы не выиграете войну с такими мальчиками, как Райкард”.

Это задело Райкарда за живое. Ему даже предлагали перейти в “Гронинген”, но они не заинтересовались 20-летним парнем. Характер Райкарда был подвергнут испытанию.

Райкард принял вызов, и его игра резко улучшилась. Он сосредоточился на силовых тренировках. В следующие два сезона Райкард забил больше всего голов за сезон (9), а в последний сезон де Моса во главе команды он сыграл в каждом матче, и “Аякс” выиграл чемпионат.

В течение семи с половиной сезонов в “Аяксе” Райкард играл на самых разных позициях, в том числе около трех лет в качестве центрального защитника (где он и приобрел свои оборонительные навыки), один сезон в качестве правого полузащитника и последний сезон, где он, наконец, перешел на позицию, благодаря которой он и стал известен.

Размолвка с Йоханом Кройффом, новым тренером, привела к тому, что Райкард заявил, что никогда больше не будет играть под его руководством, и был продан в лиссабонский “Спортинг”, который отдал его в аренду “Сарагосе”. Удивительно, но голландец не смог закрепиться там в основном составе.

Евро-Триумф: Начинаем Итальянскую Главу

Райкард добился успеха в сборной, будучи неотъемлемой частью единственной команды Нидерландов, когда-либо выигрывавшей чемпионат Европы. На Евро-1988 он, вместе с пятью товарищами по команде, был включен в символическую сборную турнира. Хотя Евро-1988 больше всего запомнился подвигами Марко ван Бастена, центральную связку защитников, которую Райкард образовал с Рональдом Куманом, было бы преступно игнорировать.

Именно после этого турнира Райкард перешел туда, где его карьера и роль, которую он собирался взять на себя, изменились навсегда.

Представьте себе защиту, состоящую из Франко Барези, Алессандро Костакурты, Мауро Тассотти и Паоло Мальдини, в сочетании с тремя талантливыми голландцами в лице ван Бастена, Гуллита и Райкарда. “Милан” Арриго Сакки был вашей командой мечты в реальной жизни. Хотя первые двое победителей Евро-88 были подписаны за сезон до Райкарда, прибытие Франка в Италию было омрачено подписанием “Интером” великого Лотара Маттеуса – впрочем, Райкарду было все равно. Как и “Милану”, который увидел, что человек, который играл так, словно надел обувь не на ту ногу в Испании, нашел свой духовный центр во вселенной в Италии.

Хотя Райкард и превращался в отличного полузащитника в Эредевизи, именно Сакки увидел важность 26-летнего игрока. Под его руководством Райкард превратился в одного из самых классных полузащитников всех времен.

“…Арриго Сакки превратил его в агрессивного опорного полузащитника мирового класса, который к тому же мог забивать голы. Дунга, Десайи, Кин и Виейра все прекрасно выполняли эту роль, но Франк – лучший опорный полузащитник в истории”. – Рональд Куман.

Все качества, которыми обладал Райкард, были усилены во время его пребывания в “Милане”. Чем солнечный свет является для растений, тем Сакки был для Райкарда. На протяжении пяти сезонов он был лучшим на своей позиции в мире и понимал горизонты своей роли так же хорошо, как Стивен Хокинг понимает горизонты событий. Свет не покидает черные дыры, и мячи не покидали Райкарда.

В этом и заключается гениальность игрока. Он не только научился отдавать передачи между линиями, но и его физическое присутствие в центре поля вдохновило целые поколения полузащитников, которые взяли на себя эту роль после него – самым известным из них является легенда “Арсенала” и Франции Патрик Виейра.

Молчаливый маэстро: Как творится история победы Европы

Говорят, что Райкард был немногословен вне поля. Некоторые даже утверждают, что ему было трудно адаптироваться к стилю “Милана”, и поэтому он иногда засыпал на собраниях и тактических разборах. Из-за культурных различий между голландским и итальянским футболом Райкард часто был озадачен Сакки и менталитетом итальянского футбола в целом. Однако все это не помешало ему занять третье место в рейтинге “Золотого мяча” два сезона подряд. Вместе с Ван Бастеном и Гуллитом в 1988 году он образовал тройку “Милана” в списке лучших игроков мира. В следующем году Барези заменил Гуллита, и этот подвиг был повторен. Понадобилось 21 год, чтобы барселонское трио Месси, Хави и Иньеста повторило это достижение.

Трудно представить себе, чтобы опорный полузащитник попал в тройку лучших в современном футбольном мире, и это было почти так же сложно, когда Райкард сделал это в своем самом первом сезоне в “Милане”. Очевидно, сон на некоторых тактических собраниях не сильно повлиял на игру Райкарда. Его интеллект на поле все компенсировал.

Райкард дергал за ниточки своей команды, обрезая ниточки соперников, как фантом кукольного представления. Ван Бастен творил хаос впереди, а итальянская защита была непробиваемой. “Милан” выиграл два Кубка европейских чемпионов подряд – последняя команда, добившаяся этого.

“Россонери” были атлетичной и тактически подкованной командой, которая усовершенствовала современный прессинг. Многие современные команды черпают вдохновение в том, как играл “Милан” под руководством Сакки, и в центре всего этого был Райкард. Без его движения и быстрых передач, которые приводили к опасным контратакам, команда не была бы такой, несмотря на героизм ван Бастена и компании. Благодаря перехватам Райкарда в центре поля его товарищи по команде получали преимущество в полшага или больше. Попробуйте представить себе современную игру – клиничный, скрытный, контр-атакующий футбол, который мы любим. Райкарду и его негламурной братии опорных полузащитников мы должны быть благодарны. Как тотальный футбол не был бы возможен в “Аяксе” без своевременных перехватов Неескенса и Васовича, так и катеначчо в “Милане” не был бы устойчивым без голландца.

Невротичный “Оранье” и возвращение домой

После успеха на Евро-1988 следующие два крупных турнира стали позором для Райкарда лично. В матче против соперников из Западной Германии на чемпионате мира 1990 года Райкард был удален с поля на “Сан-Сиро” – месте, где его считали героем. Он плюнул в Руди Феллера. Дважды.

Последний раз Райкард появился в составе сборной в 1994 году против будущих победителей – Бразилии – в четвертьфинале.

Сакки ушел тренировать сборную Италии в 1991 году, и Фабио Капелло возглавил “Милан”. В свой самый первый сезон во главе команды Скудетто вернулось в “Милан”, поскольку команда не проиграла ни одного матча в лиге, выиграв свой первый титул за четыре года. Это также ознаменовало первый триумф Райкарда в Италии. Три голландца продолжали зажигать Италию своим талантом и изяществом. Хотя Ван Бастен все еще оставался тем самым плодовитым бомбардиром, которым он всегда был, Райкард ярко блистал в этой запоминающейся команде и был удостоен звания игрока года в Серии А и лучшего иностранного игрока в 1992 году. Представить себе игрока с его позиции, выигрывающего столь желанную награду, было немыслимо и было свидетельством его величия – представьте себе, что Лука Модрич или Серхио Бускетс выигрывают награду лучшему игроку Ла Лиги у Криштиану Роналду или Лионеля Месси.

Еще более впечатляет то, что, по всем сведениям, Райкард не заботился об индивидуальных наградах и редко говорил. Современный фанат привык к Рою Кину и Патрику Виейра, сражающимся до смерти и кричащим до скончания веков. Райкарда же помнят не за то, как много он кричал, а за то, как хорошо он играл. Его передачи говорили громче его слов. Если бы он участвовал в матче, где он и его соперник ушли бы с автографами в виде следов от шипов на голенях, Райкард, вероятно, выпил бы с соперником через несколько минут. Ну, может быть, не с Руди Феллером.

“Аякс” позвал, и блудный сын вернулся. Луи ван Гаал переманил Райкарда обратно в родной город после сезона 1992-93, в котором полузащитник выиграл еще один титул Серии А. В возрасте 31 года голландец вернулся к своим корням, что стало его последними годами в качестве игрока.

Райкарда поставили в пару с 32-летним Дэнни Блиндом в обороне. Благодаря своему предыдущему опыту на этой позиции и повышенному мастерству, полученному благодаря пребыванию в “Милане”, победитель Кубка европейских чемпионов отлично справлялся на этой позиции. В свой первый сезон по возвращении “Аякс” уверенно выиграл лигу, пропустив меньше и забив больше, чем любая другая команда в Эредивизи. В своем возрасте, когда звезды часто начинают меркнуть, Райкард смог возвыситься среди молодежи, словно говоря: “Я еще не закончил”.

Последний аккорд: Наследие

В следующем сезоне “Аякс” сделал еще один шаг вперед, выиграв лигу без поражений. Райкард стал первым игроком, выигравшим две разные лиги без поражений в качестве игрока. Этот внутренний подъем продолжился в Европе, когда “Аякс” разгромил “Баварию” в полуфинале, а в финале Райкард встретился со своим старым клубом – “Миланом”. Патрик Клюйверт забил победный гол за пять минут до конца матча, и Райкард выиграл свой третий Кубок европейских чемпионов. В возрасте 33 лет он почувствовал, что достиг вершины. Решил, что не может быть лучшего момента для ухода, и вскоре после этого завершил карьеру.

С момента перехода в “Милан” и до окончания карьеры в команде, которую он любил с детства, семь лет карьеры Райкарда были одними из лучших в истории футбола. Собирая индивидуальные награды на своей позиции и выигрывая трофеи каждый сезон, за исключением одного, голландец повесил бутсы на гвоздь на высокой ноте и отдал все, что у него было, игре, которую он любил.

Наследие Франка

Команда и тактика Сакки вдохновляют тренеров и по сей день, поэтому каждый игрок из той команды был тщательно изучен. Хотя невозможно повторить гений ван Бастена или Мальдини, не обладая талантом, который появляется раз в жизни, движение Райкарда на поле и его интеллектуальный стиль игры – это то, чему могут научиться молодые игроки. Но это еще не все. Его переквалификация в центрального защитника в сумерках карьеры и его развитие из защитника в одного из величайших опорных полузащитников в истории – это тоже часть легенды. В конце концов, сколько великих игроков пытались играть на другой позиции в свои последние годы и терпели неудачу

В эпоху, когда талант стоит дорого и каждый поворот и пас подвергаются тщательному анализу, как никогда важно сохранять ясную голову. Когда де Мос раскритиковал Райкарда еще в 1982 году, хладнокровие молодого игрока возобладало над тем, что могло бы быть обидой и унынием. Важны не только выступления Райкарда на поле, но и то, как он мыслил и вел себя вне его.

Райкард был гением, который мог бы войти в любую команду мира на пике своей формы и не выглядеть неуместным. Как и Андреа Пирло или Хави Эрнандес, только проклятие его позиции заставляет людей больше упоминать других. В конце концов, разрезающие передачи после прерывания атаки не так привлекательны, как хорошо продуманный пас на нападающего. Опять же, Райкард не стал бы возражать… Дважды голландский футболист года, место в Зале славы “Милана”, место в FIFA 100.

Зачем говорить о Райкарде?

Игра прекрасна благодаря присутствию всех этих ван Бастенов и Месси, но она была бы потеряна без Райкарда.

И вот, когда в следующий раз вы увидите, как опорный полузащитник совершает отбор и начинает атаку, вспомните Франка Райкарда. Вспомните элегантность, мощь и интеллект. Вспомните, что даже в самой “черновой” работе есть место для гения. Ведь именно такие игроки, как Райкард, делают футбол настоящим искусством, которое мы так любим.

Не забывайте ставить «+» этой статье если она вам понравилась, и поддержите мой проект в телеграмме «Ретро Футбол», скажу честно, там очень интересно!