Почему фанатов «Зенита» называют бомжами
Практически у каждой футбольной команды и ее болельщиков существуют прозвища. Одни дают фанаты других команд, другие называют себя каким-то образом сами. Нет никаких вопросов по поводу «коней» и ЦСКА или «мяса» и «Спартака». В фанатской среде приходится слышать, как болельщиков «Зенита» называют «бомжами» или «мешками». Давайте разберемся, откуда могло возникнуть такое прозвище у команды, которая представляет культурную столицу страны, ныне обладает большим количеством средств, побеждает в чемпионате страны шесть раз подряд.

Откуда взялось прозвище «мешки»?
Разумеется, болельщики «Зенита» никогда не называли себя ни «бомжами», ни «мешками». Все пошло от фанатов московских команд и началось в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Именно тогда стало появляться такое явление как фанатское движение — самоорганизация болельщиков. Поддержка любимой команды стала своеобразной идеологией, молодежь стала объединяться по признаку принадлежности к футбольному клубу. В идеологию коммунизма к тому времени уже практически никто не верил. «Зенит» был по сути единственной российской командой, которая противостояла грандам советского футбола. Московские ведомственные клубы котировались отдельно, украинские пользовались покровительством партийного начальства. Практически в каждой республике был свой флагман футбола: тбилисское и минское «Динамо», «Арарат», «Нефтчи», «Пахтакор», «Кайрат» и другие.

«Зенит» представлял профсоюзы. Они не могли защитить футболистов от службы в армии, поэтому игроки как минимум на два года оказывались в «Динамо» или ЦСКА, ослабляя команду. Несмотря на это в 1980 году «сине-бело-голубые» стали бронзовыми призерами чемпионата СССР, а в 1984 году впервые завоевали золотые награды. По этому поводу в Ленинграде состоялись праздничные мероприятия, болельщики были на седьмом небе от счастья, а промышленные предприятия выпустили партию полиэтиленовых пакетов с упоминанием победы «Зенита». Но такие пакеты недолговечны. Вскоре пакеты превратились в «мешки», оказывались в мусорных баках или использовались людьми без определенного места жительства.
Почему «бомжи»?

С полиэтиленовыми пакетами это только одна версия. По другой прозвище «бомжи» возникло из-за активных фанатов команды, которые старались выезжать на матчи в разные города страны. Поскольку денег на проезд обычно не было, то передвигались они шумной толпой на электричках. Иногда такие поездки носили экстремальный характер. Фанат проникал в плацкартный вагон под видом провожающего и прятался в ящик под днищем. В таких условиях можно было проехать и сутки. Когда человек едет таким образом, не моется и не чистит одежду, по виду и запаху он начинает напоминать бомжа. Впрочем, таким оригинальным решением проблемы занимались не только болельщики «Зенита». Но если «мешки» можно услышать редко, то прозвище «бомжи» закрепилось надолго.
Есть еще одна версия, по которой так стали болельщиков называть из-за спортивных результатов команды. Долгое время «Зениту» удавалось выиграть чемпионский титул, но у многих других футбольных клубов дела складывались гораздо хуже, поэтому эту версию можно поставить под сомнение.
Как на самом деле называют себя фанаты «Зенита»?

Первая половина 1990-х годов для «Зенита» складывалось неудачно. Команда оказалась в первой лиге и пошла на повышение только после чемпионата 1995 года. По возвращению в высший дивизион «Зенит» решил провести ребрендинг. Официальным символом клуба стало изображение льва. Объяснялось все довольно просто, в городе очень много скульптур царя зверей. На этом в свое время был построен сценарий знаменитой кинокартины 1974 года режиссера Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Так болельщики «Зенита» стали не только «сине-бело-голубыми», но и «львами».
С 1997 года в жизни команды произошли еще более глобальные изменения, когда ее титульным спонсором стал «Газпром». Точнее поначалу предприятие «Газпром Лентрансгаз». В «нулевые» в команду хлынул поток денежных средств, и никакой речи о «бомжах» или «мешках» уже не шло. Все это теперь относится к фанатскому народному фольклору, а у болельщиков «Зенита» со стажем вызывают только улыбку.
А шесть титулов купленных подряд - это просто покупка.