15 мин.

У «Бенфики» – больше всего сосьос в мире. Почему? И как же «Барса»?

26 февраля 2025 года «Бенфика» объявила: теперь у нее – 400 тысяч сосьос.

Достижение впечатляет по нескольким причинам. 

Во-первых, это мировой рекорд – ни у одного клуба планеты никогда не было столько официальных болельщиков. Во-вторых, цифра выглядит внушительной, если учитывать скромное население Лиссабона (570 тысяч человек) и всей Португалии (10 миллионов человек).

Откуда у «Бенфики» столько поклонников? Кто еще входит в топ-10 и как там оказался клуб из Австралии? Зачем люди становятся сосьос и сколько платят?

Разбираемся.

Самые низкие взносы – в Германии, высокие – в португальских топах, но болельщики получают скидки на билеты и даже бензин

Если коротко, сосьос (в переводе с испанского и португальского – «члены организации / клуба») – это болельщики из Испании, Португалии, Латинской Америки, Германии и некоторых других стран, которые получили специальную клубную карту. Обычно она оформляется в фан-шопе и дает первоочередный доступ к абонементам, скидки на билеты и другие товары, которые часто не связаны с футболом.

За карту нужно платить: в среднем – 15-20 евро в месяц, но прайс меняется в зависимости от страны и клуба. Например, взрослые поклонники «Бенфики» отдают 20 евро, «Барселоны» – 18 евро, «Порту» – 12 евро, «Баварии» (в Германии сосьос называют vereinsmitglieder) – чуть больше 5 евро (65 за сезон), португальского аутсайдера «Риу Аве» – 5 евро.

«Я заплатил 60 евро за полгода, – говорит сосьо «Браги» Константин. – Пришел клубный магазин и сказал, что хочу оформить карту. Это может сделать любой, необязательно иметь португальское гражданство. Я оформлял по правам, плюс спросили, есть ли местный адрес и налоговый номер, но это для инвойса. Думаю, можно и без них. Потом сделали фотографию и сразу выдали карту с моим фото».

Почти во всех клубах действуют скидки для детей, пожилых и особых категорий. Например, сосьос «Барсы» младше 14 лет платят 9 евро, сосьос «Баварии» младше 17 лет и старше 65 лет – 3 евро. В «Браге», помимо возрастных скидок, есть специальные предложения для женщин (6 евро) и фанатов, которые живут дальше 100 километров от города (6 евро).

Взамен обладатели карты получают десятки преимуществ, самое ценное – скидки на билеты. «Я оформил ее, потому что хотел сходить на три матча Лиги чемпионов против «Реала», «Наполи» и «Униона». С картой получилось сильно дешевле: один билет за 15 евро, а без карты – 50 евро. Еще, если покупать без карты, выбрать можно из трех секторов высоко под крышей. А я смог купить близко к полю, на первом матче сидел рядом с молодежкой «Наполи», – объясняет Константин.

Другие полезные привилегии, по его словам, – 10-процентная скидка в фан-шопе, бесплатные (или с большой скидкой) выезды, например, на финал четырех Кубка Лиги в Лейрию, а также бенефиты в партнерских программах. В случае «Браги» сосьос получают скидку на заправке испанского бренда Repsol – пять центов с литра.

Похожие программы работают и в остальных клубах. Вот плюшки «Баварии»: 10-процентная скидка в клубном магазине, скидка на билеты и в музей (правда, всего на 2 евро), подписка на клубный журнал, карточки с автографами игроков и приглашения на мероприятия.

Преимущества «Барсы» шире: кроме стандартных категорий, здесь и 25-процентный дисконт в ресторане, и скидки на баскетбол, гандбол, футзал и хоккей, и дешевые билеты в парк развлечений «Порт Авентура», на выставку динозавров или иммерсионное хоррор-шоу «Отель Дракула», и шанс сделать фото с игроками.

Но даже это не сравнится с акциями «Бенфики». За 20 евро в месяц сосьос «орлов» получают доступ к партнерским программам в четырех тысячах мест. Во многих случаях это прямые скидки (например, 2-20% от счета в ресторанах или 6 центов с литра на АЗС), часто – кешбэк, который можно потратить на клубные товары.

«По одному центу с каждого заправленного болельщиками литра перечисляется в казну клуба. Мы этот факт подчеркиваем: в выигрыше оказались все. Repsol – потому, что благодаря сотрудничеству с нами получил новых клиентов. Болельщики, получившие скидку на бензин, – понятно, почему. Вас интересуют конкретные цифры? За прошлый год 56 тысяч болельщиков «Бенфики» купили на колонках Repsol 50 миллионов литров бензина», – рассказывал директор «Бенфики» по коммерции и маркетингу Мигел Бенту во время лекции в Москве в 2012-м.

По его словам, однажды клуб и банк Caixa вообще объявили беспроигрышную акцию. В конце года сосьос получали на карту уникальный кешбэк – по два евро за каждый забитый «Бенфикой» мяч: «Как я уже говорил, за членство в клубе я плачу 12 евро в месяц, 144 евро за год. Так что, если «Бенфика» забьет 72 гола, я окуплю свое членство».

Главное преимущество сосьос – участие в выборах. Но демократия работает не везде («Бенфика» похожа на олигархию)

Доступ к скидкам – важная, но далеко не главная причина, по которой люди становятся сосьос. Важнее – право голосовать.

Клубы, построенные по системе сосьос, по структуре управления мало отличаются от кооператива – хоть дачного, хоть гаражного. Власть в них осуществляют президент (председатель) и правление, которые избираются из числа обычных членов. Члены вносят паевые взносы, а главным документом считается устав.   

Именно из-за этих особенностей система сосьос работает не во всех странах. Например, в Британии, Италии и Франции клубы принадлежат частным владельцам, которые управляют, как захотят. В Германии за исключением трех клубов, которые обходят ограничения, единоличные владельцы, наоборот, запрещены – контрольный пакет находится у ассоциации болельщиков (знаменитое правило 50+1), чье мнение оказывается решающим.

Похожая история – в некоторых испанских клубах. Так, «Реал», «Барселона», «Атлетик» и «Осасуна» до сих пор зарегистрированы как некоммерческие ассоциации и принадлежат сосьос. Остальные клубы – акционерные общества, но, например, акционеры «Леванте» и «Реал Сосьедада» – десятки тысяч болельщиков.

Собственники «Бенфики», «Спортинга» и «Порту» – сосьос. У «Браги» – четыре категории акционеров (крупнейшие – болельщики и катарский фонд), ни одна из них не имеет контрольного пакета. Большинство аргентинских и бразильских клубов также контролируются болельщиками.

Сосьос участвуют в регулярных выборах президента и правления. Например, выборы президента «Порту» проходят раз в четыре года, к голосованию допускают совершеннолетних членов со стажем от одного года без долгов по взносам. На участке для голосования нужно показать членскую карту и одно из удостоверений личности – паспорт, карту гражданина или водительские права.

Конкретный пример: на выборах президента-2024 голосовали 27 тысяч человек, с результатом 80% победил Андре Виллаш-Боаш. «Моя квартира – в 100 метрах от стадиона. Видел, сколько пришло людей, – безумие. На следующий день «Порту» играл со «Спортингом», я подумал: «За билетами очередь, что ли? Не может быть». Потом очнулся: «Так это же выборы», – вспоминал Дмитрий Аленичев, который в день выборов оказался на севере Португалии.

Выборы президента «Бенфики» также проходят раз в четыре года, но меньше похожи на демократию. Во-первых, для кандидатов существует фильтр: с 2010-го баллотироваться могут только те, кто 25 лет подряд зарегистрирован в качестве совершеннолетнего члена. Иными словами, невозможен кандидат младше 43 лет (даже на выборах президента России минимальный порог – 35 лет), а ирония в том, что правило появилось при Луисе Филипе Виейре, который до президентства в «Бенфике» был сосьос «Порту» и «Спортинга» одновременно.

Во-вторых, правило «один человек – один голос» работает только для сосьос со стажем от одного до пяти лет. Чем опытнее болельщик, тем весомее его мнение: сосьос со стажем от 5 до 10 лет имеют пять голосов, от 10 до 25 лет – 20 голосов, от 25 лет – 50 голосов. К последней категории относятся 1789 болельщиков (44 из них болеют за клуб больше 75 лет), которые в сумме имеют 90 тысяч голосов.

Получается, за Руя Кошту, который в 2021-м набрал 84,5% голосов, в теории могло проголосовать меньшинство, но за счет поддержки опытных сосьос он все равно победил бы.

В политике подобная система называется «квалифицированным голосованием» и может быть частью олигархического режима, когда более опытные, влиятельные или обеспеченные имеют больше преференций. «Бенфика» предпочитает другие формулировки, объясняя, что поощряет поклонников за лояльность. «Клуб всегда гордился тем, что является демократией. Фанаты могли голосовать за президента даже во время диктатуры», – говорит журналист Педро Барата.

Выборы в «Барселоне» больше похожи на те, что проходят в «Порту» (нет фильтров для кандидатов, один сосьо – один голос, голосуют все члены со стажем от года), хотя так было не всегда. Например, в первых – в 1953 году – участвовали только мужчины, за что «Барса» называет их «псевдодемократическими».

В 2021-м демократию соблюли по максимуму: избирательные участки работали не только на «Камп Ноу», но и в других городах Каталонии, а также в Андорре. Более того – 23 тысячи человек (из 55 тысяч) проголосовали по почте. Все из-за пандемии, которая ограничила мобильность и заперла избирателей дома.

«Бенфика» ответила на локдаун электронным голосованием: его выбрали 30 из 40 тысяч избирателей.

«Бенфика» давно гонится за рекордом и ради этого идет на все: фальсифицирует статистику, едет в Бразилию, записывает детей

В 2003 году президентом «Бенфики» избрали Луиса Филипе Виейру. Клуб к тому времени погряз в долгах и скандалах, а позапрошлого президента Жуана Вале и Азеведу (правил до 2000-го) арестовали за отмывание и хищение – в том числе миллиона долларов от трансфера Сергея Овчинникова в «Алверку».

Виейра запустил процедуру выздоровления и одним из главных пунктов программы назвал увеличение фан-базы. Логика: чем больше сосьос, тем больше взносов, преданных болельщиков и стабильности. В июне 2005-го президент заявил, что к октябрю клуб должен иметь 300 тысяч членов, иначе он уйдет в отставку.

Цель была, конечно, не достижима. На момент заявления у «орлов» насчитывалось 94 тысячи сосьос. За три месяца масштабной рекламной кампании их стало на 56 тысяч больше, а в ноябре 2006-го клуб попал в книгу Гиннесса как «самый широко поддерживаемый футбольный клуб» с 160 тысячами членов с оплаченными взносами.

Красиво, но далеко не 300 тысяч, о которых говорил Виейра. Кстати, в отставку за срыв обещания он не ушел. Она случилась только в 2021-м после пятой подряд победы на выборах – босса арестовали по подозрению в мошенничестве, налоговых махинациях, подделке документов и отмывании денег.

В обвинение не вошла подделка отчетности по сосьос, но Виейра сфальсифицировал и ее. Так, в мае 2015-го он сообщил, что у «Бенфики» – 248 тысяч членов. Летом прошла процедура учета (проводится каждые 10 лет) – после исключения умерших и неактивных болельщиков цифра скукожилась до 157 тысяч.

После этого президент запустил кампанию по охвату новых рынков. Проповедники «Бенфики» поехали в Бразилию, где предлагали упрощенную процедуру членства: за 25 евро каждый желающий получал шарф и карточку с оплаченными на три месяца вперед взносами. Деньги отбивались за счет системы скидок и кешбэка – не такой разветвленной, как в Португалии, но все равно обширной.

Выход за пределы страны принес результат – осенью 2021-го у «Бенфики» было 250 тысяч сосьос.

Новый президент Руй Кошта продолжил политику предшественника и регулярно говорит, как важно привлекать новых членов. В августе 2022-го клуб выпустил карту с номером «300 000», в феврале 2025-го объявил о 400-тысячном сосьо. Им оказалась Кристина Гомеш Лоурейру с севера Португалии.

«Быть сосьос «Бенфики» всегда было мечтой, правда, у меня не так много шансов поехать на игры, потому что Лиссабон находится далеко от дома, – рассказывала Кристина, которая скоро все-таки попадет на «Да Луш». – Но после всех новостей мне позвонил Руй Кошта. Он поздравил и сказал, чтобы я выбрал игру, которую хочу посмотреть на стадионе. Я до сих пор в шоке!»

Как же получилось, что именно «Бенфика» из 10-миллионной Португалии стала мировым рекордсменом?

Во-первых, в Португалии не следуют понятию «support your local team». Люди из разных концов страны чаще всего поддерживают «большую тройку», а исторически главный клуб из топ-3 – «Бенфика». Случай Кристины – характерный пример. По ее словам, отец и сестра тоже фанатеют от «орлов» и имеют членскую карту.

Из-за этого 65-тысячный «Да Луш», открытый в 2003-м, уже не соответствует амбициям. «Мы мечтаем о новом доме. Он должен иметь легендарную вместимость, о которой думают все болельщики – 120 тысяч мест», – заявил вице-президент клуба Руй ду Пассу.

Во-вторых, футбол – не просто главный, но и единственный массовый спорт в Португалии. Страна не сильна в баскетболе, плавании или беге, а ее лучший результат на Олимпиаде – четыре медали в Токио и Париже. Люди не распыляются и сосредоточены на одной страсти.

В-третьих, быть сосьос «Бенфики» – выгодно. Выше мы обсудили, что взнос в 20 евро отбивается за счет скидок на билеты и акций у четырех тысяч партнеров.

В-четвертых, среди членов – много несовершеннолетних. Все из-за того, что карту автоматически получают дети, которые занимаются в секциях «Бенфики» по разным видам спорта. Поэтому при 250 тысячах сосьос голосовать на выборах в 2021-м могли только 115 тысяч.

В-пятых, читерство. В погоне за мировым лидерством «Бенфика» снова считает всех подряд – перепись сдвинули на 2026 год. Правда, в клубе наконец признают «мертвые души»: выпуская карту с номером «300 000», уточнили, что активных членов менее 267 тысяч. По опыту прошлых лет их наверняка больше.

Лидерство «Бенфики» раздражает «Баварию». В топ-7 внезапно есть «Шальке», но нет «Барселоны»

«Бенфика» объявила о юбилейном сосьо 26 февраля. На следующий день то же самое сделала «Бавария», теперь и у нее 400 тысяч членов.

Клубы конкурируют много лет, периодически объявляя о рекордах, чтобы сдвинуть друг друга с вершины. Например, 100 тысяч «мертвых душ» «Бенфики» в 2015-м – следствие именно этой борьбы. Немцы не отстают: в 2023-м отмечали 300 тысяч членов, на годовом собрании в декабре 2024-го говорили про 382 тысячи, через два месяца – внезапный юбилей.

Бурный рост, скорее всего, результат приписок, но в целом популярность «Баварии» объяснима. 75-тысячная «Альянц Арена» всегда распродана, попасть на матч – чудо. Членство в клубе ничего не гарантирует, но хотя бы дает надежду на покупку билета, а через много лет – абонемента.

Такая же мотивация – у болельщиков «Боруссии»: 218 тысяч, пятое место в мире. Ее стадион на шесть тысяч зрителей вместительнее, но свободных мест нет. На седьмом месте – «Шальке» (180 тысяч членов), который с 2023-го играет во второй Бундеслиге, прямо сейчас пыхтит на 11-й строчке, но на каждом матче собирает полный стадион – 62 тысячи.

Кроме «Бенфики» и трех немецких клубов, в топ-7 залетели «Ривер Плейт» (самый помещаемый клуб мира-2024) и «Бока Хуниорс» – по 350 тысяч сосьос, а также «Тасмания Девилз» c австралийского острова – 200+ тысяч. Удивления добавят несколько деталей: «Тасмания» играет в австралийский футбол, ее основали в мае 2023-го, первый матч она проведет в 2028-м, а первые 100 тысяч членов появились за 24 часа.

Дело – в экзотике и страсти. Тасмания считается оплотом австралийского футбола, за ним следят 80% жителей острова (420 тысяч человек), при этом они никогда не имели профессиональной команды. Теперь она наконец появилась, и 100 тысяч островитян моментально оформили карту за 10 долларов в месяц.

Остальные сосьос разбросаны по миру. Вероятно, их привлекло расположение (помните другие спортивные клубы из таких живописных мест?) и название с отсылкой к легендарному тасманскому дьяволу, ради которого пришлось вести переговоры с Warner Brothers. Оказалось, киногигант зарегистрировал права на животное после успеха Таза из Looney Tunes.

А где «Барса»? От топ-7 каталонцев отделяют два альпийских клуба из Германии (объединяют любителей горного туризма) и команда по крикету из Мельбурна. Но в чисто футбольном рейтинге они замыкают семерку с большим отставанием от лидеров: всего 150 тысяч сосьос. Причина – ограничения для иностранцев, которые не могут стать полноценными членами и управлять клубом. Для них есть категория «международная членство» со скидками на еврокубковые билеты из товары фан-шопа.

Фото: Gettyimages/Alex Caparros / Stringer, Carlos Rodrigues / Stringer, David Ramos / Staff