24 мин.

Самый скандальный владелец клуба Ла Лиги — Питер Лим

Питер Лим - владелец футбольного клуба «Валенсия». Владелец -  который сыскал очень дурную славу за все свои деяния проделанные за всё своё время правления. Ссылаясь на New York Times и The Athletic, мы расскажем поэтапно всю историю сингапурского бизнесмена.

Сингапурский миллиардер не наблюдал за игрой «Валенсии» лично с декабря 2019 года, когда он присутствовал на домашней ничьей 1:1 с мадридским «Реалом». За прошедшие 1500 дней или около того, произошел разрыв между самым печально известным иностранным владельцем Ла Лиги и многими из тех, кто окружает клуб, в настоящее время вовлеченный в отчаянную борьбу с потенциально катастрофическим вылетом во второй дивизион Испании.

Между тем, теперь уже 71-летний Лим, чье личное состояние составляет 1,75 миллиарда евро , по данным Forbes, продолжает развивать и ценить свою дружбу с ведущими футбольными фигурами, включая Криштиану Роналду, Дэвида Бекхэма и Гари Невилла.

РАННИЕ ГОДЫ ЛИМА.

Сын торговца рыбой, Лим родился в мае 1953 года и вырос с семью братьями и сестрами в двухкомнатной квартире в одном из старейших государственных жилых комплексов Сингапура, Букит Хо Суи. 

После окончания средней школы в престижном Институте Раффлза и службы в армии, Лим получил степень в области финансов и бухгалтерского учета в Университете Западной Австралии в Перте. В 2007 году он рассказал сингапурской газете New Paper, что работал таксистом, поваром и официантом в сети быстрого питания Red Rooster, чтобы не свести концы с концами во время учебы. 

Вернувшись в Сингапур, Лим стал биржевым маклером, зарабатывая миллионы комиссионных от клиентов, в том числе, согласно сообщениям, сыновей тогдашнего президента Индонезии Сухарто и бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада.

В начале 1990-х годов Лим инвестировал около 10 миллионов долларов собственных денег в развивающуюся компанию по производству пальмового масла под названием Wilmar, которой руководил Куок Хун Хонг, племянник малайзийского миллиардера Роберта Куока. К 2010 году доля Лима составляла около 1,5 миллиарда долларов. 

«С того момента, как я впервые поговорил с Куок Хун Хонгом, я подумал: «Мне лучше последовать за этим человеком, потому что он может заработать для меня много денег», — сказал Лим в интервью Forbes, в котором упомянул Ferrari, Porsche и Lamborghini, припаркованные в его роскошной квартире.

Питер Лим / Quality Sport Images/Getty Images

Вскоре Лим диверсифицировал свои инвестиции в моду, кинопроизводство, солнечные батареи и частные школы, уделяя особое внимание риэлторской фирме Rowsley и медицинскому конгломерату Thomson Medical Group.

Лим также получил кайф от своего увлечения спортом. В 2011 году он стал инвестором производителя спортивных автомобилей McLaren. Но многие источники, которые работали с ним, говорят, что его настоящей страстью всегда был «Манчестер Юнайтед». Его модная сеть FJ Benjamin подписала 10-летний контракт с «Юнайтед» в 1999 году, исполнительным директором клуба тогда являлся Питер Кеньон. 

Со временем Лим исчез из поля зрения общественности в Сингапуре, особенно после публичного развода с первой женой Винус Тан в середине 1990-х годов. Его вторая жена, Шери Лим, сама известна — актриса мыльных опер, ставшая основательницей модельного агентства.

Лим и его жена Шери на матче «Валенсии» (Quality Sport Images/Getty Images)

НАЧАЛО ПУТИ В МИРОВОМ ФУТБОЛЕ И БИЗНЕСЕ

Заработав состояние, Лим искал возможности попасть в европейский футбол высшего уровня. До покупки «Валенсии» он был связан с «Атлетико Мадрид» и «Депортиво» в Испании, английском «Мидлсбро» и «Рейнджерс» в Шотландии и итальянским «Миланом». В 2010 году он предложил 320 млн. фунтов за «Ливерпуль», но их нынешним владельцам в Fenway Sports Group. 

Настоящий вход Лима в индустрию произошел благодаря другому человеку, сделавшему себя сам, который вырос из скромных семей — португальскому суперагенту Жорже Мендешу. Они начали работать вместе как раз в тот момент, когда сторонние фонды (TPO), включая Quality Sports Investments (в котором участвовали Кеньон и агентство Мендеса Gestifute), покупали доли в «экономических правах» перспективных игроков, потенциально получая прибыль, когда игроки продавались за большую плату.

Meriton Capital инвестировал в основном в игроков, которых представлял Gestifute, в том числе в перспективных молодых игроков Андре Гомеша, Родриго и Жоао Канселу, которые на тот момент играли за португальский клуб «Бенфика».

Канселу в действии за «Валенсию» (Manuel Queimadelos Alonso/Getty Images)

К тому времени Лим наладил отношения с тогдашним мадридским «Реалом» Роналду, еще одним клиентом Мендеша. Роналду регулярно посещал Сингапур для участия в мероприятиях, в том числе в 2013 году на мероприятии посвященном сохранению мангровых болот в Индонезии. 

В 2015 году компания Лима Mint Media заплатила нераскрытую сумму (приблизительно 75 млн. долларов) за владение и управление правами на личное изображение Роналду в течение следующих шести лет. В июле 2017 года игрок прилетел в Сингапур через три дня после того, как дочь Лима Ким родила первого сына. В рамках той же поездки в Китае были организованы и другие мероприятия Mint Media для спонсоров, включая Nike. 

Также летом 2017 года Роналду спросили о его отношениях с Лимом в испанском суде, где его преследовали за сокрытие доходов от имиджевых прав от налоговых органов.

«Мне заплатили заранее, на случай, если что-то случится в моей карьере», — сказал Роналду суду. «Наша карьера (как футболистов) сопряжена с рисками. Я сотрудничал с Питером, чтобы гарантировать свое будущее».

В январе 2019 года Роналду признал, что нарушил закон, и выплатил компенсацию в размере 18,8 миллиона евро. Лима не обвинили ни в каких правонарушениях. 

Португальская звезда продолжает регулярно посещать Сингапур, часто для того, чтобы рекламировать филантропические усилия Лима, одновременно продвигая корпоративные бренды в сделках, организованных Mint Media.

Роналду (в центре) на мероприятии в поддержку молодежных стипендий, основанных Лимом в Сингапуре в 2023 году (Lionel Ng/AFP via Getty Images)

БЛИЗКАЯ СВЯЗЬ С CLASS OF 92 

Возвращаясь к 2000-м годам, связи Лима с «Манчестер Юнайтед» помогли ему познакомиться с группой «Class of 92», состоящей из Бекхэма, Гари и Фила Невиллов, Райана Гиггза, Ники Батта и Пола Скоулза. 

Эти отношения были официально оформлены в сентябре 2014 года, когда Лим купил 50 процентов акций «Солфорд Сити» за неназванную сумму. 

В следующем году Rowsley — сингапурская компания по недвижимости, в которой Лим является крупным акционером, — стала участвовать в долгосрочных планах Невилла по строительству отеля, жилой и коммерческой застройки в центре Манчестера. 

В августе 2015 года газета Manchester Evening News сообщила, что Роусли инвестирует 40 миллионов фунтов стерлингов в проект «Святого Михаила», а Невилл сказал, что он отдает «огромный кредит Роусли» за его участие. Месяц спустя Роусли купил 75 процентов недвижимости Class of 92 за 29,1 млн фунтов стерлингов. Среди них был отель Football на 133 номера напротив «Олд Траффорд» и ныне закрытый ресторан Cafe Football на 120 мест в восточном Лондоне. 

Отель «Футбол», напротив «Олд Траффорд» (Alex Livesey – Danehouse/Getty Images)

Отношения приняли неожиданный оборот, когда Лим нанял Невилла, который не говорил по-испански и никогда не тренировал на клубном уровне, в качестве тренера «Валенсии» в декабре того же года. Выиграв всего три из 16 матчей Ла Лиги и унижение 7:0 в Кубке Испании от «Барселоны», Лим уволил своего друга.

Тем не менее, их отношения не были испорчены. В августе 2016 года Невилл был в Сингапуре, объявляя о поддержанном Rowsley плане по строительству 25 отелей футбольной тематики в Азии и континентальной Европе. 

В январе 2019 года Бекхэм объявил о приобретении 10-процентной доли в «Солфорд Сити», сократив долю Лима до 40 процентов. Также являясь совладельцем команды MLS «Интер Майами», Бекхэм регулярно посещал Сингапур для коммерческих возможностей и присутствовал на финале Кубка Испании в мае 2019 года вместе с Лимом, где «Валенсия» обыграла «Барселону» со счетом 2:1 и завоевала первый трофей клуба за 11 лет.

«Валенсия» празднует победу в Кубке Испании 2019 года (Pau Barrena/AFP via Getty Images)


После этого Лим не стал поздравлять команду, вместо этого отправившись на ужин с Бекхэмом и другими друзьями. «Мы обыграли «Барсу» с Лео Месси в финале, и Лим не принимал никакого участия в праздновании. Это было просто очень странно», — рассказал тогдашний директор «Валенсии».

В октябре 2022 года, Невилл, Гиггз и Батт были в сингапурском Cafe Football, позируя с большим чеком на 680 000 долларов — благотворительный вклад Лима в проект по поощрению молодых девушек к изучению науки и техники.

«Питер вложил так много денег во всех этих ребят», — говорит бывший сотрудник Лима в Сингапуре.

Связь Лима с «Солфорд Сити» также формально закончилась в августе прошлого года, когда Невилл выкупил его долю за неназванную сумму.

Представитель «Солфорд Сити» сообщил, что Лим ушел в «хороших отношениях» и был благодарен за его «годы инвестиций». Это включало в себя финансирование реконструкции их домашнего стадиона на «Мур Лейн» в стадион на 5000 мест. 

Дэвид Бекхэм (Martin Rickett/PA Images via Getty Images)

ЛИМ VS «ВАЛЕНСИЯ»

Когда Лим впервые прибыл в «Валенсию» в 2014 году, заплатив 94 миллиона евро за контрольный пакет акций в 70%, его приветствовали как спасителя, учитывая глубокие финансовые проблемы клуба и предыдущую институциональную нестабильность.

Оптимизм и позитив длились недолго.

За десять лет работы Лима в качестве владельца общий уровень команды продолжал падать, поскольку 12 главных тренеров и семь спортивных директоров приходили и уходили. Даже блеск того успеха на Кубке Испании 2019 года продлился недолго — тренер Марселино Гарсия Тораль и спортивный директор Матеу Алемани ушли через несколько месяцев после этого события. 

«Питер видит это так: он вложил деньги, он владеет акциями, он имеет право делать то, что считает нужным», — говорит сингапурский источник, работавший с Лимом.

Уверенность Лима в своей способности торговать на футбольном трансферном рынке сохраняется, говорят источники, которые имели с ним дело. Он вел прямые переговоры с коллегами, включая президента «Пари Сен-Жермен» Нассера Аль-Хелаифи и исполнительного директора «Атлетико Мадрид» Мигеля Анхеля Жиля Марина. Он регулярно общается с именитыми игроками и руководителями на гала-концертах «Золотого мяча» и финалах Лиги чемпионов.

Ежегодные сокращения зарплатной ведомости создали команду, единственной целью которой является предотвращение вылета из Ла Лиги, разочаровывая болельщиков, которые хотят снова бороться за трофеи и вернуться к игре в еврокубках. 

Баннеры и кричалки «Lim Go Home» теперь можно увидеть и услышать внутри и снаружи Месталлы на всех домашних играх, в то время как бывшие игроки и местные СМИ постоянно призывают его продать клуб и уйти. 

Баннеры «Lim Go Home» (Jose Jordan/AFP via Getty Images)

В октябре прошлого года два болельщика «Валенсии», Дани Куэста и Мирея Саез, были арестованы в соответствии со строгими законами Сингапура о вандализме после того, как разместили наклейку с надписью «Lim Go Home» возле своего роскошного многоквартирного дома. Они были освобождены без предъявления обвинений после того, и взаимное непонимание между Сингапуром и Валенсией было еще больше подчеркнуто. 

Когда в ноябре на Валенсию обрушилось разрушительное наводнение, фотография Лима и его сына в Instagram, на которой Лим и его сын ужинают с Бекхэмом в Сингапуре в те же выходные, показалась бесчувственной. Вскоре Лим сделал пожертвования в 325 тыс. евро, но многие болельщики клуба посчитали, что этого слишком мало и слишком поздно.

Среди его немногих сторонников в Испании был президент Ла Лиги Хавьер Тебас, который в сентябре прошлого года отметил, что Лим вложил много собственных денег — около 300 миллионов евро, включая кредиты, — в то время как предыдущие местные владельцы «Валенсии» оставили после себя огромные долги. 

Годовое общее собрание акционеров клуба в декабре на «Месталье» было сорвано несколькими мелкими акционерами, протестовавшими против владения Лима. После этого тогдашний президент клуба Лейхун Чан сказала: «Если поступит привлекательное предложение, Лим его изучит. Если нет, то он не будет спешить». 

В некоторых источниках сообщалось о том, что Лим просит 400 млн. евро за 92% своих акций. В последние недели также появились сообщения о том, что его друг Роналду, который сейчас играет за «Аль-Наср» в Саудовской Аравии, может получить личную поддержку от наследного принца этой страны Мухаммеда бин Салмана, чтобы купить акции валенсийского клуба, хотя это маловероятно. 

В последние недели президенство клуба сменилось. Вместо Лейхун, на пост президента пришел сын Питера Лима - Киат. Сын Лима стал директором клуба в 2022 году и с тех пор является основным контактным лицом между «Валенсией» и Сингапуром, в том числе при принятии решений о трансфере.

Другие, кто работал с Лимами, сомневаются, что Киат, который также является вице-президентом Thomson Medical и инвестирует в криптовалюты и NFT, обладает опытом или личностью для руководящей должности в таком большом клубе.

На этой неделе Киат встретился с персоналом клуба и игроками на тренировочной базе клуба «Патерна», а также посетил строительство Новой Местальи. Он вернулся в Сингапур перед субботней домашней игрой с «Вальядолидом». 

Между тем, в Сингапуре Лима-старшего продолжают регулярно навещать высокопоставленные футбольные друзья, которые ценят его и с которыми он чувствует себя более комфортно. Даже те, кто тесно сотрудничал с Лимом, признают, что сложно предугадать его действия, но все говорят, что этот прирожденный трейдер терпеть не любит терять деньги на сделке и вряд ли продаст «Валенсию» себе в убыток.