Трибуна
8 мин.

Джим Рэтклифф ввел режим жесткой экономии в «МЮ» – а так ли он не прав?

На днях Любовь Курчавова опубликовала душераздирающую подборку фактов о том, как безумный владелец «МЮ» экономит на бесплатных обедах, рождественских  вечеринках и подарках к юбилею сотрудникам – и при этом клуб посмел купить пять игроков за «200+ миллионов евро» (в Англии евро не в ходу, но не будем придираться к мелочам). В комментариях дружно осудили старину Джима – одного из богатейших людей Британии выставили эдаким безумным старикашкой-самодуром, считающим шурупы и конверты и лишающим манчестерским сирот Рождества.

Я, как человек, уже много лет работащий в корпоративных финансах крупной международной компании, вижу это под несколько другим углом. Не то чтобы я одобряю действия «МЮ», но в них прослеживается определенная логика, и эта история не такая черно-белая, как выглядит с первого взгляда. 

Перед тем, как перейти к деталям, хочется сказать вот что. Мы, болельщики, во многом воспитывались именно на футболе, узнавали через него географию и историю, учились любить и ненавидеть, разбираться, что справедливо, а что нет («Ничего, футбольный  бог все видит», – плевались мы в спину нечестно, по нашему мнению, победившей команде. И иногда он действительно видел). Мы автоматически перенесли романтическое восприятие игры на футбольные клубы – свою роль в этом сыграли и лозунги наших любимых команд – все эти «больше чем клуб» и YNWA. И мы как-то пропустили этот момент, когда клубы, за которые мы болеем с детства, стали коммерческими гигантами – выручка «Реала»  в прошлом сезоне впервые в истории достигла миллиарда евро, на стадионах проводятся концерты и матчи чуждых нам видов спорта, трансферы игроков в 30-40 млн. мы считаем бюджетными, и разбираемся, как работает амортизация игроков, и почему она важна для PSR (Profit and Sustainability Rules).

Футбольные клубы превратились в машины, зарабатывающие тонну денег – и в этом свете то, что что сейчас делает «МЮ» совсем не уникально. Урезали скидки на билеты детям и пенсионерам? Так примерно то же самое сделали в этом сезоне «Тоттенхэм» и «Вест Хэм», просто о них пишут меньше чем о «МЮ». Установили фиксированную цену 66 фунтов за билет? На матч «Арсенала» за эти деньги можно сходить лишь на «Ипсвич» или «Загреб», а «Астон Вилла» так задрала цены на ЛЧ,  что вызвала бешенство своих болельщиков. «МЮ» теряет связь со своим с комьюинити? Недавно я рассказывал про то, как «Ливерпуль» осознанно уничтожал свой район, чтоб опустить цены на недвижимость и выкупить по дешевке соседские дома с целью расширения своего стадиона, чтобы в конечном счете заработать еще денег. И то, что мы видим сегодня в «МЮ», завтра может случиться в «Арсенале», «Тоттенхэме» или любом другом клубе, где считают деньги, а не баррели.

Возвращаемся к Джиму Рэтклиффу. Он пришел в «МЮ» в момент очевидного кризиса – как в плане спортивных результатов, так и в финансовом – клуб лет несколько подряд заканчивал финансовый год с убытком (безумные 113 млн. фунтов по итогам прошлого сезона). Важно понимать – Джим не наемный менеджер, эти цифры означают потерю его собственных денег. Конечно, он захотел что-то поменять.

В экономике есть понятие – релевантные расходы и нерелевантные. Последние это те, которые уже понесены, и ничего с этим поделать нельзя, например  трансферы игроков. Антони уже нельзя вернуть обратно в «Аякс» за ту же сумму (но можно отдать в рабство в аренду). Релевантные – это расходы, которые можно избежать, и их можно разделить на:

  • Стратегические проекты (например, расширение стадиона, улучшение условий для тренировок)

  • Нестратегические, но необходимые (например, выплаты по кредитам, затраты на проведение матчей или на клубный автобус) 

  • Дискреционные – те, которые можно урезать, не навредив бизнесу. Простой пример с точки зрения личного бюджета – это походы в рестораны. Да, эти затраты могут быть сравнительно небольшими с точки зрения общей картины, но именно с них начинается экономия в любой компании (и на бытовом уровне), и именно с ними, засучив рукава, борется сэр Джим. 

«План трансформации направлен на то, чтобы вернуть клуб к прибыльности после пяти лет подряд убытков, начиная с 2019 года», — говорится в официальном заявлении клуба. «Это создаст более надежную финансовую платформу, с помощью которой клуб сможет инвестировать в успех мужского и женского футбола и улучшение инфраструктуры». 

Цель ясна, но оправданы ли средства? Разберем некоторые инициативы Рэтклиффа:

  • Отмена корпоративной пенсии сэру Алексу. Два миллиона фунта в год. С 2013 года. Несложная математика показывает, что Фергюсон после ухода из «МЮ» заработал более 20 млн. – хватит и себе, и внукам. В каком еще клубе Англии, да и всей Европы, платят бывшему тренеру такие деньги? Для сравнения – пенсия президента США примерно в десять раз меньше. Да, это был красивый жест от клуба, но всему приходит конец.

  • Фиксированные билеты за 66 фунтов. Во-первых, решение было принято тогда, когда в продаже оставалось менее одного процента билетов. Во-вторых 66 фунтов это вполне разумная сумма для нынешней АПЛ. Если вы не согласны, то у меня вас плохие новости.

  • Закрытие офиса клуба в Лондоне. Знаете, где находится этот офис? Я только что проверил – в районе «Кенсингтон и Челси», одном из самых дорогих в столице. Я понимаю, что согласно известной шутке, в Лондоне живет больше фанатов «МЮ» чем в Манчестере, но в наше время, когда большинство офисных сотрудников частично работают из дома, действительно ли манчестерской компании нужен полноценный офис в одном из самых фешенебельных районов столицы?

  • Сокращение персонала. Самое болезненное. Одной из проблем (кто-то назовет это преимуществом) крупных компаний является потеря контроля над штатом. Поделюсь личной историей. Когда я работал в одной очень большой российской компании, у нас в отделе был некий Боря, молчаливый мужчина средних лет, сидящий в уголке за своим компом.Боря был в меру интеллигентен и приятен в общении, проблема была лишь в том, что никто не знал, чем он занимается, даже его начальник, которому Борис достался по наследству от предыдущего. Сидел наш Боря в компании лет 15, но все-таки однажды угодил под очередную волну сокращений и освободил свой уголок под кактус. Как несложно догадаться, на работе компании это никак не сказалось. И имя таким борям легион – они есть в любой крупной компании. Возвращаясь к «МЮ», я поискал конкретные цифры – все так и есть. По данным The Athletic, на конец прошлого сезона в штате клуба было 1140 человек по сравнению 872 у «Челси, 723 у «Арсенала» и 611 у «Сити» (по последним, издание оговоривается, что часть сотрудников может быть оформлено на другие компании входящиее в  City Football Group). Другой занятный факт –  за восемь лет штат «МЮ» вырос на 40 процентов - кажется, сэру Джиму тоже показали эту статистику.

  • Отмена бонусов / подарков на Рождество / вечеринок. В компаниях, где я работал, все было просто. У бизнеса есть цели на год, если они достигаются, то все получают бонус. Если цели перевыполнены, бонус увеличивается. Если цели не выполнены, то, думаю, вы догадались, что происходит. Выполняет ли цели «МЮ»? Ответ вы знаете. Кстати, в клубе сказали, что в этом году бонусы топ-менеджерам будут снижены, а со следующего года они будут привязаны к спортивным и финансовым результатам. Что касается рождественской вечеринки, то, ей богу, учитывая то, где оказался клуб, это звучит как пир во время чумы.

  •  Отмена бесплатных обедов. Обед – это часть соцпакета, такой же как медстраховка, например.Было б интересно посмотреть на картину в целом – сколько платят в «МЮ» (включая все доп. выплаты, льготы и т.д.) по сравнению с конкурентами, прежде чем делать выводы.

  • Всякие мелочи, вся эта экономия на шурупах и конверты – это действительно звучит  мелочно – не исключаю, что это инициатива на местах от чересчур исполнительных менеджеров среднего звена. А возможно, больше символический жест для всех – мол, каждый пенс важен. В общим случае, как показывает опыт, через какое-то время все понимают, насколько это нелепо выглядит, и такого рода инициативы умирают сами по себе.

И последнее. «МЮ» самый популярный клуб Британии,  обожает его и пресса, с микроскопом следящая за любой новостью из их стана. Новость об увольнении уборщицы «Борнмута» или «Ньюкасла» не вызовет интересна в прессе, зато любой скандал об «МЮ» смакуется с удовольствием и раздувается до размеров слона – это тоже нужно понимать.

О сравнении «крохоборских» инициатив с суммами, потраченными на трансферы и зарплаты игроков. Делать это, примерно то же самое, что считать, сколько завод потратил на инвестиции в новые промышленные линии и причитать о том, что экономят на вахтерах. Или упрекать условный Amazon в инвестициях в ИИ на фоне сокращения сотрудников. Если удариться в экономию на капитальных вложениях, то можно очень быстро отстать от конкурентов. Ну а что касается простых сотрудников – то если они разбегутся, то очень быстро найдутся другие желающие – благо мы – «МЮ». Это не мое мнение – так рассуждает крупный бизнес, знающий о силе своего бренда как работодателя. Ничего личного, просто бизнес.

Джим Рэдклифф начал с простых, знакомых ему и легко выполнимых вещей (у нас в бизнесе это называется Quick wins – «быстрые успехи»). Я не говорю, что то, что он делает правильно – но там определенно видна логика. Урезать в момент кризиса расходы, без которых бизнес может выжить – это совершенно стандартный бизнес-подход.

Хочется верить верить, что это действительно только первые шаги, и у Джима и его команды есть идеи  по стратегическому развитию клуба, идущие чуть дальше, чем урезание бесплатных обедов – и судить его нужно будет по долгосрочным результатам. Если он вытащит «МЮ» обратно в элиту английского футбола, тогда все забудут про репрессии стюардов и отмену Рождества. Нет – останется в памяти человеком, отменившим пенсию Алексу Фергюсону.

«Ливерпуль» довел свой район до упадка, чтобы дешево скупить дома и расширить «Энфилд». Одна семья сопротивлялась 10 лет