Клубы РПЛ как претенденты на «Оскар»: кто «Анора», а кто – «Дюна-2»?
И награду получает…
Чтобы выразить восхищение головокружительным сценарием матча, есть хорошая фраза: «Как в кино». Между футболом и кино и правда много общего. В идеальном случае – это зрелище, которое заставляет сопереживать, негодовать, удивляться и даже плакать.
28 февраля вернулась РПЛ – с новой непредсказуемой чемпионской интригой. А в ночь со 2 на 3 марта выберут обладателей «Оскара». Здесь тоже зрелищная развязка. Прошедшие авторитетные премии достались разным картинам: «Бруталист» и «Эмилия Перес» взяли по «Золотому глобусу» в основных номинациях, «Анора» – главный приз Каннского кинофестиваля, «Конклав» стал лучшим фильмом по версии Британской киноакадемии BAFTA.
Илья Коваль разглядел в лидерах золотой гонки РПЛ фаворитов в борьбе за «Оскар».
Внимание: спойлеры неизбежны. Если планируете посмотреть фильм из списка, пролистывайте к следующей аналогии.
«Краснодар» – это «Эмилия Перес»

Основа сюжета картины Жака Одиара – очень прямолинейный способ рассказать о попытке главного героя начать новую жизнь. Глава мексиканского наркокартеля Хуан Дель Монте инсценирует свою смерть и становится богатой женщиной Эмилией Перес с незапятнанной репутацией и стремлением к благотворительности
«Краснодар» же пытается провернуть обратное: рожденный словно только для того, чтобы облагораживать все вокруг (стадионы «Краснодара», цветущий парк, новая база – уже достопримечательности города), он хочет стать тем, кто по праву сильного отбирает – титулы и славу.
В то же время «быки» пытаются не предать идентичность, потому боровшегося за чемпионство Владимира Ивича уволили за чрезмерную прагматичность.
Так же и героиня фильма, с одной стороны, пытается исправить ошибки прошлого и помогает родственникам жертв мексиканских картелей найти и захоронить тела близких. С другой, привязанность Эмилии Перес к семье из «прошлой жизни» разгоняет маховик событий, который заставляет вспомнить про Хуана Дель Монте.
Можно ли начать новую жизнь и переизобрести себя? Или прошлое настолько определяет нас, что не поможет даже смена всех внешних атрибутов? Вот и с шансами на «Оскар» у «Эмилии Перес» все сложно: с одной стороны, 13 номинаций – лучший показатель среди всех конкурентов (и околорекордный в истории премии), а «Золотой глобус» уже в кармане. С другой, перед решающей церемонией у картины призрачные шансы на победу (5-е место по версии букмекеров).
Вот и «Краснодар» подошел к зимней паузе на первом месте, но без усиления преимущество зыбко.
«Зенит» – это «Субстанция»

«Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?» – эта фраза из фильма уже стала мемом.
Что ж, попробуем.
Элизабет Спаркл долгие годы была идолом и главной звездой телевидения с фитнес-шоу. Но годы идут, и публика устала от примелькавшегося образа. Чтобы удержаться на троне, героине нужно радикальное обновление, поэтому она принимает инновационный препарат – «Субстанцию».
Что-то напоминает, правда? «Зенит» засиделся в гегемонах и, кажется, подустал даже сам от себя. Но еще одно чемпионство в год столетия, чтобы к тому же перебить рекорд «Спартака», необходимо. Перестройка назрела, не спасают даже большие трансферы: былые лидеры теряют мотивацию или уходят, а закупка новичков выглядит бессистемной. В распоряжении Сергея Семака все менее органичный состав: Лусиано Гонду и Александр Соболев ищут позиции вместе с Матео Кассьеррой, в центре обороны и на флангах атаки – тоже столпотворение, зато центр поля абсурдно заткнули Сашей Зделаром.
Тут в дело вступает боди-хоррор. Рожденная благодаря «Субстанции» молодая красотка Сью завоевывает сердца публики, но пренебрегает «матерью» Элизабет. Последняя разваливается на глазах, а ведь они – единое целое. В финале воссоединившаяся Элизабет-Сью и вовсе предстает монстром, который, несмотря ни на что, верит, что станет звездой вечера еще один, последний раз.
И в некотором смысле это получается.
Сумеет ли собраться для решающего рывка «Зенит»?
«Спартак» – это «Анора»

Ваня – сын русского олигарха в Нью-Йорке – безалаберно тратит деньги направо и налево просто для того, чтобы «have fun», а рядом с ним крутится боевитая брюнетка Эни. И стриптизерша, и эскортница, и любовница, а вскоре еще и жена в одном лице. После недолговечного фана Вани и Эни запускается калейдоскоп комичных ситуаций, в который их втягивают объемные персонажи второго плана (запоминаются даже больше формально главных).
Чем не американские горки циклов «Спартака» с неведомыми большинству конкурентов по РПЛ тратами, собственной вселенной околоклубных спикеров и витающим над ромбиком призраком Заремы? Успешные отрезки «Спартака» быстротечны и тонут в трагикомичных неудачах под комментарии Евгения Ловчева или Александра Мостового. Язвительные фразы Царя расходятся быстрее, чем новости о победах «Спартака».
Неловкие ситуации и бурные эмоции, выраженные на ломаном английском и сочном русском (большую часть фильма актеры говорят именно на нем), сопровождают поиски Вани, который сбежал, когда его родители узнали про несанкционированную свадьбу. Приключения Эни с армянином Торосом, который должен был приглядывать за Ваней в Нью-Йорке, и его помощниками Гарником и Игорем (Юра Борисов) вызывают улыбку. И неизбежно ведут к развязке, наполненной отчаянием и грустью.
Это не обязательно предсказание для «Спартака» в нынешней чемпионской гонке, тем более у букмекеров «Анора» – главный фаворит на «Оскар» за лучший фильм. Но мы хорошо знаем итог каждого нового спартаковского цикла, в котором эйфория застилает глаза, словно стриптизерше, встретившей миллионера и поверившей в сказку. Там, где эмоции зашкаливают, однажды будет и срыв.
«Динамо» – это «Дюна-2»

«Дюна-2» – продолжение экранизации одноименного романа Фрэнка Герберта. Книга стала классикой в жанре фантастики, но в кино до сих пор настоящей классикой оставались «Звездные войны», во многом вдохновленные миром «Дюны». Новую попытку вывести книжный оригинал (до этого были экранизации в 1980-е и начале 2000-х) в мир кино сделал режиссер Дени Вильнев.
Московское «Динамо» и его легенда Лев Яшин – классика советского футбола. Но в постсоветской истории топами стали конкуренты – «Спартак», ЦСКА и другие. Последнее полновесное чемпионство динамовцы взяли в 1963 году (в 1976-м отыграли только один круг) – как раз тогда начал публиковаться роман Герберта. К 2025-му «Динамо» снова среди претендентов на золото с молодым лидером во главе – Константином Тюкавиным.
По сюжету фильма, юный Герцог Пол Атрейдес мужает (а его глаза окрашиваются в голубой динамовский цвет под действием драгоценного ресурса – «пряности») и становится Лисан аль-Гаибом – вождем и мессией для живущих на планете Арракис фрименов, которых веками угнетал дом Харконненов. Именно Атрейдес поведет фрименов в битву за планету. Конечно же, они победят. Но в главном блокбастере года от Вильнева их успех оказывается лишь промежуточным – это предтеча Священной войны с остальными Великими домами галактической империи. А значит, и новой части «Дюны».
Станет ли столь же яркое «Динамо» властителем планеты РПЛ, или Тюкавин еще не прошел путь Лисана аль-Гаиба?
«Локомотив» – это «Бруталист»

Гонимый фашистами венгерский еврей, архитектор Ласло Тот добирается до США, где надеется вдохнуть воздух свободы. Поначалу он оказывается на самом дне, ночует в ночлежке, вкалывает на стройке чернорабочим и глушит боль наркотиками. Вдруг главный герой получает шанс всей жизни: его замечает миллионер Харрисон Ли ван Бюрен, который поручает Тоту строить здание, объединяющее церковь, спортивный зал и культурный центр. Погрузившись в амбициозный проект, Тот снова ощущает себя востребованным архитектором, каким был на родине до войны.
«Локомотив» после ураганного немецкого периода пару лет назад тоже оказался на дне, но к началу 2025-го вернулся в претенденты на медали. Своего миллионера у «Локо» не нашлось (впрочем, РЖД закачал в клуб дополнительно 3 млрд рублей для погашения кредитов), но москвичи нашли клад в лице засверкавшего Алексея Батракова, который стал фундаментом для новой эффектной конструкции.
Впрочем, и Тот не богатеет благодаря заказу ван Бюрена, потому что принципиально хочет построить здание именно таким, каким его задумал. Все, на чем заказчик пробует сэкономить, архитектор покрывает за счет собственного гонорара. Проблемы с наркозависимостью тоже не отступают.
У «Локо» своя догма: жесткое следование собственным финансовым правилам. Отсюда потолок зарплат и отсутствие зимних трансферов, которые могли бы помочь весной в борьбе за медали.
В наивном, но непоколебимом желании героя защитить творчество от любых прагматичных корректировок виднеется и идеалистическое стремление «Локомотива»: бороться за первые места самым русским составом лиги.
Финал «Бруталиста» противоречив: Тот сломлен жестокостью благодетеля, который в прямом смысле садистски насилует его, и послевоенным грузом прошлого. Суровые времена предсказуемо растоптали человека искусства. Но спустя годы построенные им здания находят всеобщее признание и побеждают время.
Удастся ли «Локо» добраться до медалей, или не стесняющиеся трат конкуренты надругаются над его амбициями?
***
Текст был бы неполным без упоминания «Конклава». Борьба кардиналов за Святой престол – это же вся весенняя часть чемпионата! У каждого кандидата свои скелеты в шкафу – так кто же станет новым «папой»?
Список аналогий можно продолжать, а кто-то из вас наверняка увидит совершенно другие параллели между нашими топ-клубами и голливудскими фильмами. Делитесь ими в комментариях.
Европейский ПаровозЪ – в телеграме
Фото: East News/Augusta Quirk/Associated Press, Shanna Besson/Netflix via AP; fcdynamo.ru; Pavel Kashaev/Global Look Press/Global Look Press; РИА Новости/Алексей Даничев, Александр Нестеров, Алексей Филиппов
"Зенит" - это "Головоломка 2". Тут ставят всё на столетие, в Пиксаре поставили всё на этот мультик. Если бы он провалился в прокате, то студию могли и закрыть. Если "Зенит" не выиграет золото, то тоже будет весело.
"Спартак" - это "Дикий Робот". Неожиданно интересно, неожиданно хорошо получилось, неожиданно хорошие шансы на успех.
"Краснодар" - это "Поток". Нет слов - нет трансферов. Может получиться такая же трогательная история, если дойдут до золота. Победы "Потока" и "Краснодара" будут самыми приятными. В обоих случаях шансов не много.
"Динамо" - это "Мемуары улитки". Даже пояснять не надо. Ползут, ползут, никуда не доползут опять.
"Локомотив" - это новая часть "Уоллеса и Громита". Пахнуло ностальгией, но шансов на золото в обоих случаев примерно одинаковое количество (их нет).