Разбор отчета «Делойт» о доходах клубов за прошлый сезон: рекорд «Реала», прорыв «Арсенала» и спад «Барсы» с «Юве»
На прошлой неделе аудиторская компания Deloitte опубликовала свой ежегодный (уже 28-й по счету) отчет о выручке футбольных клубов – очередной материал Football Money League покрывает сезон-23/24.
Выручка в этом отчете складывается из трех составляющих:
- Деньги от ТВ-контрактов и призовые.
- «Матч-дэй»: билеты, поступления от членства, сопутствующие продажи в дни матчей.
- Коммерческое направление: контракты со спонсорами, продажа атрибутики клуба и мероприятия на стадионе (помимо «матч-дэй»).
Важно отметить следующее:
- Выручка здесь не включает трансферы игроков. Думается, что это сделано для того, чтобы продемонстрировать способность клубов генерировать доход на регулярной основе и исключить скачки, вызванные покупками -продажами футболистов.
- Отчет не отражает затраты клубов, и важно помнить, что высокая выручка не обязательно означает прибыль.
Топ-20: «Реал» – первый, но доминирует по-прежнему Англия
Первая двадцатка показана в таблице ниже. В первом столбце в скобочках указано место в предшествующем сезоне (2022/23), а стрелка слева указывает в какую сторону тот или иной клуб подвинулся в рейтинге. Правый столбец отображает изменение общей выручки за год.
Места с 21 по 30. 21.«Брайтон», 22.«Наполи», 23.«Рома», 24.«Айнтрахт», 25.«Бенфика», 26.Кристал Пэлас», 27.«Эвертон», 27.«Фулхэм», 29.«Вулверхэмтон», 30. «Фламенго»
Краткие выводы:
На первом месте в рейтинге опять «Реал», и первый раз в истории годовой доход футбольного клуба перевалил за миллиард евро. Поражает разрыв между мадридцами и всеми остальными – находящийся на втором месте рейтинга «Сити» заработал на 200 млн. меньше.
В элите европейского футбола все стабильно. В первой десятке все те же клубы, и что и в прошлом, причем абсолютно первая тройка абсолютно идентична, и лишь небольшие перестановки с 4 по 10 места напоминают, что рейтинг все-таки обновлен. Топ-клубы имеют такой запас прочности, что даже слабые спортивные результаты не мешает им оставаться в топ-10. Яркий пример – «МЮ» и «Челси», провалившие прошлый год, но сохранившие место в десятке.
Такое понятие, как «большая пятерка» по-прежнему актуально. Представители Англии, Германии, Франции, Италии и Испании заняли все 20 мест. Другие страны представляет лишь «Бенфика» (25-е место), а также бразильский «Фламенго» (30-е) – впервые в рейтинг попал неевропейский клуб. Также обращает на себя внимание отставание Серии А – в первой десятке нет ни одного клуба из Италии.
Англия ожидаемо доминирует. В топ-10 попали шесть клубов АПЛ, а двадцатке их почти половина – девять (и еще пять в третьем десятке). Главный козырь англичан – деньги от ТВ-прав. В этой категории, например, «Астон Вилла» находится выше «Баварии», а «Вест Хэм» заработал в два раза больше чем «Ювентус». Более подробный разбор по каждой категории выручки ниже.
Прогресс года. Важнейший показатель любой коммерческой организации – это рост выручки к прошлому году. Здесь может гордиться собой «Арсенал» - лондонцы нарастили доходы аж на 36% и поднялись с 10-го место по 7-е (выше из англичан только два манчестерских гранда). У «канониров» примерно одинаковый прогресс по всем трем источникам дохода – сказалось первое за долгие годы попадание в ЛЧ, и, как результат, больше денег от призовых и за «матч дэй».
Регресс года. Не попавший по итогам предшествующего сезона в еврокубки «Ювентус» потерял 18% выручки и скатился с 11-го места на 16-е – низшее за всю историю отчета. Особенно болезненно отсутствие ЛЧ сказалось на деньгах от ТВ/призовых – цифры рухнули на 36%.
Лига чемпионов очень важна. Если кто-то вдруг забыл, почему клубы так борются за попадание в главный еврокубок, то этот рейтинг – отличное напоминание. Упомянутый «Ювентус» потерял 18% доходов, оставшиеся без еврокубков «Челси» и «Тоттенхэм» тоже показали негативный результат, а вот вернувшийся в главный турнир Европы «Арсенал» заработал аж на треть больше, чем в предшествующем году.
Дальше я разберу каждый вид выручки и то, какие клубы и лиги отстают, а кто прогрессирует.
Коммерческое направление – «Реал» и «Барса» в лидерах, Италия отстает
Самая значительная часть выручки – 44% от общего дохода клубов первой двадцатки. Напомню, что в эту категорию входят прежде всего спонсорские контракты, а также продажи мерча и доходы от стадиона, «не связанные с матч-дэй». Например, на «Бернабеу» в конце мае выступила Тейлор Свифт, «Тоттенхэм стэдиум» принимает матчи НФЛ, также там можно сходить на первый в мире картинг от «Формулы-1» (я писал о своих впечатлениях о нем здесь), а некоторые немецкие клубы получили приятный бонус в виде поступлений от использования своих арен во время Евро-2024. «Делойт» прогнозирует, что ведущие клубы продолжат развивать это направление и будут пытаться максимизировать доход от своих стадионов.
Возвращаемся к итогам сезона. «Реал» и «Барселона», пожалуй, главные футбольные бренды мира, всегда интересные спонсорам – и это видно по вершине списка. Обращает на себя внимание как всегда солидная «Бавария» – на одном уровне с «Барсой».
Удручающее выглядит положение итальянцев – самый зарабатывающий из них («Ювентус») уступает в два раза и «ПСЖ», и тем же «Баварией» с «Барселоной», а семикратный обладатель КЧ/ЛЧ «Милан» более чем в три раза уступает «Реалу». Командам с Апеннин явно есть над чем работать в плане привлечения спонсоров. Зато с этим нет проблем у «Сити» и «ПСЖ» – они хотя и не показали значительного прироста, но прежнему держатся в пятерке – нефть по-прежнему играет большую роль в футболе.
Пояснение по «Лиону» – показавшего самый крупный прирост (78%). Согласно комментарию Deloitte, один из факторов это крупный разовый платеж от женской командой OL Féminin за использование своего бренда в течение следующий 50 лет. Честно говоря, это звучит как «бумажная», а не реальная прибыль – особенно учитывая серьезные финансовые проблемы французского клуба.
ТВ-доходы и призовые: напоминание о важности попадания в ЛЧ
Вторая по значению категория выручки (38% от общей) и единственная, где царит не «Реал». ТВ-деньги это главный финансовый козырь английских клубов (4 клуба в первой шестерке), и неудивительно, что на первом месте победитель АПЛ – «Манчестер Сити».
Соглашения о продаже ТВ-прав, как правило, заключается на несколько лет, и ни в одной из стран «большой пятерки» обновления контрактов в прошлом году не случилось. Поэтому общая сумма доходов (если сложить все клубы первой двадцатки) осталась практически той же, что и в предшествующем сезоне, а скачки в рейтинге обусловлены спортивными результатами и соответствующим перераспределением призовых денег.
Именно поэтому ворвался в тройку «Арсенал» (39% прироста) – вернулись в ЛЧ (дошли до 1/4). Кстати, разницу в стоимости ТВ-контрактов между Англией и Испании иллюстрирует тот факт, что в этой категории выручки «канониры» уступили всего 11 млн. евро победителю ЛЧ «Реалу».
По тем же причинам прорыв у «Боруссии» из Дортмунда – аж 30% прироста – помог проход до финала ЛЧ. Напротив, не попавшие в еврокубки «Челси», «Тоттенхэм» и «Ювентус» показали весьма значительный спад в доходах. Еще одно напоминание о том, что ЛЧ это очень серьезные деньги, даже для грандов европейского футбола. А с новым форматом и двумя дополнительными матчами в группе доходы станут еще более внушительными.
Матч-дэй: «Реал», «ПСЖ» и «Арсенал» каждый матч зарабатывают более ста евро за место на стадионе
Хотя выручка от «матч-дэй» наименее значительна в структуре доходов клуба (в среднем 18% от общей выручки), но тем не менее это, как замечает «Делойт», та область, где клубы имеют больше всего возможностей наращивания доходов – как путем повышения цены на билет, так и увеличения вместимости стадиона.
Это прекрасно иллюстрирует пример лидера рейтинга – после реконструкции «Бернабео» «Реал» добился безумной цифры прироста доходов в 103% (!). Аналогично, расширение «Энфилда» помогло «Ливерпулю» нарастить выручку от «матч-дэй» на 28%.
Напротив, играющая на неродном стадионе «Барселона» потеряла 38% доходов – в денежном выражении каталонцы заработали почти в 2.5 раза меньше «Реала». Интересно будет посмотреть на эту гонку извечных соперников, когда «Барса» вернется на обновленный «Камп Ноу».
Что касается прироста в 103% у «Реала», то эта цифра просто не укладывается в голове. Самое разумное объяснение, которое приходит в голову, это фактор продажи многочисленных ВИП-мест.
«Арсенал» ничего нового не достроил, но увеличил доходы от «матч дэй» на 30% - сказались и матчи в ЛЧ, и небольшое подорожание билетов (я, как человек посещающий 6-7 матчей в год, почувстовал это на своей шкуре). Несмотря на высокие цены, достать билеты на «Арсенал» очень сложно, стадион почти всегда заполнен до отказа, и слухи о том, что клуб хочет расширить «Эмирейтс» до 80 тыс, не выглядят фантастикой
У англичан также выделяются «Ньюкасл» и «Астон Вилла», добившиеся прироста более чем в 50%. Честно говоря, мне объяснить это сложно – возможно, азиатские туристы узнали, что в Англии есть футбольные города помимо Лондона и Манчестера?
Сравнивать абсолютные показатели выручки от «матч дэй» не совсем корректно – у всех клубов было разное количество матчей, и разная вместимость стадиона. Поэтому мне было интересно посмотреть, сколько в среднем приносит топ-клубам один домашний матч, а также на выручку в расчете на одно место на стадионе. Я сделал вот такой расчет.
Как видно из последнего столбца, «Реал», «ПСЖ», и «Арсенал» в среднем за одно место получают более 100 евро - с ума сойти! Опять же на основании личного опыта знаю, что билеты на «Арсенала» стоят на порядок меньше (так на недавний матч со вполне статусной «Астон Виллой» я отдал около 65 евро). Но в выручку также капают дополнительные продажи в дни матчей, например, еды и напитков А главное, огромные деньги приносят те самые продажи ВИП-мест, так называемые пакеты «хоспиталити» – есть ощущение, что топ-клубы освоили этот бизнес и он приносит просто золотые горы.
Скорее всего, «хоспиталити» это главный фактор огромной цифры «ПСЖ» – иначе мне сложно объяснить их второе место в рейтинге – особенно учитывая то, что стадион у парижан не самый большой (48 тыс.).
Бонус. Как выглядела топ-20 двадцать лет назад. «Селтик» выше «Сити», победители ЛЧ и Бундеслиги не вошли в рейтинг
Если вы еще не устали от цифр, то под конец предлагаю заглянуть в прошлое и пролистать аналогичный документ от «Делойт», выпущенный 20 лет назад. Но сначала вспомним главных триумфаторов сезона 2003/04.
Чемпионом «Европы» тогда сенсационно стал «Порту», одолевший в финале ЛЧ «Монако». Чемпионы в странах «большой пятерки» тоже выглядят сегодня достаточно непривычно: «Валенсия», «Лион», «Милан», «Вердер» и «Арсенал» (тот самый рекордный сезон без поражений).
Как же европейские команды расположились с точки зрения выручки? Ниже топ-20 за сезон 2003/04 (комментарии от меня, а не «Делойта»):
1. «Реал» - отсутствие серьезных трофеев не помешало стать первыми по доходам. Воистину, королевский клуб.
2. «МЮ». Топ-бренд, тогда и сейчас.
3. «Милан». Пожалуй, самое резкое падение с тех времен среди всех грандов. Скучаем и ждем возвращения.
4. «Ювентус». Еще одно напоминание, как же велик был итальянский футбол в 90-е и нулевые.
5. «Челси». Магия Романа Абрамовича (хотя кто-то назовет это грамотной бухгалтерией)
6. «Барселона».
7. «Бавария.
8. «Ливерпуль». Восьмые, как и 20 лет спустя. Стабильность – признак мастерства!
9. «Интер».
10. «Арсенал». Тоже слабовато, учитывая победу в АПЛ
Места с 11 по 20: 11) «Рома» «12) «Ньюкасл» 13) «Тоттенхэм» 14) «Шальке» 15) «Лион» 16) «Селтик» 17) «Манчестер Сити» 18) «Эвертон 19) «Валенсия» 20) «Лацио».
Как видно, что тогда, что сейчас спортивные успехи не обязательно коррелируют с финансовыми. В первую десятку толстосумов не попали чемпионы Франции и Испании, а лучшая команда Германии («Вердер») и финалисты ЛЧ («Порту» и «Монако») не вошли даже в топ-20. Зато такие монстры как «Реал», «Барселона», «Бавария» и «МЮ» кажутся просто машинами по зарабатыванию денег – что бы не происходило на футбольном поле.
Оригинальный отчет от «Делойт» здесь
Фото на главной с euromoney.com
В прошлом еще веселее было Райс (116 млн) + Хавертц (75 млн) + Тимбер (40 млн) = 231 млн
В 22/23 трат на 186 млн, в 21/22 на 167 млн
Траты есть, но это же АПЛ и вечная гонка вооружений
"Это во многом стало возможным, благодаря продаже персональных лицензий на посещение матчей — владельцы таких лицензий имеют право ежегодно покупать абонементы на определенное место в течение 30 лет. Такая акция принесла мадридцам около €76 млн."