6 мин.

БАСТА. Моя жизнь. Моя правда (автобиография Марко Ван Бастена). История 46

«Удар с пенальти был не особенно плохим, но и не очень хорошим»

Исполнение пенальти

Я был на точке исполнения пенальти. Датский вратарь Петер Шмейхель стоял на линии своих ворот. Разбег. Мой заключительный удар после 120 минут футбола. Бескомпромиссного футбола - дважды мы уступали здесь, в Гётеборге. Но, в случае победы, мы вышли бы в финал. Оставалась только серия пенальти. По пять ударов. Я знал распорядок своих действий, я слышал свое дыхание, чувствовал биение сердца. На стадионе было шумно, но я отключился. Как делал всегда. Я ждал свистка судьи, но в голове крутились самые разные мысли. Я должен был подать хороший пример. После первого пенальти в исполнении Кумана я был вторым в очереди. Дания тоже реализовала первый удар, хотя Ван Брёкелен сумел зацепить удар Хенрика Ларсена левой рукой. Но это не спасло нас от гола.

Пробивать одиннадцатиметровый удар - это особый навык, специализация в футболе. В «Милане» я несколько лет исполнял все пенальти. Я забил 21 мяч, прежде чем допустил осечку, в матче против «Пармы». Исполнение пенальти стало тем, в чем я был искусен. Пенальти - это дуэль между одним игроком и другим. По сути, есть два варианта: либо выбираешь угол перед ударом, либо ждешь и реагируешь на голкипера. Я пробовал оба, но чем больше пенальти я пробивал, набираясь опыта, тем больше я решался ждать.

Ожидание на самом деле дает больше шансов забить мяч, если сможешь среагировать достаточно быстро. Но в этом и заключен главный риск, потому что каким бы серьезными ни были ваш опыт и подготовка, всегда найдутся киперы, которые будут стоять на месте. И что тогда делать? В принципе, это не то, что вы можете знать заранее. Вратари тоже не все одинаковы. Некоторые всегда ныряют в ту или иную сторону, другие иногда выжидают момент. Они могут удивить вас, если вы решите «подождать». В этом и заключается проблема. Потому что тогда у вас не остается другого выбора, кроме как очень сильно бить по мячу в выбранный угол почти со старта, а это непросто.

В последнее время в «Милане» я поступал именно так. Это сложно, но если делать это правильно, то почти всегда получается. Я всегда начинаю с небольшого прыжка, с подскока, чтобы был какой-то импульс, и у меня было больше времени перед ударом. А непосредственно перед выстрелом я отвожу ногу для стрельбы назад. Часто именно в этот момент я вижу, что голкипер движется влево или вправо, а я все еще контролирую ситуацию и могу принять решение.

Выбор варианта всегда зависит от того, как я себя чувствую в тот момент. Это может зависеть от матча, от моей игры, от соперника, от атмосферы, от моя состояния. Пенальти - это также момент уязвимости. Не забив, ты превращаешься в ничто, потому что если ты забиваешь, то всего лишь делаешь то, что должен. Мастерство заключается в том, чтобы снять стресс и положиться на свою проверенную годами рутину и опыт. Если вы сделали все это и можете «позволить этому случиться», значит, вы сделали все, что могли. Больше вы ничего не можете сделать, да и не должны.

Когда я стоял перед Шмейхелем, для меня были важны те 120 минут, которые я уже провел на поле. Усталость снижает остроту, которая необходима для выжидания и быстрого реагирования.

Для меня это был странный турнир, потому что на самом деле мы играли лучше, чем в 1988 году. Матч против Германии был убедительным. Мы вели 2:0 к перерыву и действительно играли с ними вполсилы. Матч закончился со счетом 3:1. У нас была сильная команда.

Но у меня не было той ведущей роли, которая была в 1988 году. Более того, на этом турнире я вообще не забивал. Правда один раз забил - против СНГ, но тот отличный гол был отменен.

Хотя команда на этот раз была хорошей. Что-то изменилось после визита в Милан Ринуса Михелса. Я выступил с инициативой, чтобы он снова поговорил с Райкардом. Райкард ушел из международного футбола после ЧМ-1990, но я знал, что он нам крайне необходим, если мы хотим чего-то добиться на этом чемпионате Европы. К счастью, после того разговора с Михелсом, в котором я принимал участие, Франк был готов снова выступать за Голландию. И с этим проблема вокруг «Италии-90» была решена, насколько мне было известно. Пора было двигаться дальше.

Когда я начал свой разбег, стоя лицом к лицу со Шмейхелем, я принял решение. Что бы вы ни говорили о пенальти, как бы долго вы их ни анализировали, в конечном итоге никогда нет стопроцентной гарантии. В тот момент я просто не чувствовал себя достаточно хорошо, чтобы ждать, поэтому я решил действовать без лишних слов. Еще до разгона я решил, что буду бить по мячу сильно и низко, в правый угол. Так я и сделал. Удар был не особенно плохим, но и не очень хорошим. Шмейхель нырнул в полный рост в нужную сторону и достал мяч. О, нет, что я наделал?!

Потом пришлось ждать. Я надеялся, думал, что ван Брёкелену удастся поймать хотя бы один мяч. Он был близок дважды, но увы. Все реализовали свои попытки. Мой промах стал решающим. Мы выбыли. На этот раз финал Евро прошёл без нас.

И все же это ощущение отличалось от Италии-90. В этот раз мы играли хорошо, особенно в группе. Пожалуй, даже лучше, чем в 1988 году. И хотя я был крайне разочарован своим промахом с пенальти, я понимал, что это часть игры. Мне не было стыдно, как в 1990 году.

Продолжение следует…

🤝 Данкешон за внимание!

✍️ Подписывайтесь на наш блог.

➕ Не скупитесь!

🗣️ Рекомендации и репосты категорически приветствуются!

👀 Мы в Telegram

👀 Мы в Дзен

👍 Подписка НЕ возбраняется и категорически одобряется! 🙏

🫡 ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ к нашей медиавселенной!

ВСЕМ, кто хотел бы поучаствовать в народной интеллектуальной забаве «⚽️Своя игра - онл@йн🧠» на футбольную тему, виллкоммен: сообщение в закрепунделе.