8 мин.

Субименди – шахматист и любимчик Хаби Алонсо. В 2025-м перейдет в топ

Этот текст – часть цикла о самых интригующих героях, командах и явлениях 2025-го. Почитайте и о Педри – он готов стать абсолютным топом.

Кажется, в мире нет топ-клуба, который не хотел бы подписать Мартина Субименди из «Сосьедада».

Дальше всех зашел «Ливерпуль». Испанец дал предварительное «да» на трансфер, но партнер Микель Мерино параллельно договорился с «Арсеналом». Субименди понимал: его «Сосьедад» не справится с потерей двух ключевых игроков центра поля за одно лето – и остался дома.

«Субименди мог сделать «Ливерпуль» сильнее, но он отказал нам», – подтвердил историю Арне Слот.

А ведь его преданность «Сосьедаду» в чем-то совершенно исключительна.

Хотя в академии «Сосьедада» никогда не считали Мартина талантом и аж дважды даже хотели отчислить. Что-то останавливало. Когда Мартин подписал первый контракт, то согласился на деньги, над которыми сверстники только бы посмеялись. Субименди не смеялся. Он просто мечтал играть за «Сосьедад». 

Не смущало даже то, что 181-сантиметрового Субименди наигрывали в центре обороны – именно там начинал игрок, который станет одним из самых желанных опорников мира. Его пихали на фланги защиты – не хватило скорости и резкости. Пацан не возражал и соглашался с тренерами. Он ничего не ждал, а вот семья злилась. Отец заставлял уйти из «Сосьедада», учиться на физрука. Мама настаивала только на юридическом образовании.

Единственное, что помогало мальчику в тот непростой период карьеры – шахматы.

Субименди – чемпион Сан-Себастьяна по шахматам среди юношей до 12 лет. Он играл на улицах или дома. Перед тренировками и после. Именно шахматы помогли развиться в плане мышления – не только футбольного, но и личностного. Даже повзрослев, Мартин воспринимал игру сквозь призму шахмат, где каждое движение мяча – новый ход.

«Это мое любимое занятие, – с улыбкой делится Мартин. – Шахматы научили меня важному правилу: каждая ошибка может стать фатальной. Надо концентрироваться на матче и держать под контролем все, иначе проиграешь. Футбол чем-то схож с шахматами, это правда. Однако он сложнее, ведь надо думать не только о себе. Ты просчитываешь каждый шаг, оглядываясь на партнеров».

Испанец вспоминал: сначала он воспринимал игроков как роботов, шахматные фигуры на огромной зеленой доске. Все изменила стычка с вратарем Клаудио Браво в 2013-м: тогда парень был болбоем и замялся перед кипером «Сосьедада», тот наорал на него за медлительность. Субименди застыл от страха. Уже потом прокручивал этот момент в голове и осознал: на поле выходят простые люди, как он сам. С тех пор никогда не ставил шахматы на первое место. 

А в 2019-м непримечательный шахматист впервые познакомился с Хаби Алонсо.

Тогда начинающий тренер возглавил второй состав «Сосьедада», там как раз заиграли Мартина. Они сразу подружились: постоянно разговаривали о футболе, тактике, философии и даже искусстве. Хаби нашел своего первого последователя. Алонсо полюбил Субименди – иногда игнорировал остальных вне игр, а с Мартином мог часами сидеть в ресторане. Это знакомство полностью изменило карьеру молодого полузащитника. Именно Алонсо сделал из него разыгрывающего опорника.

«Это игрок, которого хотели бы все тренеры в мире, – хвалил Хаби уже в «Байере». – Он щедр, всегда думает о товарищах по команде. Субименди мастерски контролирует игру и делает партнеров лучше. Он просчитывает каждый шаг до того, как мяч попадет к нему в ноги. Конечно, мне нравилось работать с ним».

Естественно, это взаимно: «Алонсо – легенда. Он показал мне, как распознавать и различать типажи прессинга соперника. Как преодолевать давление, помогать команде, до этого я играл на инстинктах и не думал о таких вещах, но с тренером начал по-настоящему понимать концепции построения игры и то, как играть правильно. Он очень настаивал на анализе. Хаби знает все о нашей позиции. Главное, что мне дал Алонсо – понимание, насколько поверхностно я воспринимал владение мячом до нашей встречи».

Алонсо превратил низкорослого и хилого центрдефа с хорошим пасом в осевого игрока. Он отмечал, что у Мартина невероятно развито чувство момента. Он просто идеально знает, что и когда надо сделать. Со временем Субименди сильно прокачался в продвижении мяча. Однако Мартин не чисто контролирующий игрок, хорош и в разрушении – лидер среди опорников Ла Лиги по отборам и перехватам. Он видит, когда накрывать соперников.

Каждый ход Мартина продуман до мелочей – это влияние шахмат и Хаби Алонсо. Уже летом 2020-го опорника полноценно перевели в главный «Сосьедад», там почти мгновенно стал основным. Алонсо смотрел каждый матч и постоянно наставлял. Когда Хаби ушел в «Байер», они тепло попрощались – так закончилась первая эпоха в карьере Субименди. 

«Он так сильно помог мне, – вспоминает Мартин. – Именно когда пришел Алонсо, я чувствовал чью-то привязанность ко мне, ведь мы с ним во многом похожи. Алонсо – мой идеал, мой пример. Тренер старался показать мне то, что поможет стать лучше».

Вскоре эпоха Алонсо сменилась эпохой Серджи Бускетса. Субименди сравнивали с ним и отправляли в «Барселону».

Однажды Серджи сам назвал трех опорников с каталонской ДНК – Йозуа Киммих, Родри и Мартин Субименди. Уже солидный комплимент. «Барселона» прислушалась и внесла Субименди в шорт-лист, но денег не было. Однако на трансфере настаивал Хави. Он восторгался игрой испанца и видел в нем топ-опорника на долгие-долгие годы. Мартин оценил и звонки Хави, который был готов сам привезти его в Каталонию – жаль, но не вышло.

«Субименди – экстраординарный опорник, – открыто восторгался Хави на пресс-конференциях. – Он играет в стиле, который нравится нам в «Барселоне», это наш стиль. Субименди – топ-футболист, еще в 24 года вышел на топовый уровень. Он отлично понимает все, что происходит на поле. Доминирует с мячом. Без мяча. Великолепный игрок».

Субименди заваливали вопросами о «Барсе», парень отвечал одно: мечтает играть за «Сосьедад», но искренне восторгается Хави и Бускетсом. Особенно Серджи: «Уникальный игрок. Он хорош во всем, и даже так его не всегда ценят. Опорникам не везет, ведь нас редко признают, но все поняли ценность Бускетса. Серджи поставил планку настолько высоко, что остальные опорники не справляются. Нам надо думать на поле. Многие раньше никогда этого не делали».

Когда Хави покинул «Барсу», интерес каталонцев к Мартину погас – теперь там новые герои.

Субименди вообще не очень повезло с эпохой: например, весь победный Евро просидел в запасе, но в любой другой сборной был бы главным опорником. Но только не в Испании. Субименди попал под Родри – теперь точно одного из величайших опорников за всю историю. Да, Мартин вышел в финале с англичанами и не подвел. Но это лишь один яркий эпизод.

Субименди не грустит, воспринимает Родри как пример для подражания и самосовершенствования – он понимает, что пока проигрывает, но тоже хочет стать сильнее. «У Родри есть много хороших качеств, таких как защита мяча и использование тела, – анализировал Мартин. – Когда он держит мяч под контролем, то его очень сложно отнять. Это то, чего мне хотелось бы добавить в своей игре, но и в остальном он невероятен».

Субименди не так крут, как Родри. Это правда. Но это не значит, что он не топ.

Главный комплимент звезде «Сосьедада» – адаптации от тренеров. Мичел из «Жироны» запирал Мартина в треугольник из игроков. Плюс Арно Данджума и Донни ван де Бек почти всегда блокировали пространство для рейдов.

Диего Симеоне приставил Хулиана Альвареса к Субименди, тот играл до конца.

Если хочешь справиться с «Сосьедадом», то закрыть Субименди – обязательное условие.

Он управляет игрой басков во всех стадиях. Без него «Сосьедад» отвратительно двигает мяч и созидает, а партнеры часто просто не понимают, как держать мяч. Если Мартина закрывают, то страдают все аспекты игры «Сосьедада». Он очень выделяется на фоне остальной команды.

Субименди обязательно надо ограничивать с мячом – те соперники, кто этого не делают, страдают. Даже Карло Анчелотти: в сентябре не стал играть по Субименди и оставил одного – тот наказал подключениями в прессинг, классными движениями. Во втором тайме Анчелотти признал ошибку, попросил Вальверде и Гюлера играть плотнее.

Тренер чемпионов Европы Луис де ла Фуэнте считает, что Мартин – второй опорник мира после Родри. Есть подозрение, что он предвзят, но само заявление смелое. Пожалуй, прямо сейчас Субименди – один из главных на позиции во всем мире. Поразительно, что он достиг этого в «Сосьедаде».

Мартин уникален: вся карьера строится на мышлении, он не обладает топовыми физическими данными и компенсирует все это мозгами. При этом Субименди спокоен: «Я не знаю, насколько хорош. Может, совсем нет, но нет времени размышлять об этом. Я не останавливаюсь. Я перфекционист и всегда ищу в себе недостатки. Однако именно это качество сделало меня тем, кто я есть».

«Субименди? Да, это очень хороший игрок. Уверен, мы еще встретимся», – недавно сказал Алонсо.

Может, это очередная заявка на переход Субименди в топ-клуб?

Телеграм-канал Бокова

Фото: Gettyimages/Justin Setterfield / Staff, David Ramos / Staff, Francesco Pecoraro / Stringer, Juan Manuel Serrano Arce / Stringer; Mutsu Kawamori/AFLO/Global Look Press