На 20 лет в прошлое. Дело Джеладзе
В начале нулевых на уральских землях резко осознали свой потенциал сразу несколько футбольных клубов, которые бились головой в верхушку турнирной таблицы зоны «Урал-Поволжье» Второго дивизиона. В каждом сезоне только одна команда могла уйти на повышение, чтоб стать участником соревнований дивизиона Первого. Это «добрососедство» с активным толканием локтями спровоцировало ситуацию, которая произошла в конце 2004 года и вошла в отечественную футбольную историю под названием «дело Джеладзе».
Родившийся в Волгоградской области Юрий Михайлович Первак грезил большим футболом в ставшим родным Челябинске. Работая в структуре «Лукойла» и обожая именно этот вид спорта, функционер в один момент начал лично спонсировать любительскую команду из поселка Аргаяш. Эта команда с серьезным покровителем начала побеждать – и быстро превратилась в профессиональную, попав под крыло нефтегазового исполина и получив его наименование в название.
Параллельно в Стерлитамаке концентрировалась еще одна сила. Вышедший в конце 90-х во Вторую лигу «Содовик» поначалу довольствовался не самыми высокими местами в таблице. Мощный интерес к футболу в регионе, поддержка ОАО «Сода», которое было практически титульным спонсором, занимаясь производством соответствующего продукта в известной каждому желто-оранжевой пачке, а также то, что в Уфе в то время сильных команд не было, сделало «Содовик» лицом всего футбольного Башкортостана. Которое, конечно же, должно было быть представлено минимум во втором по значимости эшелоне отечественного футбола. В 2002 году «Лукойл» и «Содовик» уступили выпархивающей из гнезда Второго дивизиона команде (это был «Урал») всего по три очка, годом позже («КамАЗу») – 1 и 4 соответственно. 2004 год должен был решить, кто же из них двоих, наконец, отправится наверх.
В это время из того самого верха пришли не очень отрадные вести. Екатеринбургский «Урал», обошедший челябинцев и стерлитамакцев в 2002 году, не смог выдержать конкуренцию с соперниками более высокого уровня, и вылетел из Первого дивизиона, вернувшись в урало-поволжскую альма-матер. Амбиции президента клуба Григория Викторовича Иванова точно шли вразрез с тем, что первое место разыграют исключительно два клуба.
Весеннее начало турнира во Втором дивизионе прошло без сюрпризов. Главные соискатели самых высоких мест прошли старт спокойно. Челябинцы в апреле объявили о том, что Первак становится гендиректором московского «Спартака» – с оговоркой, что делами клуба из столицы Южного Урала он продолжит заниматься в полном объеме.
2 июня идущие ноздря в ноздрю (по 20 очков после 8 туров) «Лукойл» и «Содовик» встретились в Челябинске, чтобы выяснить, кто же будет единолично вести пелотон «Урала-Поволжья» летом. Гости были лучше на протяжении всей встречи, и забили по голу в каждом из таймов. Нефтяники пробить воспитанника челябинского футбола Максима Герасина не смогли. Поражение от главного конкурента стоило работы наставнику челябинцев Валерию Овчинникову. Именно тогда тот самый проигрыш и заставил одну из сторон грядущего скандала запустить механизм произошедшего позднее.
Два первых летних месяца соперники далее прошли без потерь, оставив 3-очковый зазор между собой. В начале августа их обоих ждал тяжелейший экзамен в Альметьевске. Башкортостанцы его выдержали, победив 2:1. При этом «Алнас» подал протест, высказав претензии по тому, что первый гол гостей был забит с нарушением правил, а также по назначению пенальти, с которого был реализован решающий мяч. «Лукойл» же в Татарстане уступил – 0:1. 6-очковое отставание – это и стало катализатором дальнейших событий.
8 сентября заседание КДК ПФЛ одним из своих решений полностью изменило расклад сил в таблице зоны «Урал-Поволжье» Второго дивизиона. Во всеуслышанье было озвучено, что футболист «Содовика» Звиад Джеладзе, сыгравший за них 23 матча в сезоне, имеет поддельный российский паспорт. Соответственно, защитник – уроженец Советской Абхазии – не может считаться россиянином. А по регламенту участвовать в соревнованиях Второго дивизиона могут исключительно граждане Российской Федерации. Получается, что стерлитамакцы данное положение нарушили. Им было вынесено наказание, от строгости которого до сих пор в южной Башкирии трясутся стекла в домах. Во всех встречах с Джеладзе на поле, Стерлитамаку засчитано поражение. Команда таким образом, лишилась 57 очков в таблице.
Президент калининградской «Балтики» Дмитрий Чепель когда-то давно отправлял в МВД запрос по гражданству Джеладзе, который тогда еще выступал за калининградцев. Очень удобно, что ответ на запрос пришел именно в разгар борьбы за первое место в «Урал-Поволжье». Этот ответ явился основанием для создания повестки обсуждения на заседании КДК ПФЛ. «Балтика» на тот момент была третьим клубом после челябинцев и московского «Спартака», которые спонсировал «Лукойл». А обнародованные чуть позднее телефонные переговоры Чепеля и Первака говорят о том, что о футболе они разговаривали не просто в рамках обычного пересказа спортивных событий. Дмитрий Чепель, к слову, в декабре 2024 года получил 5-летний тюремный срок по делу о коррупции.
Помянуть те события попробуем с капитаном «Содовика» в 2004 году, а также воспитанником златоустовского футбола и рекордсменом ФК «Челябинск» по сыгранным матчам Владимиром Ивановым.
Как вообще оказались в Стерлитамаке?
До этого два сезона играл в Новотроицке, в «Носте». В 2001 году там были проблемы с деньгами. После последней игры сезона, играли как раз в Стерлитамаке, подошли люди из тренерского состава. Позвали на следующий год в «Содовик». Меня и еще пару человек. Зимой поехали на сборы, закрепились и подписали контракты.
Что можно отметить в сезонах, предшествующих 2004-му году?
В 2003-м году по ходу сезона команду возглавил Валерий Викторович Овчинников. Он пришел – сразу все наладил. До этого на выезды ездили на автобусе, жили в старом корпусе на загородной базе. Овчинников «пробил» самолет – на выезды стали летать из Уфы. Руководство комбината «Сода» построило новый корпус на базе – нам выделили два этажа. Шикарные условия, в номерах все, что надо. Плюс тренер организовал питание – составлялось специальное меню. В 2004-м году, уже после ухода Овчинникова, это все пошло по накатанной, ничего не меняли.
Сильные команды в Уфе появятся только к середине десятых. «Содовик» тогда – флагман всего башкирского футбола?
Думаю, да. Потому что в самой Уфе был тогда только «Нефтяник», но они конкуренцию особо составить не могли. Плюс у них с финансами проблемы начались. В Стерлитамаке команду содержал директор «Соды» Вячеслав Михайлович Титов – это, можно сказать, было его детище. Небольшой город, на каждой игре полный стадион. Одна большая трибуна на арене – всегда битком. Лидер приезжал, середнячок или аутсайдер – каждый раз аншлаг. Самая высокая посещаемость в «Урал-Поволжье» была именно в Стерлитамаке.
Переходя к делу Джеладзе – как узнали о том, что что-то произошло? Сразу было понятно, что проблемы серьезные?
Когда пошли первые слухи – узнали, что наше руководство предупреждали в Москве еще весной, до сезона: «У Вас там что-то не в порядке, смотрите внимательно». Они как-то рукой махнули. И все затихло до сентября. Кто ближе с Джеладзе общался – ребята знали, что у него паспорт поддельный. Там уже поняли, что могут быть серьезные проблемы. Не думали просто, что так серьезно все может быть, что столько очков снимут. Думали, что просто Звиада дисквалифицируют, на команде не скажется. То, что так получилось – все в шоке были. После заседания КДК сразу объявили, что все очки сняли. До этого даже такого разговора не было.
Настроение в команде изменилось?
Конечно. У нас ведь стояла задача. Были на первом месте – сразу оказались на последнем. Психологически тяжело было. После случившегося собирались все вместе, организованно. Играть все равно надо, свой имидж поддерживать. Была общая встреча с президентом клуба, когда все это случилось. Он сказал, что внутри команды остается договор: если мы занимаем первое место, без учета этих снятых очков – все изначальные премиальные и бонусные обязательства за выход в Первый дивизион руководство выполнит. Это придало уверенность на оставшиеся матчи. Мы эту задачу выполнили.
Звиад Джеладзе – что это был за игрок? К нему лично не было претензий у команды?
Хороший крайний и центральный защитник, неуступчивый – как, наверное, все грузины. Техничный. Силовой игрок, злой на поле, мог «напихать». Качественный футболист. К нему никаких претензий не было. Человек хотел играть. Мы считали, что это недоработка руководства, тем более их предупреждали.
Сейчас упоминают, что между «Уралом» и «Лукойлом» в то время было серьезное соперничество. Иванов запрещал пускать на трибуны Первака. Было ли что-то подобное у «Содовика» с «Лукойлом»?
Тоже было. Перваку машину закидывали в Стерлитамаке, он с охраной приезжал. Люди были очень злы. Тем более, что в 2003 г. уволенного из «Содовика» Бориса Синицына пригласил «Лукойл», и челябинцы сразу выиграли в Стерлитамаке.
Первак напрямую не говорил тогда о своей роли в этой истории, но упоминал, что стерлитамакцы отомщены за то, что «Содовик» работал с судьями. Помните, чтобы судейство на ваших играх было не объективное?
Думаю, что в любом случае все решалось на футбольном поле – в играх между собой. А насчет судей – наверное, все команды работали, и Челябинск с Екатеринбургом тоже. В то время это нормальная ситуация была.
Конкретно Вы 11 мячей забили с пенальти – это не то, о чем говорил Первак?
У нас хорошие, квалифицированные нападающие были, как и вся команда. Вряд ли все эти одиннадцатиметровые судьи придумали. На арбитров все валить – неправильно.
Таблица приобрела тот вид, которого так жаждали в Челябинске: «Лукойл» – лидер. 10 сентября стерлитамакская погода плакала по Первому дивизиону. В дождь «Содовик» еще раз обыграл «Лукойл» – 2:1 и окончательно закрыл вопрос по тому, кто же был лучшим в турнире по спортивному принципу.
Все это время «Урал» держался в стороне, будто бы не участвуя в гонке за главным призом. Однако история с Джеладзе заставила их выйти из тени. Уже после 30-го тура екатеринбуржцы догоняют нефтяников по очкам. А в начале октября их обходят.
События 20-летней давности вспоминает воспитанник коркинского футбола и лучший бомбардир в истории челябинского «Лукойла»/«Спартака» Денис Чуркин:
До июньского поражения от «Содовика» шли с ними вровень. Помните, что было после той игры?
Первак организовал собрание. Встретились всем коллективом в кафе, тренерский штаб Юрий Михайлович специально не пригласил. Чтобы внутри команды понять, что будем делать – ведь первое место начинает уплывать. Надо было что-то исправлять. В итоге решили – Овчинникова уберем, а Бориса Алексеевича Синицына пригласим обратно.
Летом укрепились, много сильных игроков пришло, в том числе 9-кратный чемпион России Дмитрий Ананко. Именно летом команда начала сыпаться. Связано это?
Да, немного забуксовали. Может быть, это одна из причин. Помню, Ананко сразу прилетел в Екатеринбург с чемоданом на игру с «Уралом». Приехал сильный футболист из Премьер-лиги, с опытом французского чемпионата, но все равно надо притираться, ведь это совсем другой футбол, Вторая лига – абсолютно другой уровень. В Екатеринбурге тогда проиграли.
Вы бы какую главную причину неудач выделили?
Овчинников перегрузил нас на сборах. Принципы его тренировочного процесса «бежать, бежать, бежать» ни к чему хорошему не привели. Ты потом хочешь бежать, но уже не можешь физически. Наш массажист Андрей Малыгин говорил, что с наших ног в шоке – они как струна. Все мышцы как деревянные. Первая тренировка утренняя – 9 раз по километру на время. Не уложился – заново бежишь. Считаю, что было слишком много бестолковой беготни. Вообще с годами понимаю, что именно с Овчинниковым я потерял свою скорость. Приезжаешь на сбор в Турцию – 28 градусов, ты тренируешься обязательно в болоньевой одежде. У него тренировки: 10 раз по километру, 20 по 750 метров. Любимое его – олимпийская горка – 400, 600, 800, 1000, 1200 метров, потом в обратную сторону. Группа бежит – последний прибегает – и заново поехали. Потом вроде бы чувствуешь в себе силы, но с уровнем такой подготовки понимаешь, что тебя просто вымотали.
По работе с Перваком какие воспоминания?
Перваку я обязан тем, что они вместе с Фаилем Миргалимовым забрали меня из Коркино. Лично меня Юрий Михайлович ни разу ни на копейку не обманул. Очень помогал. Хотя мог этого не делать. Я ему, может быть, своей карьерой обязан. Для меня это отличный человек, который дал шанс.
В 2004 году он уже занимался московским «Спартаком», говорил, что 90% времени уделяет ему. Чувствовалось, что он физически не с командой?
Все примерно также было, как в предыдущие сезоны. Его отсутствие не замечалось. Понятно, что Москва, ответственность. Но про свою команду точно не забывал. Процентах на 70-ти игр присутствовал.
Когда узнали о деле Джеладзе? До этого не было в команде разговоров?
В один момент кто-то из ребят пришел, по-моему, на тренировку, мол: «Читали новости?». По «Содовику» будет рассмотрение КДК, грузин играет у них.
Как повлияло на настроение команды? Воодушевило?
Конечно. Если очки забирают – этот конкурент точно отваливается. При том, что немного времени оставалось до конца чемпионата.
Может быть такое, что это расслабило, путевка в Первый дивизион в кармане, и из-за этого дела далее снова пошли хуже?
Возможно. Но уже начала просачиваться информация, что по финансам кто-то Первый дивизион не потянет, можно будет туда попасть и со второго места. А от третьего отрыв был серьезный.
Урал весь сезон был ниже, впервые во главе таблицы встав в октябре. Не было к ним пренебрежительного отношения?
Очень приличная у них команда была. Со многими ребятами до сих пор дружу после того, как вместе ездили в сборную «Урал-Поволжья» на Кубок надежды: Костя Марков, Женька Аверьянов, Олег Пичугин, Галимов, Сметанин. Все думали, что они в 2004 году без задач. Там ведь особо не афишировали, что они хотят обратно выйти. А «Содовик» и «Лукойл» везде об этой задаче заявляли. «Урал» потихоньку своей цели достиг.
Чемпионат в итоге был закончен за явным преимуществом «Урала»: +4 от челябинских соседей. Осенью по еще одному обращению извне ПФЛ также проверяла паспорт хавбека екатеринбуржцев Виталия Левченко. Там тоже было все не здорово, но в сторону «Урала» санкций не последовало. Желание джинну в Челябинске можно было загадать только один раз. «Содовик» тем временем из 11 матчей после решения КДК ПФЛ не выиграл только два, забив в этих играх 39 мячей. В таблице без вмешательств высших футбольных сил они «привезли» бы Екатеринбургу целых 9 баллов. Все их апелляции ни к чему не привели. Последняя была отклонена в ноябре 2004 г. Мечты о Первом дивизионе были отложены еще на сезон.
В 2006 году они там все-таки оказались. Из всей этой истории они могли вынести то, что нужно внимательно изучать прецеденты: за год до дела Джеладзе питерское «Динамо» в Первом дивизионе лишили 19-ти очков ровно за то же самое – незаконно полученные российские паспорта у граждан бывшего СССР. А также то, что никакие шероховатости не останутся незамеченными, когда на кону стоят высокие спортивные амбиции. Знания не пригодились: два сезона спустя новые столичные хозяева завода «Сода» не разделили любовь к футболу предыдущего руководства, что привело к ликвидации клуба из второго города Башкирии.
Неутомимая энергия и возможности Юрия Первака позволили «Лукойлу» встать на ступень Первого дивизиона даже со второй позиции «Урал-Поволжья» уже следующей весной – 2005-го года.
2 ноября 2006 года команда, которая второй сезон называлась «Спартаком» и 9 месяцев базировалась в Нижнем Новгороде, уступила дома «Содовику» в 43-м туре чемпионата-2006 и лишилась шансов на сохранение места в Первом дивизионе. Тренер стерлитамакцев Игнатенко, прошедший с командой путь из 2004 года в 2006-й, говорил, что дополнительной подоплеки в связи с событиями двухлетней давности к поединку не чувствует. Коллектив Первака сыграл последний тур и приказал долго жить. Как бы от этого не было горько футбольным болельщикам на Южном Урале, почему-то эта информация четко просвечивает в сознании слово «карма».
В Челябинске мы каждый год зачеркиваем цифры без большого футбола. Таких отметок уже 19. Последнее время ФК «Челябинск» делает все, чтобы на 20-летие преподнести нам самый вожделенный подарок. События 2004 года поросли всеми возможными культурами, но даже два десятилетия спустя нужно помнить, что средства достижения своих целей всегда необходимо выбирать. И 20 лет – точно достаточный срок, чтобы понять, что при преодолении всех этапов на пути к мечте твоя репутация должна остаться без темных пятен.
История и современность челябинского футбола – в нашем телеграм-канале Спорт не номер 1 https://t.me/chlbfoot.