Трибуна
8 мин.

Как Пеле чуть не стал «красным»

29 декабря 2022 года не стало одного из величайших футболистов в истории футбола. Пеле провел большую часть карьеры в своем родном клубе «Сантосе», но однажды у него реальная возможность уехать и показать себя в Европе – «Бавария» очень сильно хотела заманить к себе бразильца. И президенту Роланду Эндлеру это даже почти удалось.

В ознаменование годовщины смерти великого игрока, клубный журнал «Баварии» вспоминает историю несостоявшегося трансфера. Публикуем авторский перевод статьи (оригинал).

Вот это чертовщина! Какой же она была липкой, но Барбара Гетте действительно не могла этого знать. Все когда-то бывает в первый раз, и шестилетняя девочка наслаждалась первой в своей жизни жевательной резинкой в ​​саду семьи Эндлер в районе Зельн в Мюнхене.

Это было настоящее удовольствие до тех пор, пока она не потеряла свой вкус. В этот момент Роланд Эндлер, президент «Баварии», произносил речь в честь особого гостя, которого он пригласил. Гетте не могла просто встать и выбросить жвачку. Но что же ей делать? Держать ее в руке какое-то время? Очень, очень плохая идея.

Сегодня Барбара может посмеяться, рассказывая эту историю, но тогда ей было не до веселья: «Я была невероятно смущена». Ведь после того, как аплодисменты Эндлеру стихли, и президент объявил, что еда готова, девочка просто не могла разжать пальцы – домработнице пришлось использовать нож и ацетон, чтобы удалить липкую массу: «Мы были в туалете минут 20, и все очень смеялись».

При этом никто не рассердился, все, скорее, были удивлены – и этот небольшой инцидент в любом случае не мог испортить хорошее настроение. Потому что мужчина, который приехал в Мюнхен и был в центре внимания в тот вечер, был, по словам Гетте, «застенчивым, скромным и чрезвычайно дружелюбным».

Его звали Эдсон Арантес ду Насименту, более известный как Пеле.

23 октября этого года бразильской иконе исполнилось бы 84 года. Футбольные болельщики по всему миру почтили память футбольного гения и его уникальной магии на поле. Но у Барбары Гетте совсем другие воспоминания о нападающем, который и по сей день остается одним из величайших игроков в истории.

Когда в декабре 2022 года новость о его кончине облетела весь мир, уроженка Мюнхена вспомнила, что у нее дома есть одна особенная фотография. Так почему бы не поделиться ею с клубом? Ведь ее отец, доктор Карл Вахтель, когда-то был вице-президентом «Баварии» – и в этой роли в конце 1960-х годов фактически пытался убедить Пеле перейти в «Баварию»?

На фотографии изображена группа элегантно одетых мужчин, среди которых: президент Эндлер, вице-президент Вахтель и представители футбольного клуба «Сантос». Была прекрасная атмосфера, обе стороны отлично ладили. И достигнутое ими соглашение было особенно удовлетворительным для мюнхенского клуба.

С этого момента началась большая миссия клуба, и с целью достичь ее, Вахтель и Эндлер отправились в Бразилию. «Наш президент в настоящее время находится в командировке в Бразилии и не вернется в Мюнхен до Пасхи», – гласило объявление от клуба. По возвращению дуэт менеджеров рассказал, что Пеле получит возможность своими глазами увидеть, нравится ли ему Германия, и сможет ли он представить себе жизнь в баварской столице.

«У меня были предложения из Милана и Мадрида, но самое конкретное было от «Баварии»», – проговорился Пеле во время эфира телеканале Sky в 2012 году. Новость о том, что, возможно, лучший футболист всех времен мог играть в команде, к которой позже присоединились Франц Беккенбауэр, Зепп Майер и Герд Мюллер, стала для многих сенсацией, но не для Гетте. В конце концов, будучи маленькой девочкой, она фактически стала свидетельницей всего происходящего.

Барбара до сих пор отлично помнит кассету, которую постоянно крутил ее отец. «Каждый вечер он учил португальский после работы. Специально для переговоров», – говорит она. Когда возникла необходимость в большом путешествии через Атлантику, «его португальский уже был очень хорош. Это, безусловно, произвело впечатление на другую сторону».

Эндлер, который был просто одержим идеей заманить Пеле в Мюнхен, убедил своего вице-президента Вахтеля поехать вместе с ним (оба работали в клубе с 1958 по 1962 год). Предприниматель, помешанный на футболе и питающий слабость к Бразилии, идеально подходил для того, чтобы уговорить великого нападающего. Даже сам Пеле не мог не заметить очевидного: «Роланд был моим настоящим фанатом».

Гетте до сих пор помнит летние каникулы 1959 года, когда Пеле ответил на звонок из Мюнхена, а потом приехал несколько недель в Золльн (один из самых старых районов Мюнхена). «Это был первый раз молодой парень уехал из Бразилии», – говорит Барбара. И это было видно: «Он тосковал по дому».

Молодому парню было «иногда не по себе» от всей этой шумихи, которая была поднята вокруг него. Ему было всего 18 лет, и он чувствовал себя довольно неловко. Пеле наслаждался временем, проведенным в Мюнхене, но быстро все понял: «Я не хотел уезжать из Бразилии. Я чувствовал себя там как дома».

Отъезд Пеле обратно из Мюнхена был болезненным, потому что Эндлер, Вахтель и многие другие в «Баварии» действительно приложили много усилий. В течении следующих двух десятилетий дуэт менеджеров смог убедиться, что решение нападающего не было связано конкретно с Мюнхеном, «Баварией», или даже с ними самими.

Ведь в конечном итоге Пеле пробыл в родном «Сантосе» почти 20 лет, до 1975 года. Только к концу своей карьеры, после десяти побед в чемпионате, двух Межконтинентальных кубков и трех Кубков мира, нападающий перешел в «Нью-Йорк Космос» (где играл с Беккенбауэром). Но контакт с Эндлером никогда не прерывался, связь была налажена.

Спустя годы бразилец рассказывал следующее: «Когда Роланд узнал, что я женюсь, он пригласил меня в Германию на медовый месяц и все время говорил: «Ты также должен приехать и сыграть за «Баварию»». К сожалению, этого тоже не случилось, но это не помешало Эндлеру поддерживать их особую дружбу.

Роланд Эндлер и Пеле

Роланд подарил Пеле его первый Mercedes, который Гетте до сих пор помнит: «Лазурно-голубой». Также бразилец принял приглашение Эндлера отправиться в специальный тур по Европе со своей первой женой Роземери дос Рейс Шолби: пара останавливалась в частных домах Эндлера в Золльне и Гармиш-Партенкирхене, посетила сварочный завод компании Эндлера в Нойсе, также побывала в Италии, Австрии и Франции. Но самым ярким моментом того путешествия стала частная аудиенция у Папы Павла VI.

К тому времени Эндлер уже не был президентом «Баварии». Он покинул клуб в 1962 году, по официальным данным из-за «чрезмерной нагрузки». Но попытки подписать Пеле были не единственным его делом, связанным с Бразилией. Вахтель и Эндлер не были сосредоточены только на футболе в Германии и думали далеко за пределы границ страны.

Специалисты провели в клубе всего четыре года, но успели подготовить «Баварию» в финансовом и спортивном плане к Бундеслиге, которая была запущена в 1963 году. В том числе и для этого «Бавария» регулярно проводила товарищеские матчи с бразильскими клубами. В 1959 году Мюнхен посетил «Коринтианс», а в 1960 году – «Баия».

Затем, в 1961 году, прибыл «Сантос», почетным членом которого Эндлер долгое время был (а также почетным членом Бразильской футбольной ассоциации).

Матч против «Сантоса» был, конечно, самым ярким моментом. И хотя Пеле не смог приехать в Мюнхен из-за травмы плеча, игра по-настоящему взбудоражила всю «Баварию». Клуб написал о том матче целых четыре страницы — в то время это была настоящая редкость.

Вступительный текст особенно подчеркивал образ мышления Эндлера и его коллег: «Футболистам не нужны услуги переводчика. Мяч – учитель всемирного эсперанто». И далее: «Именно космополитическая природа футбола и сковала узы дружбы от Мюнхена через океан до Южной Америки».

За день до матча Эндлер пригласил делегацию к себе домой в Грайнау, и бразильский флаг развевался рядом с баварским на обеденном банкете в отеле «Marktplatz» в Гармиш-Партенкирхене. Стороны подняли бокалы «за футбольную дружбу между «Баварией» и «Сантосом»».

Матч 17 мая закончился поражением «Баварии» со счетом 2:3, но это было напряженное противостояние. Издание «Münchner Merkur» отлично описало ту встречу: «Футбольные художники «Сантоса» – тоже всего лишь люди. Это осознание заставило нас полюбить их еще больше».

Пеле и Франц Беккенбауэр

В каждом из игроков на поле было немного Пеле. Человека, который оставил свой след в Мюнхене, но при этом так и не осел в городе. Хотя, один раз он все-таки вышел на поле на стадионе «Баварии» – в 1967 году, когда он играл за «Сантос» против «Мюнхен 1860» на стадионе «Грюнвальдере». Окончательный счет – 5:4 в пользу команды Пеле.

В то время он все еще поддерживал связь с Эндлером – он регулярно приезжал в Мюнхен на спонсорские мероприятия. А фотография его и владельца дома Хайгля до сих пор висит в традиционном ресторане «Sollner Hof».

Барбара Гетте точно помнит, что бывшие менеджеры «Баварии» любили говорить всякий раз, когда проходили мимо этой фотографии на лестнице: «Смотрите! Он не тоскует по дому!»

Если хотите получать все оперативные новости и быть у курсе событий, подписывайтесь на телеграм-канал автора про «Баварию».