Палмер зарегистрировал празднование как товарный знак. Так делали Мбаппе, Погба и даже Аршавин
У Килиана их уже 7.
Коул Палмер подал заявку на регистрацию жеста и прозвища Cold Palmer («Холодный Палмер») как товарного знака. Он обратился в Бюро интеллектуальной собственности Великобритании и даже приложил к документу видео с фирменным празднованием, чтобы доказать уникальность – там он потирает руки и изображает дрожь.
Палмер указал, в каких сферах планирует использовать товарные знаки: одежда, алкоголь, продукты питания, игрушки, бритвенные лезвия, лосьоны после бритья, диетические напитки и автомобили.
Коул – далеко не первый футболист, который зарегистрировал собственное имя. Но с какой целью?
Что такое товарный знак? Футболисты могут повторять зарегистрированные празднования?
Товарный знак – один из видов интеллектуальной собственности. После регистрации знака никто не может его использовать в коммерческих целях без согласия автора. Проще говоря, футболисты регистрируют имена и празднования, чтобы на них не зарабатывали рекламщики, которые пользуются их популярностью. Так они подтверждают статус правообладателя.
Чаще всего футболисты запускают бренд с собственным именем в названии или логотипом в виде празднования. Для этого необязательно все регистрировать, но есть риск нарушить нарушить авторские права тех, кто тоже использует такие знаки, и уплатить штраф.
Многие путают товарный знак с патентом. Патент тоже подтверждает исключительное право автора, но его можно оформить только на изобретения или новые технологии.
Конечно, все эти правила распространяются только на бизнес. То есть футболисты спокойно могут использовать празднования, которые зарегистрированными другими. Что касается футбольных симуляторов, там обычно заключаются соглашения на использование внешности и жестов сразу с клубами или лигами (если эти жесты не оформлены как товарный знак).
Например, в 2020 году Златан Ибрагимович не понимал, почему EA Sports использует его внешность без согласия: «Кто разрешил EA Sports использовать мое имя и внешность в FIFA? FIFPro? Не знал, что являюсь членом FIFpro, а если это так, то меня поместили туда без каких-либо оповещений после какого-то странного маневра. И я уж точно никогда не позволял FIFA или FIFpro зарабатывать деньги, используя мой образ. Кто-то уже много лет наживается на моем имени и лице без каких-либо договоренностей. Время провести расследование».
Шведу сразу ответили, что никто не нарушает закон. Просто у EA было партнерское соглашение с «Миланом», о котором, видимо, Ибрагимович не знал.
Месси судился с испанской фирмой Massi, а Неймар и Холанд не знали, что их имена используют для других брендов
В 2013-м бизнесмен Карлос Морейра зарегистрировал марку Neymar как товарный знак – чтобы продавать одежду и головные уборы. Спустя три года Неймар подал заявку в Европейское бюро интеллектуальной собственности ЕС о признании недействительным этого бренда, которое использует имя бразильца без его согласия. Заявку одобрили, но Морейра подал иск в Генеральный суд ЕС: он пытался доказать, что в тот момент не знал о существовании футболиста Неймара и выбрал такое название бренда лишь из-за того, что оно красиво звучит.
По итогу суд поддержал Неймара и запретил Карлосу вести бизнес под именем футболиста. Кроме того, в суде выяснили, что в 2013-м Морейра пытался также запустить бренд Iker Casillas. А это значит, что он все-таки разбирался в футболе и скорее всего знал о Неймаре. После этой истории Неймар зарегистрировал имя как товарный знак.
Еще один бизнес, который ведется от имени футболиста, нашли в Норвегии. Эрлинг Холанд в прошлом году подал заявку на регистрацию своего имени, автографа и празднования в виде позы лотоса в Норвежское ведомство. Подпись и празднование одобрили, а с именем возникли проблемы: выяснилось, что знак Erling Haaland уже зарегистрирован неизвестным мужчиной из Осло, который собирался выпускать под ним одежду и обувь. Пока неясно, что решил Холанд: выкупить эту фирму или подать в суд.
А Лео Месси хотел открыть собственный бренд еще в 2013-м. Тогда заявку отклонили из-за того, что в Испании была зарегистрирована компания Massi, выпускающая спортивную атрибутику. Все то же Ведомство по правам интеллектуальной собственности ЕС отклонило и аппеляцию аргентинца, объяснив решение тем, что обе торговые марки идентичны и визуально, и фонетически – это могло запутать покупателей.
Разбирательство шло несколько лет, и только в 2018-м суд в Люксембурге встал на сторону футболиста: решили, что узнаваемость аргентинца намного шире, чем производителя спортивной одежды Massi. Из-за этого запуск бренда Месси задержался на 6 лет.
Состав «Арсенала» в сезоне-2003/04, который ни разу не проиграл в чемпионате, называют Invincibles («Непобедимые»). Перед 20-летием легендарного достижения фанаты ждали клубный мерч, но экс-вратарь Йенс Леманн сыграл на опережение: вложил 30 тысяч фунтов и зарегистрировал Invincibles как товарный знак. «У меня была такая идея, потому что Invincibles станет более популярным к 20-летию достижения, – объяснял Леманн. – Ни у кого не было такой торговой марки, поэтому я взял и зарегистрировал ее. Я готов запустить бренд, так что любой, кто будет использовать это слово, нарушает наши права».
В клубе не думали, что кто-то зарегистрирует этот знак, но отказались подавать в суд из-за возможного длительного разбирательства. В итоге все равно продавали сувениры с символикой Invincibles, потому что Леманн был не против.
Аршавин запустил свой бренд одним из первых, у Мбаппе зарегистрированы даже цитаты
В XXI веке первым футболистом, который зарегистрировал собственный товарный знак, был Дэвид Бекхэм. Сейчас он один из самых богатых людей в мире, среди его продукции – парфюмерия, очки и мужская косметика. А в 2023-м он говорил, что планирует выпускать алкогольные напитки:
«Я закончил карьеру в 38 лет и, наверное, за пять лет до этого начал создавать бизнес, зная, что в какой-то момент мне придется уйти из футбола. Я изучал различные сферы бизнеса и окружал себя хорошей командой. На протяжении карьеры я был успешен не благодаря мне лично, а благодаря людям, с которыми работал».
В 2006 году зарегистрировали бренд CR7. Сейчас Криш выпускает нижнее белье, одежду, обувь, люксовые часы, парфюмерию и другие аксессуары. Забавно, что в 2009-м, после переезда в Мадрид, Роналду сразу зарегистрировал знак CR9 в честь нового номера. Но под ним Криштиану отыграл лишь один сезон.
Неожиданно в 2010 году свой бренд открыл и Андрей Аршавин. Россиянин хотел бороться с поддельными футболками, которые продавали в интернете от его имени. Он зарегистрировал имя, автограф и жест с пальцем возле губ.
«Основная цель – защита имени Андрея и продвижение его бренда, – говорил управляющий проекта Дмитрий Михайлов. – На данный момент у нас есть заинтересованные компании, которые будут работать с маркой Arshavin. Основными направлениями деятельности являются одежда в стиле casual, детская одежда, одежда для молодежи и классика. Мы работаем также в направлении текстильной продукции».
Правда, уже несколько лет бренд ничего не выпускал. А в 2019-м истек срок действия торгового знака Arshavin.
Больше всего регистраций накопил Килиан Мбаппе – 7 товарных знаков! Среди них – фирменное празднование (скрещенные на груди руки), имя, инициалы и даже цитаты: «Moi tu m’parles pas d’age» («Не говорите мне о возрасте») и «Le football il a changé» («Футбол изменился»). В теории, француз может подать в суд, если кто-то будет использовать эти реплики в рекламе.
У француза есть собственный холдинг Interconnected Ventures, в который входит четыре компании: Zebra Valley (продюсирование и контент), Cultural Factory (брендирование), Collective Motion (управлением имиджевыми правами) и Coalition Capital (инвестиции). Летом компания купила 80 процентов акций «Кана» из французской Лиги 2.
В бизнесе ему помогает мама Файза, которая выступает и агентом Килиана. Для продвижения карьеры сына она основала в 2015 году компанию KEJWF. Буквы – инициалы членов семьи Мбаппе: K – Килиан, E – Итан (младший сын), J – Жирес Экоко (старший брат Мбаппе), W – Уилфрид (отец), F – Файза (мама).
Но есть и те, кто так и не открыл бренд. Например, в 2020-м Поль Погба зарегистрировал «дэб», которым праздновал голы. Планировал продавать одежду, парфюмерию, часы и ювелирные изделия. После этого участвовал в разных коллаборациях с Adidas, но собственный бренд не запустил.
Похожая история была и с Бэйлом: в 2013-м он зарегистрировал в Великобритании свое имя и название Eleven of hearts («Одиннадцать сердец»), посвященное игровому номеру и фирменному празднованию. Так валиец хотел назвать линию одежды. Но добрался до бизнеса только в 2022 году: перед чемпионатом мира презентовал марку пива Bale Lager.
Вместе с Палмером зарегистрировал товарный знак и Дани Ольмо. Он стал первым испанским футболистом с зарегистрированным празднованием (стучит пальцем по запястью как по наручным часам). Пока неизвестно, что будет выпускать бренд Ольмо. В комментах уже шутят: «Зарегистрировал празднование? Молодец. А как насчет того, чтобы зарегистрироваться на вторую часть сезона?»
На бренд какого футболиста вы бы хотели посмотреть?
Как понять «Челси» Марески через шахматы. Колонка Лукомского
Фото: LiveMedia/Fabrizio Carabelli/Globallook Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Shaun Botterill, David Ramos/Getty Images for adidas, Buda Mendes, Mike Hewitt, Elsa, Alex Caparros
Интеллектуальной, Карл!