Почему Микель Мерино – загадка для зрителей?
От редакции блога: это гостевой пост. Автор – болельщик «Арсенала», который обожает копаться в деталях. Он ведет телеграм-канал The Cannon’s Call. Если сочтете материал интересным, поддержите его подпиской.
В Северном Лондоне начинается второй тайм 1/4 Кубка Английской Лиги между «Арсеналом» и «Кристал Пэлас». Гости, на удивление местной публике, минимально ведут в счете, а вот хозяева поля никак не могут закрепиться на чужой половине. Пока защитники «Арсенала» без особой мысли пасуются недалеко от центрального круга, Микель Мерино окликает вернувшегося на левый фланг после травмы Кирана Тирни.
Жест Мерино как наставление для Тирни занимать более высокую позицию – мелкая, еле заметная деталь, ставшая предвестником первого голевого момента у ворот «Кристал Пэлас». В течение следующих 4-5 минут, все усилия команды Микеля Артеты в билд-апе сводились к тому, чтобы вывести Тирни на пространство.
Кажется, для «орлов» ничего не предвещает беды. Салиба уже в который раз за эти пять минут передает мяч Тимберу, но кое-что все же изменилось. Мерино внезапно пытается проскользнуть между двумя полузащитниками в желтой форме, делая рывок по дуге из левого полуфланга внутрь центрального круга. Открывание с целью получить мяч под давлением в окружении нескольких соперников?
Нет, слишком рискованно. Но что, если партнеры верно оценят ситуацию, а игроки «Пэлас» купятся на этот трюк?
Окей, в кадре появился Троссард. Но где же Тирни?
Именно так был создан шикарный голевой момент, который (дважды) не смог реализовать Рахим Стерлинг: первый раз пробил во вратаря, а на добивании задел мячом перекладину. Тем не менее, центральной фигурой всего эпизода, был не Стерлинг, не Троссард, и даже не Тирни, а именно Микель Мерино. Испанец сначала стянул на себя внимание сразу двух опорных полузащитников «Кристал Пэлас», создав пространство, которым грамотно воспользовались партнеры. Им в буквальном смысле оставалось только передавать мяч друг другу в нужной последовательности.
Любопытно и то, насколько сильно Мерино выключил обоих опорников из эпизода, – тем явно понадобилось время, чтобы осознать произошедшее, иначе как объяснить столь большое отставание от Мерино уже по ходу развития атаки? Это наглядно демонстрирует другой ракурс при повторе: оба опорных, Хьюз и Лерма, все еще плетутся у центральной линии, тогда как Мерино на всех порах мчится насыщать штрафную.
Трансфер Микеля Мерино в «Арсенал» сопровождался множеством текстов, в которых особый акцент ставился на умении испанца выигрывать дуэли – как в воздухе, так и на земле. В совокупности это создало ложный образ в глазах многих болельщиков клуба, считающих Мерино «волнорезом», не обладающим нужными качествами для управления игрой из глубины.
«Он всегда ставит команду на первое место и постоянно думает о том, как может помочь партнерам», – говорил Микель Фланьо, партнер Мерино из академии «Осасуны», а другой бывший игрок этой испанской команды, Альфредо Санчез, подчеркивал, что Мерино хорошо умеет адаптироваться к разным игровым ситуациям и лучше других понимает, когда стоит подключаться в штрафную.
В матче против «Кристал Пэлас» Микель Мерино точно не был самым заметным игроком, но при этом сумел продемонстрировать свои лучшие качества: смещался в непривычные зоны, освобождая пространства для партнеров, заставлял соперников выдергиваться с позиций, тем самым разрушая их оборонительную структуру, и становился угрозой в штрафной. Иными словами, делал все, чтобы у партнеров появлялись возможности для создания опасного момента. Причем все это Микель делал исключительно за счет движения без мяча.
Мерино значительно превосходит Райса в понимании работы с пространством
Микель идеально считывает эпизоды, когда от него требуется подключение в штрафную. Это особенно ценный навык для нынешнего «Арсенала», так как оба нападающих, Габи Жезус и Кай Хавертц, любят смещаться в глубину для насыщения средней зоны или сваливаться на фланги для комбинаций с партнерами. В последних матчах это часто сказывалось на нехватке игроков в штрафной соперника.
Ниже – типичная картина из ничейного матча с «Фулхэмом»: игроки «Арсенала» стягиваются на любимый правый фланг, но в штрафной площади лишь один игрок – Леандро Троссард, которого не назовешь перспективным адресатом для навеса. В такой ситуации «Арсенал» может создать момент только в случае успешной комбинации накоротке с заходом в штрафную через полуфланг, но все игроки, собравшиеся недалеко от Сака, находятся в статичном положении. Единственный вариант для обострения – навес или прострел.
Здесь важно отметить позицию Деклана Райса – игрока, который должен заполнить пространство в штрафной и открыться под передачу с фланга. Это один из принципов Артеты при игре с ложной девяткой: если нападающий смещается в другие зоны, освободившееся пространство занимает другой партнер. В «Арсенале» эта задача чаще всего отводится именно левой восьмерке. Райс часто слишком долго ждет прежде, чем подключиться в штрафную площадь, а промедление даже в пару секунд в матчах с глубоко обороняющимися соперниками решают исход атаки.
Самое большое различие между Мерино и Райсом заключается в том, как они двигаются, когда команда владеет мячом, и как быстро принимают решения. Вот пример похожей атаки «Арсенала» против «Кристал Пэлас»: Мерино и Габи Жезус сковали двух игроков в центре, а это значит, что у игроков на фланге будет больше пространства для удачного перепаса – если кто-то из центральных защитников выдернется с позиции, то второму придется обороняться сразу против двух игроков «Арсенала». При этом каждый из них остается потенциальным адресатом для навеса.
Эпизод чудом не завершился голом из-за нерасторопности Тимбера – Юрриен мог отдавать свободному Мерино под удар, но потерял мяч.
Немногим позже, Мерино вновь откликается на навес, образовав численное равенство в штрафной. Подача прошла чуть выше головы испанца.
Другой яркий пример из второго тайма против «Фулхэма». Выйдя на замену, Мерино постоянно менялся позициями с Габи Жезусом, становясь то полузащитником, то ложной девяткой. Сначала Мерино опускается к центральному кругу, чтобы получить мяч от Райса, а затем быстро перенаправить атаку в левый полуфланг.
Спустя 10 секунд Мерино уже готов откликнуться на подачу в штрафной. Вместе с Сака и Нванери они создают численное преимущество 3х2 на дальней штанге, куда и последовала подача. Эпизод закончился незасчитанным голом из-за офсайда у Мартинелли.
В последние пару месяцев «Арсенал» подвергался сильной критике за огромное количество навесов и неспособность взлома компактных блоков иными способами. Сильнее всего проблема наблюдалась в проигранном матче Лиги Чемпионов против «Интера» (34 навеса с игры). В ничейных матчах с «Фулхэмом» и «Эвертоном» проблема выражалась в меньших масштабах, но никуда не делась.
Навесы как способ взлома таких соперников – это нормально. Проблемой это становится в тех случаях, когда команда не подготовлена к подаче: игроки количественно не насытили штрафную, неправильно заполнили зоны или же в целом не обладают достаточными физическими данными для борьбы за подачи с флангов. Мерино отлично чувствует эти моменты и, если не выступает прямым адресатом подачи, то как минимум отвлекает на себя внимание защитников, освобождая партнеров от опеки.
Топ-качество Мерино – работа без мяча в атакующей фазе
«Мерино – игрок, который раскрывается при детальном просмотре эпизодов. Большинство вещей, которыми он приносит пользу команде, трудно заметить на первый взгляд. Но если вы вернетесь к моментам, которые создавал «Арсенал», вы увидите, что он постоянно выдергивает защитников с позиций, тем самым создавая пространство, которым пользуются другие», – резюмирует Билли Карпентер, тактический автор об «Арсенале».
Именно Мерино выступил теневым героем потрясающей атаки, после которой Габи Жезус сравнял счет против «Пэлас». Основная заслуга ушла Мартину Эдегору, отдавшего шикарный разрезающий пас. Эту возможность для паса создал именно Мерино.
«Кристал Пэлас» компактно оборонялся на своей половине, не предоставляя «канонирам» явных вариантов для продвижения. С ног на голову ситуацию переворачивает Мерино, сместившийся в правый полуфланг – зону, которую обычно занимает Эдегор.
На это смещение реагирует центральный защитник «Пэлас» Максанс Лакруа, и у него за спиной сразу образуется гигантское пространство, куда врывается Габи Жезус.
Просто для понимания, как небольшое смещение может значительно повлиять на защитную линию соперника.
Было:
Стало:
Под руководством Микеля Артеты «Арсеналу» традиционно сложно играть против соперников с хорошо организованной обороной в компактных блоках. С одной стороны, в составе есть достаточно исполнителей, обладающих высокой культурой паса, и готовых делать разрезающие передачи. С другой – «Арсенал» часто сталкивается с ситуацией, когда возможностей для таких передач – минимум.
Улучшить этот показатель можно с помощью игроков, готовых проделывать много черновой работы без мяча с целью отвлечения и выдергивания соперников с позиций. Мерино – игрок, добавляющий баланса «Арсеналу» в этом отношении.
Итог
За время, проведенное в «Арсенале» Микель Мерино получил и продолжает получать много несправедливой критики. Основная причина – несоответствие ожиданий с реальностью. Условно, болельщики ждали игрока, стилистически близкого к Граниту Джаке, но получили нечто другое.
При этом качества, которыми Мерино приносит пользу команде Артеты, не столь очевидны для неискушенного зрителя. Это делает его далеко не самым простым игроком для понимания и оценки. Даже, если прибегнуть к анализу с помощью продвинутой статистики, многие важные качества все равно останутся недоступными без детального просмотра самих матчей.
Уже сейчас видно, что трансфер Микеля Мерино – это никакой не провал. Смазанному началу пути испанца в «Арсенале» помешала травма, вынудившая его пропустить два месяца. Постепенно Микель получает все больше игрового времени и налаживает взаимодействие с партнерами.
Если рассуждать о перспективах Мерино в «Арсенале», то на данный момент четко видны два сценария: в лучшем случае он закроет позицию в левом полуфланге, а в худшем – станет полезной опцией под разных соперников или гейм-стейт.
Данный текст – попытка указать на плюсы Микеля Мерино, которые неочевидны большинству зрителей. При этом важно не забывать и о тех позитивных аспектах, которые проще увидеть без пристального внимания за игроком: угроза на стандартах, физическая готовность, помогающая Микелю отрабатывать в прессинге и обороне на протяжении всех 90 минут и умение сохранять мяч под прессингом.
Мерино не является топовым созидателем или регулярным поставщиком голевых возможностей для партнеров, его нельзя причислить и к игрокам, несущих постоянную голевую угрозу. Однако благодаря своему движению и глубокому понимаю эпизодов, он создает возможности, которыми могут пользоваться партнеры.
Главным «но» здесь будет являться тот факт, что для максимизации качеств Мерино, его партнерами на поле должны быть игроки высокого уровня, способные верно оценивать эпизоды и пользоваться представленными возможностями.
Больше об «Арсенале» – в Telegram-канале The Cannon’s Call | Arsenal F.C.
В защите преимущества Мерино вообще незаметны, он не прибавляет команде защитного скилла. Не имеет скорости, не силен в отборе, не пресекает опасные действия соперника.
И самый раздражающий минус - это его постоянные тормозящие действия в атаке!
Пример - после удачного командного отбора, Габи делает рывок...но паса нет, Мерино крутится на месте и предпочитает откинуть назад мяч...и это просто полный капец!!! Причем такие действия у него на постоянной основе!
Кроме того, он не умеет двигать мяч вперед. Не обладает ни дриблингом, ни дальним или ближним пасом.
Все это раза в три лучше него на поле делает Райс. И разница в игре просто огромная.
Думаю что через пару лет его сольют, купив более молодого и перспективного игрока на его позицию. А его уже поджимает возраст, так что чудес от него ожидать не приходится.