Гол Стивена Джеррарда в ворота «Олимпиакоса», 20 лет спустя: «Вот это удар, сынок! Вот это удар!»
Даже сейчас, спустя 20 лет, от этого момента захватывает дух.
Стивен Джеррард не имел права забивать гол, который он сам назвал самым важным из 186, забитых им за «Ливерпуль». Он находился примерно в 20 метрах от ситуации, мяч скакал, а два защитника «Олимпиакоса» отчаянно накрывали его.
Но Джеррард идеальным взмахом правой ноги пробил самым невероятным из ударов с полулета, обеспечив «Ливерпулю» выход в 1/8 финала Лиги чемпионов.
Без этого гола не было бы ни славы в Стамбуле пять месяцев спустя, ни, возможно, последующих подвигов Джеррарда в красной футболке «Ливерпуля»: его уже обхаживали соперники по Премьер-лиге — «Челси», и, возможно, ему было бы сложнее устоять перед их предложениями, если бы клуб не стал чемпионом Европы.
Вчера исполнилось 20 лет со дня гола Джеррарда, и в честь этого события мы пообщались с теми, кто был рядом, чтобы проанализировать его великолепие и значение.
Контекст
«Ливерпуль» вышел на эту игру, окруженный тучами. Накануне Джеррард дал интервью, в котором предупредил клуб о том, что ему придется задуматься о своем будущем, если они не смогут удовлетворить его амбиции.
«Если мы будем двигаться вперед и я буду успешен в этом клубе, то мне не нужно будет никуда уходить, но если дела пойдут не так хорошо, то посмотрим, что будет летом, — сказал он журналистам. — Надеюсь, поворот событий произойдет довольно быстро».
Все это делало противостояние с «Олимпиакосом» опасным. «Ливерпуль» занял третье место в группе А, отставая от греков на три очка, и для выхода в стадию плей-офф ему нужно было побеждать либо со счетом 1:0, либо с разницей в два мяча.
Джейми Каррагер, защитник «Ливерпуля»: На эту игру оказывалось давление по целому ряду причин. Сезон начался не лучшим образом, и неудача в борьбе за выход в плей-офф вызвала бы еще больше негатива, к тому же клуб потерял бы в финансовом плане. А потом возникла ситуация со Стиви. Это повысило ставки. Накануне он общался с прессой, и его комментарии попали в утренние газеты. Иногда, будучи игроком, ты видишь заголовки газет и думаешь: «Лучше бы я этого не говорил». Его будущее было главной новостью.
Нил Меллор, нападающий «Ливерпуля»: Мы не участвовали в гонке за титул, и если бы в тот вечер мы вылетели из Лиги чемпионов, Стиви подумал бы: «Куда катится клуб, где за что мы боремся?». Ему пришлось бы принимать серьезные решения, потому что, без сомнения, все хотели заполучить Стиви. Он был ливерпульским парнем, но мы не боролись за трофеи, а он этого хотел.
Стивен Уорнок, защитник «Ливерпуля»: На «Энфилде» всегда есть элемент «случиться может всё». Мы проиграли в гостях, поэтому знали, что «Олимпиакос» — достойная команда. Но всегда была вера в то, что мы сможем это сделать. Рафа был довольно прост в своих инструкциях. Он сказал: «Если они забьют один гол, мы должны забить три, а если они забьют два, мы должны забить четыре». Это было единственное послание, которое было у игроков, и они упорно его выполняли. В этой игре мы чувствовали, что можем победить.
Мартин Тайлер, комментатор Sky Sports: У нас был интересный день. Джейми Каррагер открыл ресторан/бар в Ливерпуле, и мы нанесли ему визит. Вокруг царила атмосфера треволнения, такая, которая бывает во время европейского вечера на «Энфилде». Мне нравилось быть рядом со скаузерами перед такими важными играми. Нельзя недооценивать мощь «Ливерпуля», особенно когда команда атакует в сторону трибуны «Коп».
Вечер для «Ливерпуля» начался плачевно: на 27-й минуте Ривалдо вывел гостей вперед, реализовав штрафной удар, который он сам же и заработал после стремительного забега.
Антонио Нуньес, полузащитник «Ливерпуля»: Это была моя первая европейская игра за «Ливерпуль» и первая игра в Лиге чемпионов в моей карьере. Я был рад, что Рафа выбрал меня в качестве игрока стартового состава, но мои воспоминания горько-сладкие. Меня критиковали за пропущенный гол, что было несправедливо. Перед игрой (вратарь) Крис Киркленд говорил Рафе, что в предыдущей игре (против «Астон Виллы») он пропустил со штрафного, потому что не смог как следует разглядеть мяч.
Мне сказали, что я должен немного подвинуться, если окажусь в стенке для штрафного удара, чтобы Киркланд мог лучше видеть. Я переместился как раз в тот момент, когда Ривалдо наносил удар, и мне просто не повезло, что мяч прошел прямо через это пространство и попал в ворота. Это явно была моя вина, потому что я двинулся, но мне сказали это сделать. СМИ обвинили меня в голе Ривалдо, а Киркленд в интервью после этого списал все на то, что стенка сдвинулась. Он не говорил, что это было частью плана!
Гол не мог не поразить «Ливерпуль», который не смог ответить до перерыва. В перерыве Бенитес предпринял решительные действия, выпустив Флорана Синама-Понголя вместо Джими Траоре. Молодой французский нападающий сразу же отличился, переправив кросс Харри Кьюэлла в ворота, и счет стал 1:1.
«Ливерпуль» продолжал наседать, и Джеррард был в центре событий: гол после его дальнего удара был отменен после фола Милана Бароша.
Затем, на 78-й минуте, еще одно изменение: Нил Меллор, выпускник академии, за плечами которого всего 14 матчей за «Ливерпуль», вышел вместо Бароша. Уже через две минуты он забил гол, подкараулив отскок после удара Нуньеса головой с кросса Понголя, и тем самым положил начало напряженной концовке.
Меллор: Помню, как я был взбешен в перерыве, потому что мы проигрывали 0:1 и знали, что нам нужно делать, а он выпустил Понголя, а не меня. Я думал: «Тебе нужен гол, выпусти меня, зачем ты его выпускаешь?». Я ценил Понголя, но я забил больше голов, чем он, поэтому я был в ярости, думая: «Это неправильно».
Разминаясь, я все время смотрел на Рафу, и думал: «Когда же он выпустит меня?», потому что знал, что у меня будут шансы. Я не знаю, сколько раз я дотронулся до мяча, прежде чем забил, и дотрагивался ли вообще. Нуньес должен был забивать, но вратарь совершил сейв, и я успел среагировать быстрее всех.
Каррагер: Люди всегда говорят о Рафе в перерыве матча в Стамбуле, но в тот вечер против «Олимпиакоса» он также оказал большое влияние. Он умел вносить правильные изменения. Снять Траоре и поставить Понголя было смело, но это сработало. Забить в начале второго тайма было очень важно для нас, потому что это завело толпу, и мы атаковали на трибуну «Коп». Когда Меллор вышел на поле и тоже забил, все было готово к драматической концовке. Нам просто нужен был третий гол.
Что предшествовало голу
Оставалось всего четыре минуты, когда «Ливерпуль» провел еще одну атаку по левому флангу. После вбрасывания аута в глубине территории «Олимпиакоса» Каррагер подает мяч, который Меллор, находясь в штрафной, головой переправляет на свободное пространство за пределами штрафной.
Меллор: Что Карра делал на левом фланге? Он подсунул мяч мне, и у центральных нападающих есть выбор — отдать мяч, может быть, зацепиться за него, попытаться повернуться и пробить или скинуть головой. Я решил скинуть головой, и у меня было два варианта. Йон Арне Риисе или Стиви. Риисе был левоногим, а его правая нога, под которую я бы отдал мяч — это один шанс из ста, что он попадет в цель. Стиви всегда был предпочтительным вариантом!
Это инстинкт. Ты быстро начнешь разбираться, какие есть варианты и какой из них лучше. Тогда это казалось правильным. Мне просто нужно было положить мяч на это пространство перед ним, потому что он находится в лучшей позиции для того, чтобы пробить.
Каррагер: Что я делал на левом фланге? Честно говоря, я понятия не имею. Помню, как я пошел вперед и зацепился за ничейный мяч после того, как они его почти вынесли, а затем сделал поворот Кройффа, уйдя от их игрока, из-за которого я и пошел во фланг. Когда я поднял голову, то увидел, что Нил Меллор движется в пространстве, и просто подрезал мяч в его сторону. Его касание было великолепным — идеальный кивок вниз и величайший ассист в его карьере.
Удар
Никто не ожидает того, что произойдет дальше — и уж тем более режиссер телевизионных съемок. Телезрители видят толпу встревоженных болельщиков «Ливерпуля», а затем камера показывает, как Меллор направляет мяч в сторону Джеррарда.
Капитан «Ливерпуля» использует свой момент. Он замечает падающий в его сторону мяч и, не отрывая от него взгляда, устремляется вперед. Он преодолевает расстояние за шесть шагов и прибывает к мячу в тот момент, когда тот только завершает свой второй отскок. Упираясь левой ногой в землю, он подставляет правую ногу и наносит удар с полулета с расстояния около 22 метров.
Нуньес: Я стоял справа от него. Как только мяч открепился от его бутсы, я сразу понял, что он летит в угол. Ни один вратарь не смог бы его отбить. За ним стояла такая мощь. Шум был невероятно громким.
Такое мог сделать только Стиви. В его карьере было полно невероятных голов, и этот гол стоит на одном из первых мест. Он сделал невозможное возможным. В трудные моменты он всегда появлялся и действовал как настоящий капитан.
Крис Киркленд, вратарь «Ливерпуля»: Это было прекрасно. Я видел развитие событий, и когда мяч перешел на их половину, я немного вышел из своей штрафной, чтобы наблюдать за игрой. А когда мяч оказался в штрафной соперника, я просто молился, чтобы кто-нибудь занес его в сетку. И мы не могли пожелать никого лучше, к кому бы этот мяч мог бы попасть.
Я был прямо за ним и видел, как разворачивалась атака. Как только мяч попал ему на ногу, я сразу понял, куда он летит, потому что видел это много раз на тренировках и в других играх. Но я думаю, что это один из самых чистых его ударов.
Меллор: Что есть, то есть, у Стиви-то — тот самый момент гениальности. Не многие игроки могут сделать это, ударить так, как он. Он прекрасно бьет по мячу, будь то удар или пас — такая концентрация, такая техника, что он действительно смог правильно ударить по мячу и направить его туда, куда хотел. Не многие игроки способны на такое.
Каррагер: Когда эта скидка упала на ход Стиви, я стоял и думал: «Да!». Никого лучше Стиви на поле нет. Это был один из тех случаев, когда ты понимаешь, что мяч попал в сетку, еще до того, как он там оказался. Такой знаковый момент.
Джон Буш, профессор прикладной математики Массачусетского технологического института (MIT) и специалист по гидродинамике: Эффект Магнуса — это аэродинамическая сила, действующая на мяч в полете и возникающая из-за его вращения. Поэтому, когда игрок наносит удар по мячу, эффект Магнуса влияет на полет всех вращающихся футбольных мячей.
Например, ось вращения мяча, нанесенного со штрафного удара, обычно вертикальна, поэтому мяч отклоняется влево или вправо. Удар по мячу чистым топ-спином означает, что сила направлена вниз, и мяч в полете опускается. Джеррард пробил с полулета, отбив мяч в тот момент, когда он отскочил от газона. Такой тип удара позволял ему наносить удары по мячу с обратным вращением.
Кажется, что мяч совершает два-три вращения во время полета в сетку. При бэк-спине (как при косом ударе в теннисе) траектория движения выравнивается, и удар опускается ниже, чем в отсутствие вращения, создавая впечатление, что удар настолько силен, что не поддается гравитации.
Мячу требуется около 0,88 секунды, чтобы попасть в сетку после того, как он покинул бутсу Джеррарда, что означает, что его средняя скорость составляет около 90 километров в час.
Бывают удары и мощнее, но мало кто наносит их так безошибочно и точно, и вратарю Антониосу Никополидису остается только вместе с 42 045 зрителями наблюдать, как мяч пролетает мимо него и попадает в правый угол.
Меллор: Я по глупости стоял на краю поля и праздновал, как будто Джеррард будет ждать меня, а он просто оттолкнул меня с дороги и обогнул меня. Когда я добрался до места празднования в углу трибуны «Коп», я был там последним, потому что запыхался от усталости.
Уорнок: Стиви был единственным игроком, который мог забить такой гол, потому что у него хватало уверенности и смелости, чтобы пробить с такого расстояния. Я так часто такое видел, не только на тренировках, но и в большинстве игр! Почти все игроки отказались бы от удара и вообще не стали бы бить, но у него хватило уверенности, чтобы исполнить. Чаще всего так и было.
Роб Джонс, болельщик «Ливерпуля»: Я сидел в 21-м ряду «Копа», прямо за воротами, в которые забил Джеррард. Как только он ударил по мячу, стало ясно, что он попал, и все просто сошли с ума.
Это была одна из великих европейских ночей на «Энфилде». Самые удачные из них — те, где нам приходится отыгрываться и забивать поздние голы, чтобы победить. Мне посчастливилось увидеть многие из них — от «Сент-Этьена» (в 1977 году) до «Челси» в полуфинале (в 2005 году), а в последнее время — против дортмундской «Боруссии» (2016 год) и, конечно, «Барселоны» (2019 год). В этих матчах были все нужные ингредиенты.
Никополидис: Это была потрясающая игра великого футболиста. Я не помню технику, но это точно был гол, который лишил команду выхода в следующий этап. Мне больше нечего сказать.
🚨 ОЧЕНЬ РЕДКИЕ КАДРЫ 🚨
Стивен Джеррард против «Олимпиакоса» 2005
Я добавил комментарии, чтобы придать дополнительный эффект! 😂😜
Наслаждайтесь! #ЛФК #Джеррард
На телевизионном портале Sky Sports Тайлер успевает лишь крикнуть «Джеаррррррд!», прежде чем его коллега-комментатор Энди Грэй произносит фразу, которая стала неразрывно связана с этим моментом: «Красотень! Вот это удар, сынок! Вот это удар!»
Тайлер: У нас с Энди сложились прекрасные рабочие отношения. Они были немного противоположны тому, как должны работать комментатор и со-комментатор. Энди был очень страстным комментатором, а я, полагаю, был голосом разума.
Мне удалось вымолвить фамилию Джеррарда, чем я доволен, но он взял верх, и вполне заслуженно. То, как он относился к своей работе, с его страстью к футболу. Это был великий момент для бывшего игрока «Эвертона»! С «Ливерпулем» всегда есть ощущение, что ничего еще не ясно, и если это должно было случиться, то, возможно, это должен быть Джеррард.
Спустя долгое время после того, как Серхио Агуэро забил победный мяч за «Манчестер Сити» (в 2012 году), я сказал ему: «Я знал, что ты забьешь, еще до того, как ты это сделал». Как комментатор, ты учитываешь касание и качество игрока. Но я не могу сказать того же о Джеррарде, потому что с такого расстояния, так поздно в игре и при таком большом количестве того, что стояло за матчем, была вероятность того, что мяч мог вылететь за пределы поля!
Последствия
«Олимпиакос» — побежденная команда, и оставшиеся минуты проходят практически без происшествий под звуки выкрикивающего фамилию Джеррарда «Копа».
Меллор: Шум был невероятный, самый громкий, который я испытал, будучи игроком на поле. Болельщики верили, и мы не смогли бы сделать это без них. Приятно, что этот гол так много значил для Стиви, ведь он забил несколько блестящих голов за «Ливерпуль», но он помнит этот гол и как культовый для себя.
Нуньес: Мне посчастливилось играть со многими особенными игроками. В «Реале» у меня были Роналдо, Зинедин Зидан, Рауль, Луиш Фигу и Роберто Карлос. Стиви принадлежал к тому же классу, что и они. Они были на голову выше остальных — они словно играли в другую игру, нежели все остальные.
Стиви был самым целостным игроком из всех, кого я видел. Он может сыграть на любом участке поля. Так силен в борьбе, так хорош в воздухе, так хорош в передачах и так хорош в завершении. Игрок отличного качества и большой трудовой этики. Он был невероятным лидером.
Возможно, этот момент стал определяющим в сезоне «Ливерпуля», но он не предвещал бурного возвращения формы. В следующем матче команда Бенитеса потерпела поражение от «Эвертона» и в итоге заняла пятое место, оказавшись ниже своих соперников по городу.
Однако в Европе они уже зажглись. Леверкузенский «Байер» и «Ювентус» были сметены, что организовало встречу с «Челси» в полуфинале. Выездной арьергард и один «гол-призрак» — так Жозе Моуриньо называл победный мяч Луиса Гарсии на «Энфилде» — стали основой для стамбульского поединка. Невероятным образом против «Милана» удалось восстановить паритет после того, как итальянцы повели в счете 3:0 в первом тайме, а Джеррард блестящим ударом головой положил начало отыгрышу. Он также забил в серии пенальти, завершив спасательную операцию, которая началась на «Энфилде» в тот декабрьский вечер пять месяцев назад.
Даже тогда будущее Джеррарда не было гарантировано — тем летом он был близок к переходу в «Челси», но в итоге решил остаться и присоединиться к пантеону легенд одного клуба на «Энфилде».
Тайлер: Я помню, как Джеррард сказал перед игрой, что не хотел бы просыпаться и играть в Кубке УЕФА. И он придумал момент, который все решил. Без него не было бы Стамбула. Иногда люди не приравнивают эти два понятия, потому что оба они являются особенными моментами, но они связаны между собой.
Джонс: Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы Джеррард не забил. Меня беспокоила мысль о том, что он может уйти. Ни один игрок не может быть важнее клуба, но в то время «Ливерпуль» испытывал трудности, и продажа Джеррарда, который был главным игроком, поставила бы под сомнение его амбиции. Продажа его в конкурирующий клуб стала бы еще хуже.
Киркленд: Я верю, что все написано на звездах, и это был еще один момент, который был написан на звездах для «Ливерпуля» и для Стиви.
Каррагер: Что было бы, если бы Стиви пробил по другую сторону от штанги?
Покинул бы он клуб следующим летом? На кого бы «Ливерпуль» потратил деньги, чтобы заменить его? А что насчет Рафы? Сколько бы он продержался без этого вечера? Это вызывает множество вопросов. Не было бы ни полуфинала против «Челси», ни исторического поединка в Стамбуле.
К слову о моменте раздвижных дверей [Термин «Момент раздвижных дверей» стал популярным в конце XX, обозначая, казалось бы, несущественные моменты, которые, тем не менее, меняют траекторию будущих событий, примеч.пер.]. Тот вечер стал для нас судьбоносным.
Автор: Джеймс Пирс, Грегг Эванс и др. (источник)
Дополнительные участники материала: Энди Джонс, Кива О’Нил
Фото обложки: Getty Images; дизайн: Имонн Далтон
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!
что значит, не имел права??? ))))