Лукман-Ретеги-Де Кетеларе из «Аталанты» – одно из лучших трио в мире. Как Гасперини это удалось?
Конкуренты «Реала» и «Ливерпуля».
Недавно Гасперини спросили, какая из «Аталант» лучше: сегодняшняя, с еврокубком в музее и миллионами на счету, или первая – команда Иличича и Гомеса, собранная на магазинную сдачу и влюбившая мир.
Он не смог выбрать. И мы не станем. Лишь отметим, что Гасп снова собрал трезубец, который претендует на лучший в мире.
Трио «Аталанты» конкурирует лишь с ливерпульским – остальные слабее
Это не преувеличение. Прошло больше двух месяцев с тех пор, как «Аталанта» проиграла в последний раз. За это время забили почти 40 голов, снесли нескольких прямых конкурентов и подобрались к лидеру лиги.
Атакующее трио сыграло в этой серии главную роль. Ретеги переписал личные рекорды результативности. Де Кетеларе повторил лигочемпионское достижение Месси. Лукман против «Наполи» доставал голы, как фокусник из шляпы.
Они сделали 44 голевых действия на троих: 27 мячей, 17 ассистов. Это лучший результат в топ-лигах.
Опаснее только нападение «Ливерпуля», набившее такую же цифру, хотя Жота пропустил больше месяца, и «Барселона» – но там четыре игрока впереди и Левандовски с читом на бесконечные голы.
Химия между бергамасками вне конкуренции. Согласно Calcio Datato, комбинация Де Кетеларе – Лукман – вторая в Серии А по проникновениям в штрафную за матч. Выше лишь Дзаппакоста – Ретеги. Связка Лукман – Ретеги девятая, Де Кетеларе – Ретеги – 12-я.
Ни у одного клуба нет хотя бы двух пар в дюжине лидеров. «Аталанта» представлена пятью, и почти все комбинации – между игроками атаки.
Ретеги, Лукман и Де Кетеларе забили 10 мячей, прямо подыгрывая друг другу. В этом им тоже нет равных.
По отдельности они почти так же хороши, как вместе.
Де Кетеларе совсем не тот игрок, которого выгнали из «Милана». Он один из лучших ассистентов топ-лиг
Мы уже привыкли, что Гасперини – такой одушевленный дефибриллятор, который оживляет угасший талант. Но если и был игрок, неподвластный реанимации, то это Де Кетеларе. «Милан» отдал его в полтора раза дешевле, чем купил, и единственными в городе, кто сожалел о продаже, были болельщики «Интера». За 40 матчей он расщедрился на одно результативное действие. Казалось, оживлять нечего.
Дело было не в невезении. Миланский Де Кетеларе двигался с грацией жирафа, поставленного на ролики. Его шатало, когда крупные игроки пробегали поблизости. Его ноги существовали независимо от головы и друг друга, едва он оказывался у ворот. Его техника казалась обманом. Она проявлялась вспышками, но не приносила практической пользы и обнулялась следующим неловким шагом. Каждое движение выдавало человека, который погряз в самокопании и боится сделать что-то не так.
Первое, что посоветовал Гасперини – просто играть в футбол: «Я попросил его не вешать нос после потери мяча. Все профессионалы знают, что ошибки – это часть игры. Нельзя обращать на них слишком много внимания, Шарль должен быть уверен в себе, потому что команда прикроет».
Де Кетеларе перестал читать комментарии в соцсетях, вернул в игру обдуманный риск и превратился в главного созидателя лиги. За полтора года и 69 матчей он выдал 38 (18+20) результативных действий. И не останавливается. К декабрю он раздал почти столько же ассистов, сколько за весь прошлый год. По словам Гасперини, помогла убежденность: «Победа в Лиге Европы повысила его самооценку. Шарль делает вещи, которые не пробовал прежде».
Остальное сделала механика Гасперини. Бельгиец как-то кольнул Пиоли: «Я не из тех, кто бегает по 12 километров за матч, но способен выдавать отрезки повышенной интенсивности». В этом – вторая причина превращения. Плохо очерченный миланский футбол требовал от созидателей постоянного нерва и предельной сосредоточенности: исчезали игроки, исчезал и он. Шарль не таков. Он не горит все полтора часа и не готов делать что-то особенное при каждой встрече с мячом, параллельно выдавая спринты в защиту, если что-то не получилось. Ему нужны передышки.
Гасперини их предоставил. В его футболе игроки и мяч движутся в ромбах, естественно (3-4-2-1) складывающихся на краю. Большую часть остроты обеспечивают сложные ротации и количественное заполнение штрафной. Де Кетеларе свободно выключается. Это не значит, что он потерянно бродит по полю, вовсе нет. Речь лишь о том, что созидателю позволена обыденность. «Аталанта» на этом не исчезает. Шарль растворяется в массовке, делает серые и обыкновенные передачи, но благодаря автоматизмам команда от этого не страдает, а он накапливает энергию для чего-то фирменно яркого. И когда приходится, выдает тот самый момент повышенной интенсивности – делает то, чего бы не сделал никто другой в клубе.
Как правило, это выражается в выборе позиции и редкой способности не просто защитить мяч, но и выдержать паузу под давлением, чтобы затем разрушить оборону несколькими движениями. Второй гол «Наполи» начался с обычного выноса на Де Кетеларе.
Шарль оказался в бесперспективном меньшинстве, но мгновенно прочитал ситуацию и перетащил центр тяжести «Наполи» на фланг – наперекор закону о боковой линии, помогающей прессингующим.
Отыграл на Лукмана, который прикончил «Наполи». Вся атака – пример заведомого превосходства, которое дает «Аталанте» нападение в сегодняшней форме: они забили, оставшись вдвоем против шестерых без поддержки.
Как и Иличич, Де Кетеларе дополняет систему и дает то, что не может дать Гасперини. Но по-другому. Мрачная магия Йосипа не вмещалась в скрипты и привносила что-то сверх них. В бельгийце нет его индивидуальности. Он выражает себя через окружение: вписывается в автоматику, которая предполагает хотя бы одного открытого партнера, и усиливает ее.
После перехода в «Аталанту» он сделал 20 ассистов – только шесть игроков в топ-лигах отдали еще больше.
«Что изменилось после «Милана»? Ясность, с которой я принимаю решения, – делился Шарль. – Можно работать над техникой, но без ясности невозможно ей пользоваться. Гасперини подсказал, как развиваться дальше. Даже в лучшем сезоне в «Брюгге» я не был так хорош».
Лукман видит пространство, как никто в клубе
Семь лет назад юный Адемола Лукман, тогда восходящая звезда английской молодежки, перешел в «Эвертон» за 8 миллионов евро. Через год его отдали в «Лейпциг». Британец наиграл на контракт, но все же не закрепился и вскоре попал сначала в «Фулхэм», а потом в «Лестер». Никто не захотел выкупать. «Аталанта», куда он перешел летом 2022-го, стала пятым клубом за пять лет. За него отдали чуть больше 9 миллионов.
Теперь он один из лучших игроков мира – по крайней мере, если верить спискам «Золотого мяча» и Гасперини (одному точно можно верить). За два года в Бергамо Лукман забил больше, чем за всю остальную карьеру. В позапрошлом сезоне он вошел в пятерку лучших бомбардиров Серии А, в прошлом ворвался в топ ассистентов и разорвал «Байер» в финале Лиги Европы.
Сейчас Адемола обеспечивает голевое действие каждые 67 минут – это второй результат в Серии А и пятый в топ-лигах (после Кейна, Мармуша, Ретеги и Салаха). Он в топе по абсолютно всем ключевым показателям, от передач под удар до заходов в штрафную. Его разносторонность схватывается двумя противоположными метриками: Лукман одновременно первый в чемпионате по принятым вертикальным пасам и пятый по продвигающим проходам.
В перерождении два секрета. Первый – постоянство, обретенное с выкупом. Лукман наладил режим. Он спит не меньше восьми часов, ест много рыбы и сложных углеводов, качает плечевой пояс после матчей. Чтобы восстановиться, использует криокамеру.
Второй – система. Рассуждая о неудачах Лукмана несколько лет назад, Брендан Роджерс отдельно отмечал необычные данные: «У него поразительные технико-тактические характеристики, он глубоко понимает игру».
В Англии им не нашлось применения. В скоростном африканце видели крайка, который гарантирует превосходство 1-в-1, и он делал это – даже заканчивал сезон одним из лучших дриблеров АПЛ... но все было не то. Адемола не вписывался в британский шаблон.
«Аталанта» играет с инсайдами, расположенными в каналах между центром и флангом. Лукман ближе к воротам, чем на краю, реже прижимается к бровке и больше работает со свободными зонами. Сейчас он один из лучших атакующих Серии А по приему мяча без давления.
По сути, в этом и заключена его роль. Гасперини никого не освобождает от автоматических розыгрышей, но они что-то вроде отдушины для творцов. Де Кетеларе растворяется в механизмах, чтобы в нужный момент приостановить время и, вытащив на себя оборону, сломать ее. А Лукман вовсе выходит за их пределы. Его задача, кроме все той же работы в ромбах – подстроиться под движение партнеров, найти опустевшую зону и атаковать ее.
В зависимости от ситуации Адемола открывается за спины, занимает штрафную (и, кстати, классно отклеивается от защитников перед кроссом – лучше большинства нападающих) или движется между линиями. Он делает голы даже из обычных треугольников. Посмотрите на прошлогодний мяч «Фиорентине» – все началось с обычного скрипта: Лукман опустился ниже, чтобы вершиной перепаса стал вбегающий партнер. Для «Аталанты» это шаблон.
Случившееся дальше – маленький пример тактического превосходства. Лукман просчитал атаку на несколько шагов, а его опекун Додо – всего на один. Здесь он срывается, и бразилец реагирует.
Но защитник пошел туда, куда двинулся мяч. Лукман открылся под пас через ход. Характерно, что свободной зоны не было, когда он стартовал: он предвидел движение партнера.
«Гасперини – самый жесткий человек, которого я встречал. Он показал мне совершенно новый метод обучения. Я начал думать о футболе по-новому, – признавался нигериец. – В «Аталанте» я должен быть частью структуры. Тренер объяснил, как вписать мои качества в командный футбол. И сделал это как никто прежде».
Ретеги дал качества, которых не хватало на острие
Несколько недель назад Антонио Кассано выбрал лучшую девятку Серии А: «Если не считать Лаутаро, то Ретеги. Он намного сильнее Влаховича, Лукаку, Довбика и остальных».
Поверьте, заслужить такой отзыв от Кассано, не нанизывая трех человек в каждой второй атаке, – непростая задача. А Матео Ретеги точно не из таких. Почти все голы он забил в касание. Когда в последний раз обводил кого-то, стояла 30-градусная жара.
И Кассано точно не из тех, кого впечатлят цифры. Хотя они удивляют: Ретеги, забивший 6 мячей в прошлом сезоне и наспех украденный с тренировки «Дженоа» лишь потому, что сломался Скамакка, наколотил 14 голов за треть сезона и входит в восьмерку лучших бомбардиров из топ-лиг.
Ретеги заслужил похвалу тем, что дал «Аталанте». В том, что он набьет статистику со скоростью тапальщика, никто особо не сомневался. Важно, как он это сделал. Когда травмировался Скамакка, все опасались, что бергамаски не смогут играть как раньше. Джанлука восхитительно открывал пространство: уходил в глубину, закрывал мяч широченными плечами и выдающейся техникой, привлекал защитников и легко разворачивал атаку. Почти все девятки континента уступали ему в количестве и качестве обработанных вертикалей, и даже полузащитники проигрывали в точности длинных пасов. Инсайды процветали в его тени.
«У нас много форвардов, но Скамакка особенный, – подтверждал капитан Де Рон. – Он делает нас лучше. Если мы попадаем в сложное положение, просто выносим вперед, потому что знаем, как тяжело защитникам удержать его. Джанлука делает разницу».
Ретеги его противоположность. Он чаще держится на передней линии, занижает, а не уводит защиту, выжидает кроссы в штрафной. Его движение нацеленное, а не вертикальное. Он лучше Скамакки отклеивается от соперников, но значительно слабее в технике, габаритах и мощи.
Как и ожидалось, он добавил конкретики в завершении – качество, которого не всегда доставало прежде. Но одновременно заместил то, что давал техничный гигант. Ретеги принимает всего на 20% вертикалей меньше и при этом почти вдвое реже теряет мяч. Кроме того, он входит в тройку самых прессингующих игроков Серии А в атакующей трети.
«Он очень хорош в штрафной. Он умеет освободиться от защитника, оказаться в правильной позиции в нужное время, – анализировал Кристиан Вьери. – Это огромный дар. Матео всегда, на каждом отскоке, там, откуда может забить. При этом «Венеции» он забил очень красивый и сложный гол, перебросив вратаря. То есть он не просто бомбардир, который бьет с нескольких метров, у него есть мягкость в ногах и неплохая техника. К тому же он трудяга и работает на команду».
Как ему удалось это – загадка. Система «Аталанты» усиливает атакующих игроков, обеспечивая условия, при которых они выходят на удар с минимальным сопротивлением. Но Ретеги прибавил в индивидуальных компонентах, которые не зависят от командной игры. Он всегда был слегка деревянным, а теперь шутя обрабатывает сложнейшие передачи и раздает пяткой с висящим на плечах Магальяэсом. Дело даже не в Гасперини; ориундо перешел 8 августа – у тренера не было времени как следует поработать над ним.
Возможно, дело в кураже – том особенном состоянии нерушимой уверенности в себе, благодаря которому все действительно удается. Тогда Матео со временем сдаст назад. Если нет (или если не слишком сильно), мы зафиксируем появление еще одного топ-форварда.
А пока отметим: его стиль больше подошел атакующей линии «Аталанты». Магнетизм Скамакки раскрывал Лукмана, но не всегда сочетался с Де Кетеларе: по сути, они оба выманивают защитников и открывают зоны для других. Ретеги всегда открыт для обостряющей передачи, редко уходит вниз и вместо этого прижимает защиту к воротам – у обоих инсайдов появляется пространство перед штрафной.
***
Как и сказал Гасперини, выбрать между Иличичем-Сапатой-Гомесом и сегодняшним трио невероятно сложно. Но есть кое-что, в чем предшественники объективно слабее. У них не было такого потенциала. Все, включая джокера Муриэля, достались Гасперини на естественном физическом спаде. Самому молодому, Дувану, исполнилось 27. Сейчас 27 старшему.
Но на самом деле вопрос не в том, где потолок Ретеги и Де Кетеларе. Вопрос в том, что Гасперини даст Дзаньоло, Скамакке и Самарджичу, если так преобразил парней, на которых природа отдохнула чуть больше.
***
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ АНДРЕЯ КЛЕЩЕНКА
Ретеги переключился на футбол только в 16! До – хоккей на траве за сборную Аргентины
Фото: Gettyimages/Francesco Pecoraro / Stringer, Timothy Rogers / Stringer, Marco Luzzani / Stringer, Julian Finney / Staff
И как можно не считать Барселону с трио Лева-Ямаль-Рафинья? Удобный аргумент про «читы Левандовского», но так можно исключить из сравнения любое три в истории, просто убрать «читы Месси», «читы Роналду», «читы Суареса» и тд. И таким образом сказать, что атака Аталанты одна из лучших в истории
Классная банда, конечно. Нынешнему Реалу могут напихать по полной