Вспоминая Тетру. Рикардо Роша выбирает трех лучших нападающих, против которых он играл
Изначальный капитан Тетры Рикардо Роша по сей день считается одним из величайших защитников, когда-либо существовавших в бразильском футболе. Шериф, обладающий изысканным чувством позиции и хорошим видением игры, сделал себе имя и в национальной сборной Бразилии и в серьезных европейских клубах, таких как «Спортинг» Лиссабон и мадридский «Реал».
В его послужном списке также значится и «Ньюэллс Олд Бойз», куда он прибыл уже в статусе чемпиона мира, чтобы передать свой опыт новому поколению, которое только начинало свою карьеру, его учениками и «крестниками» без сомнения являются Вальтер Сэмуэль и Габриэль Хайнце, хорошо знакомые европейскому болельщику.
В своем эксклюзивном интервью Рикардо Роша любезно поделился своим взглядом на многие вещи . Недавно он побывал на GoCup, одном из самых важных массовых детских турниров в Бразилии, выступая в качестве посла и передавая свой опыт детям, которые только делают свои первые шаги в мире футбола.
Рикардо, каковы самые большие различия между сегодняшним футболом и футболом вашего времени? Должен ли сегодняшний защитник иметь те же характеристики, что и тогда?
Самая большая разница – в физической подготовке, с тех пор в футболе многое изменилось. Сегодня игроки бегают больше, а поле стало меньше. Фундаментальными характеристиками хорошего защитника по-прежнему остаются скорость, позволяющая опережать соперника и получать преимущество при отборе мяча, а также умение занять хорошую позицию. Умение быстро ориентироваться важно, как и быстрота мышления. Раньше давление не было таким заметным и сильным как сейчас.
Хотели бы вы остаться в «Спортинге» подольше?
Да, мне бы очень этого хотелось. Но у «Спортинга» не было денег, мне не платили зарплату семь месяцев. Поэтому я отправился в «Сан-Паулу» , для меня на тот момент это была очень хорошая перемена. «Сан-Паулу» многому меня научил, и было обидно покидать «Спортинг», который переживал серьезный финансовый кризис. Но у меня не было возможности остаться.
Какие воспоминания у вас остались о «Реале»? Сожалеете ли вы до сих пор, что забили за клуб три автогола?
Воспоминания, которые я несу по сей день, прекрасны, я ощущал огромную любовь со стороны клуба и болельщиков. Когда сегодня я еду в Испанию, меня все очень хорошо принимают. Автогол – часть игры, тем более для защитника . Иногда вы пытаетесь сделать перехват,опередить нападающего или вынести мяч, и что-то получается неправильно, это часть процесса.
Вам нравится ВАР?
Да, в общем нравится, но я думаю, что в Бразилии это еще можно улучшить, на это нужно много времени. В Европе все быстрее, здесь нужно долго искать решение, нужно быть более гибким. Но в целом одобряю.
Вам очень не хватало VAR в ваши игроцкие годы?
Конечно. Некоторые невероятные, а то и эпохальные голы были бы не засчитаны, если бы тогда существовала VAR. Было бы здорово, если бы он был в то время. Но сейчас нет смысла об этом думать. VAR лишил игрока некоторой привлекательности необходимости подтверждения из кабины, чтобы отпраздновать гол. Сегодня вам придется ждать, чтобы узнать, в правильном вы положении или нет, задержка радости убавляет саму радость. Но в большинстве случаев это приносит больше справедливости. В наше время этого не хватало, но нет смысла сожалеть об этом. Каждая эпоха имеет свои особенности.
Кто был самым важным тренером в вашей карьере?
У меня были отличные тренеры. Но один из них был особенным: Карлос Альберто Силва. Он сыграл очень важную роль в моей жизни, он увидел, как я играю за «Санта-Крус», и рекомендовал меня «Гуарани» . Он взял меня в сборную, он был для меня отцом, фундаментальным человеком в моем пути и в моем развитии как спортсмена.
Кто лучший игрок, когда-либо игравший в одной команде или против вас?
Если называть самых известных, я бы упомянул троих: Бебето , Ромарио и Карека. Они были потрясающими игроками. Техничные, быстрые, умевшие использовать свою феноменальную скорость, чтобы обмануть защитника и забить. Несмотря на то что я играл против таких великих игроков, как Ван Бастен, Саморано, Марадона и Гуллит, эти трое выделялись больше всех.
Верите ли вы в историю об «отравленной воде» в игре между Аргентиной и Бразилией на чемпионате мира 1990 года?
Я не только верю в это, но и являюсь живым доказательством того, что это действительно произошло. Я был на той игре и помню, как Бранко сказал мне, что он плохо себя почувствовал, когда возвращался после первого тайма. Я сказал ему, что это может быть жара, но дело было не в ней. То, что произошло дальше, уже стало историей.
Какой совет вы дали в свое время таким игрокам, как Хайнце и Сэмуэль , которые начинали рядом с вами в «Ньюэллс» и стали суперзвездами в Европе?
Когда я перешел в «Ньюэллс», президент сказал мне, что для меня будет важно поработать с такими такими талантливыми детьми, как они. Это было талантливое аргентинское поколение и я старался помочь ему чем смогу. По сей день мы продолжаем общение с большой любовью и уважением.
Куда мог попасть Денер, игравший с вами в «Васко» ?
Он мог попасть в любой клуб, в который бы он хотел. Абсолютно. Ему было всего 23 года, когда он попал в ту злосчастную аварию. Трудно сказать, где он мог оказаться, но у него была другая игровая хитрость и феноменальный технический уровень. Он был великим игроком. Но об этом так и не успели узнать.
Вы верите, что бразильская футбольная лига сдвинется с мертвой точки? Каковы самые большие препятствия для этого?
Есть все, чтобы сдвинуться с мертвой точки, но уже начинаются проблемы. Недавно президент «Палмейраса» сделала заявления, с которыми я полностью согласен, сказав, что нельзя думать об отдельных проблемах клубов, а в первую очередь о лиге и бразильском футболе в целом. Нужно отбросить местечковые амбиции и корыстные интересы. Только тогда все будут в выигрыше, имея хороший доход и формируя хорошие команды в рамках серьезного богатого чемпионата. Подождем и посмотрим, что произойдет.
Было ли ваше решение уйти из футбола легким?
Да, это было очень спокойно и быстро. Я ждал подходящего момента, мне было почти 37 лет, я играл уже 20 лет и на тот момент и был уверен в том, чего хочу. Когда я решил остановиться, это было нечто окончательное. Некоторые мечутся перед окончанием карьеры, иногда возвращаются, но это был не мой случай. Это было осознанное и очень спокойное решение.
Нравится ли вам навязчивая идея назначения иностранца на пост тренера сборной?
Я всегда говорю, что если у тебя есть необходимый уровень, чтобы возглавить команду, я не против. Но я по-прежнему считаю, что у нас есть хорошие бразильские тренеры, способные возглавить Селесао. На данный момент я бы выбрал бразильца.
Какую роль вы хотели бы сыграть футболе сегодня? В какой роли хотели бы себя попробовать?
Я думаю, что у меня есть задатки футбольного директора или менеджера. Мне очень нравится работать с людьми и организовывать работу в клубе. Это должности, которые меня интересуют. Но в целом я полностью состоялся и живу уже много лет вне футбола.
А как насчет возможности стать послом такого турнира, как GoCup?
Я был бы очень рад если бы получил приглашение. Я уже смог вблизи увидеть, насколько хорошо организован этот турнир. Меня поразила пунктуальность матчей, я даже шутил с друзьями, что они пунктуальнее ФИФА и швейцарцев. Это очень серьезная работа, которую они проводят, это гордость быть частью проекта в качестве посла.
Что бы вы пожелали ребятам на турнире?
Я посоветовал им продолжать мечтать и работать, но не прекращать учиться. Это мальчики 6, 8, 10 или 12 лет. В возрасте 10 или 12 лет они начинают многое лучше понимать, но все равно еще очень молоды.Учеба в любом случае первична, потому что футбольная карьера может не сложиться для них так, как они того желают. И в этом случае они могут и должны стать хорошими юристами, врачами, физиотерапевтами, и быть может продолжить карьеру в футбольном мире в этой роли.
Владимир, а на Ваш взгляд, какая четверка загейро была бы оптимальной в Штатах?