9 мин.

Футбольный кооператив – идея самоспасения «‎Санкт-Паули». Клуб будет арендовать стадион у своих болельщиков

И вы можете стать пайщиком.

Первый в мире футбольный кооператив – так «‎Санкт-Паули» презентовал спасительную для клуба идею. 

Что за смесь краудфандинга с выходом на биржу и почему это так важно для команды из Гамбурга?

Кооператив закроет долги «‎Санкт-Паули» и будет сдавать в аренду стадион клуба. Пайщики могут получать дивиденды

«‎Санкт-Паули» нужны деньги, чтобы выжить в профессиональном футболе», – вот так прямо объяснила, почему нужен этот кооператив, сопредседательница Мириам Вольфрам. Клуб тянет вниз в том числе кредит на реконструкцию стадиона «Миллернтор» – должны еще 15 млн евро. Пандемийные займы на повседневную жизнь клуба тоже бьют по скромному бюджету.

До ковида «‎пираты» накопили 14 млн евро капитала, но к концу 2023-го на счетах осталось всего три миллиона. В позапрошлом сезоне клуб ушел в минус на 4,9 млн, за прошлый финансовый год в небольшом плюсе, на 200 тысяч евро благодаря победе во второй Бундеслиге и четвертьфиналу Кубка Германии. Но проценты по кредитам по-прежнему тяготят.

«‎Мы не хотели идти к инвесторам – например, большим концернам. К тому же у нас есть решение членов клуба, что мы не продаем название стадиона или нейминг трибун», – говорит Вольфрам.

Поэтому «‎Санкт-Паули» поступил оригинально: открыл кооператив. Долю в нем можно купить за 850 евро (около 90 000 рублей), всего клуб хочет собрать 30 млн евро и закрыть все кредиты. Чем-то напоминает краудфандинг, только «‎Санкт-Паули» попросил болельщиков не о безвозмездных донатах: пайщики кооператива станут владельцами стадиона «Миллернтор», будут сдавать его в аренду и распоряжаться полученными доходами.

Фактически болельщики станут арендодателями для любимого клуба и настоящими хозяевами родного стадиона. У «‎Санкт-Паули» сохранится только право вето на использование арены: то есть сдать «Миллернтор» принципиальным соперникам из «‎Гамбурга» точно не получится.

Все ключевые вопросы – когда и что ремонтировать, как использовать выручку от аренды и так далее – будут решать голосованием сами пайщики. Значительное отличие кооператива, например, от выхода на биржу: у каждого члена будет один голос независимо от размера доли. Так клуб застраховал себя от влияния больших инвесторов.

А еще – от спекуляций. Перепродать долю в кооперативе нельзя, можно только вернуть ее клубу за фиксированную сумму покупки вне зависимости от того, какой будет стоимость в будущем.

Зато участников кооператива ждут дивиденды, по плану 1-3% в год. Скромно (вероятно, покроет только инфляцию в еврозоне), но «‎Санкт-Паули» подчеркивает, что это не стоит рассматривать как бизнес-идею, а главные дивиденды – эмоции от вовлеченности в жизнь клуба.

Интерес к покупке долей в кооперативе уже проявили капитан «‎Санкт-Паули» Джексон Ирвайн и главный тренер Александр Блессин. «Это первый подобный опыт в Германии и Европе. В Америке «‎Грин-Бэй Пэкерс» из НФЛ уже делала нечто подобное – возможно, в иной структуре. Мне любопытно посмотреть, как это будет воспринято. Очень даже могу представить, что куплю себе акции», – сказал Блессин.

За первые недели подали заявки более 12 тысяч человек на 17 млн евро.

Кооператив не будет решать футбольные вопросы. Примером вдохновился «‎Шальке»

На футбольные решения кооператив влиять не сможет. Сфера деятельности – лишь инфраструктурные проекты вокруг клуба, но владение стадионом – только начало.

«‎Это могут быть пристройки, например, к углам стадиона (у арены «‎Санкт-Паули» нет трех из четырех угловых трибун). Есть потенциал и в плане доступности для болельщиков с ограничениями. Интересным проектом может стать тренировочный центр для академии «‎Санкт-Паули». Мы хотим обеспечить инфраструктуру, чтобы клуб мог выступать как можно лучше», – объясняет сопредседательница кооператива Мириам Вольфрам.

У «‎Санкт-Паули» уже есть последователи. «‎Шальке» объявил о создании кооператива с января 2025-го – тоже хотят так закрыть кредиты. Там доля обойдется в 325 евро, но продавать будут только зарегистрированным членам клуба (их около 190 тысяч человек).

Стать участником кооператива «‎Санкт-Паули» может вообще любой человек вне зависимости от клубных симпатий и страны проживания. У клуба есть право отклонить заявку, если потенциальный инвестор не соответствует ценностям. 

Например, владельцу X Илону Маску долю, вероятно, не продали бы. А вот комментатору «‎Матч ТВ» и поклоннику свободолюбивой философии «‎пиратов» Роману Нагучеву – вполне. Роман, заявку надо подавать вот тут. Или вы уже?

«‎Санкт-Паули» – культовый бунтарский клуб. Все благодаря сквоттерам конца 1980-х

Когда слышишь «‎Санкт-Паули», на уме сразу образ пиратского черепа с лого и неформального фанатского движения. Но так было не всегда. Еще в начале 1980-х на «Санкт-Паули» ходили три-четыре тысячи человек: обычные бюргеры и работяги из порта Гамбурга. Все изменили сквоттеры.

Власти города решили облагородить портовый квартал Санкт-Паули, у него был не лучший имидж – «‎красные фонари» Репербана привлекали мелкий криминал, а дешевое жилье – малообеспеченных мигрантов, студентов и бедняков, ищущих самовыражение в искусстве.

На месте обветшалых домов должны были возникнуть дорогие жилищные комплексы, но планам помешали сквоттеры, занявшие здания под снос. Сначала полиция пыталась их выгнать, но всякий раз получала отпор. Со временем боевитые леваки завоевали все больше симпатий жителей квартала – и власти отступили.

Вскоре сквоттеры обнаружили, что под боком есть и футбольный стадион. В то время футбол принадлежал бритоголовым молодчикам, они любили подраться и покричать праворадикальные заряды. Левые пацифисты и антифа в противовес маскулинной фанатской субкультуре, выстроенной на насилии и оскорблениях, все активнее заполняли стадион «‎Санкт-Паули» и поначалу немного шокировали местных.

Пиратский флаг с черепом – тоже наследие сквоттеров. Это символ их сопротивления полиции, а после того, как череп однажды протащили на трибуну – еще и альтернативного фанатского движения «‎Санкт-Паули».

Самосознание публики на «Миллернтор» закрепило создание одного из первых в Германии фанзина Millerntor Roar! («‎Рык Миллернтора»), а также успешный протест в начале 1990-х против планов руководства «‎Санкт-Паули» обновить стадион и сделать из него спортивный ивент-центр с торговым комплексом. Да-да, клуб не сразу понял, что вокруг выросла необычная фан-база.

Коммерциализацию футбола фанаты «‎Санкт-Паули» последовательно не признавали, стадион даже после реконструкции выглядит как олдскульная «‎развалюха» (так с гордостью его именуют сами фанаты). Поэтому «‎Санкт-Паули» привлекает футбольных романтиков и граундхопперов со всего мира. Посещение «Миллернтора» – словно путешествие в футбол ушедшей эпохи.

Праворадикалов на немецких трибунах уже давно нет, а самобытные фанаты «‎Санкт-Паули» – главная черта клуба. Только теперь боссы хорошо понимают маркетинговую привлекательность и не стесняются хвастать непохожестью.

Теперь «‎Санкт-Паули» не побоялся радикально нового подхода в поиске денег. Уравнивающий всех инвесторов футбольный кооператив – очень в их духе.

Болельщики – спасители клубов: выкупили «‎Портсмут» у мутных владельцев и своими руками строили стадион «‎Униона»

Задумка «Санкт-Паули» не единственный случай, когда болельщики помогают любимому клубу финансами или даже спасают от небытия. Способы самые разные. Вот три примера:

1. Вы наверняка помните «Портсмут» нулевых: туда заезжал Алексей Смертин, сверкал Ласс Диарра, капитанил Дэвид Джеймс. Клуб шумел в АПЛ и брал Кубок Англии-2007/08. В мае 2010-го «Портсмут» снова был в финале кубка, но уже через несколько месяцев погрузился в хаос.

В клубе менялись мутные владельцы: одного из них – Сулеймана Аль-Фахима впоследствии осудили в ОАЭ за кражу 5 млн фунтов у жены (как раз на покупку «Портсмута»), другого, российского предпринимателя Владимира Антонова, осудили за мошенничество в России и Латвии. В «Портсмуте» дважды вводили внешнее управление из-за долгов и штрафовали на несколько очков – к 2014-му клуб улетел в четвертый дивизион и оказался на грани непрофессиональных лиг.

Спасло Объединение болельщиков «помпи» (это прозвище «Портсмута»): выкупили клуб, собрав 5 млн фунтов, половину – взносами простых болельщиков по 1000 фунтов за акцию, половину – силами нескольких состоятельных «президентов» объединения. Они привели финансы «Портсмута» в порядок и в 2017-м нашли ответственного покупателя – американскую компанию Tornante бывшего босса «Диснея» Майкла Айснера. К 2024-му «Портсмут» поднялся в Чемпионшип.

2. В 2012-м на грани банкротства оказался «‎Реал Овьедо» – клуб с богатой историей (в которой нашлось место и Виктору Онопко), прозябавший тогда в третьей лиги Испании. За пару недель надо было собрать около 2 млн евро, чтобы продолжить существование. «Овьедо» был в таком отчаянии, что продавал акции любому желающему всего по 10,75 евро за штуку.

Призыв спасти клуб поддержали его звездные воспитанники Санти Касорла, Мичу и Хуан Мата. У это истории было нетривиальное завершение: к дедлайну собранных средств (1,5 млн евро от 13 тысяч человек из 60 стран мира) все еще не хватало, зато медийное эхо добило до богатейшего человека по версии Forbes на тот момент, мексиканского магната Карлоса Слима. Он внес нужную сумму и стал главным акционером «Овьедо».

Историей любви это не стало: в 2022-м Слим продал основной пакет акций «Овьедо» мексиканской Grupo Pachuca (владеет еще мексиканскими «Пачукой», «Леоном» и чилийским «Эвертоном Винья-дель-Мар»). Но зато с 2015 года клуб уверенно держится в Сегунде, а при новых владельцах даже приближается к лидерам дивизиона.

3. «Унион Берлин» никогда не добрался бы до первой Бундеслиги и еврокубков, если бы не его верные болельщики. В конце нулевых клуб только-только вырвался из болот региональной лиги во вторую Бундеслигу, но стадион «‎Ан дер альтер Ферстерай» родом из 1920-х тотально устарел. Потянуть полноценную реконструкцию «‎Унион» не мог – помогли болельщики-волонтеры. 2300 фанатов на протяжении 140 000 часов копали, клали кирпичи, шпаклевали и делали все, что обычно делают строители на объектах.

В 2012-м «‎Унион» достроил еще центральную трибуну: из 15 млн евро 3 млн собрали болельщики, 2 млн добавили из кассы клуба, а 10 млн дали спонсоры. Наконец, в декабре 2024-го берлинцы запустили продажу акций стадиона, чтобы профинансировать его тотальный апгрейд: хотят почти удвоить вместимость с 22 до 40 тысяч мест. Стать вкладчиками арены смогут члены клуба (их около 70 тысяч) – по цене 500 евро за акцию.

Так что неудивительно, что фанаты «‎Униона» год за годом так атмосферно и по-домашнему празднуют рождество на «‎Ан дер альтен Ферстерай». Это и правда их родные стены.

Какая история единения болельщиков с любимым клубом сразу вспоминается вам? 

«‎Европейский Паровоз» – в телеграме

Фото: Gettyimages.ru/Stuart Franklin, Maja Hitij, Stuart Franklin, Selim Sudheimer