Трибуна
12 мин.

«Ливерпуль» довел свой район до упадка, чтобы дешево скупить дома и расширить «Энфилд». Одна семья сопротивлялась 10 лет

Сестры сказали «нет», или улица с одним живым домом

В конце 1980-х годов на улице Кемлин Роуд в Ливерпуле свет можно было увидеть только в одном доме. В здании под номером 26, в тени стадиона «Энфилд», жили две сестры, уже пожилые Джоан и Нора Мейсон, и каждый день, как бы в насмешку над гимном своего знаменитого соседа, они ходили по мертвой улице одни.

Жизнь из Кемлин Роуд высосал «Ливерпуль», последовательно скупивший здесь всю недвижимость с целью последующего сноса (нужно было освободить место для расширения стадиона) и оставивший дома стоять пустыми. Лишь Джоан и Нора ответили на предложение отказом, и их дом оставался последним препятствием началу реконструкции. Клуб приходил с новым и новым предложением – но сестры стояли на своем. Новый оффер – опять отказ. Снова и снова. Нет, нет и нет. Дом номер 26 на вымершей улице стал символом борьбы простого человека против могущественной корпорации.

То ли Джоан и Мэри в конце концов устали бороться, то ли улучшенное предложение оказалось из серии «невозможно отказаться», а возможно жить на вымершей улице стало невыносимо, а скорее всего, все вместе – так или иначе, через десять лет после начала переговоров упрямые сестры приняли предложение, и «Ливерпуль» смог начать работу. В итоге примыкающая к Кемлин Роуд трибуна с одноименным названием была расширена, добавился второй уровень и появились первые на стадионе ВИП-ложи. В 1992 году работы были завершены, и обновленная трибуна была переименована в Centenary, в честь столетия клуба. В 2017-м она была названа именем Кенни Далглиша.

Фото сестер, сделанное незадолго до уничтожения их бывшего дома

Клуб скупал дома тайно – чтоб сохранить низкие цены на недвижимость

Но это было только начало. В начале 90-х Ливерпуль» чувствовал, что после выдающихся игровых и финансовых успехов в 1970-х и 80-х годах он теряет свое доминирование в лиге, тогда как «Манчестер Юнайтед» после размещения на фондовой бирже легко собрал 6.7 млн. фунтов на реконструкцию трибуны «Стретфорд Энд». Недавно было создана новая премьер-лига, обещавшая немалые выгоды, но «Ливерпуль» подходил к ней, сильно отставая от «Юнайтед» в плане зарабатывания денег. Дальнейшее расширение стадиона стало одним из приоритетов, хотя открыто клуб об этом не заявлял.

До конца 1990-х клуб продолжал скупать дома вокруг стадиона в надежде повторить то, что он сделал с «Кемлин». Это был медленный, непрозрачный и противоречивый процесс. Журналист The Guardian Дэвид Конн использовал записи земельного кадастра, чтобы отследить, как клуб скупал недвижимость вокруг стадиона, и поговорил с местными жителями. Ниже приведены отрывки из его статьи 2013 года.

На разрушенных улицах вокруг «Энфилда» жители собирают вещи и покидают свои дома, чтобы футбольный клуб мог снести их и расширить свою главную трибуну. После того как «Ливерпуль» отказался от плана по строительству нового стадиона и вместо этого вернулся к расширению старого стадиона, городской совет пытается купить эти дома, подкрепляя это юридической угрозой принудительной продажи.

Местные жители наполнены гневом и горем по поводу ужасающего упадка района – упадка, который усугубил сам клуб, постепенно скупая дома с середины 1990-х годов, а затем оставляя их пустыми. Несколько жителей отказываются переезжать, считаю предложенную цену слишком низкой. Они считают, что им нужно заплатить не только сумму, необходимую для приобретения нового жилья, но и компенсацию за годы заброшенности, застоя и упадка; годы, проведенные в среде, где преступность, пожары, вандализм и даже убийства стали обычным явлением, и опустошили этот район. Их недовольство усугубляется тем фактом, что они вынуждены переехать, чтобы «Ливерпуль» и их американские владельцы смогли зарабатывать больше денег.

Дом одного из жителей Лотар Роуд (улице которая примыкает к главной трибуне «Энфилда»), находился по соседству с домом, принадлежащим «Ливерпулю». «Клуб оставил его пустым, с закрытыми ставнями» – рассказывает мужчина. «Что касается меня, то это нельзя назвать переездом. Меня просто выгнали».

Одна из причин горечи местных жителей это то, клуб начал покупать дома на Лотар Роуд втихую, не заявляя, что они это делают и не разъясняя своих намерений. Клуб использовал агентства, чтобы связаться с некоторыми жителями, в то время как некоторые дома были куплены третьими лицами, а затем быстро проданы клубу. В результате у жителей осталось горькое чувство, что «Ливерпуль» тайно скупал дома, чтобы поддерживать низкие цены.

«Это не был естественный упадок – он был организован»

Клуб никогда публично не объяснял подробно, что они делали, и отказался отвечать на вопросы Guardian на эту тему. Семьи, многие из которых жили на «Энфилде» на протяжении десятилетий и помнят оживленный, процветающий район, считают, что «Ливерпуль» покупал и оставлял дома пустыми, чтобы намеренно разрушать район, предполагая, что это побудит людей покинуть это место, что в конечном итоге приведет к снижению цен на жилье.

Говард Макферсон был первым, кто продал клубу свой дом на Лотар Роуд в 1996 году. Он жил там, в доме № 39 с четырьмя спальнями, в течение 10 лет. Макферсон говорит, что это был прекрасный дом, на ремонт которого он потратил деньги, но после того, как «Ливерпуль» купил его, дом стоит пустым – уже 17 лет*.

 «Энфилд был хорошим районом, все дома были заняты, ничего похожего на то, что происходит сегодня», – говорит Макферсон, владеющим небольшим автосервисом. «Район начал приходить в упадок в начале 1990-х годов из-за экономических проблем города. Но ФК «Ливерпуль» ускорил этот процесс, оставив хорошие дома пустыми и заколоченными. Это не был естественный упадок – он был организован».

Лотар Роуд незадолго до окончательного уничтожения

Главная трибуна «Энфилд» плотно примыкает к ряду нечетных номеров на Лотар Роуд. «Ливерпуль» начал покупать дома в 1996 году, в основном оставляя их пустыми. Записи земельного кадастра показывают, что в период с января 1996 года по март 2000 года клуб купил 10 домов на этой улице. Большинство из них были на нечетной стороне, ближе всего к главной трибуне: номера 1, 3, 7, 9, 15, 33, 35 и 39.

В марте 1999 года «Ливерпуль» сделал свою первую покупку через дорогу, на четной стороне, № 16. Этот ряд не нужен для трибуны, но жители и те, кто находится в ряду позади на Элрой Роуд, оказались заблокированы этим домом, что стало бы серьезным препятствием для разрешения на перепланировку, то есть еще одной причиной избавиться от такого дома. В марте 2000 года «Ливерпуль» купил дом № 10 по Лотар Роуд. Этот дом, как и большинство купленных клубом, никогда больше не был занят – он пустует уже 13 лет*.

«Ливерпуль» также купил дома на Энфилд Роуд: величественные викторианские здания с палисадниками: 51, 53, 55, 61, 63, 69 и 71. Эти дома также остались в основном пустыми и пришли в упадок.

* на момент публикации статьи в 2013 г. В конце концов все упонянутые дома на Лотар Роуд были снесены

План «Энфилд Плюс»

Секретный план «Ливерпуля» по сносу домов и расширению стадиона, о котором жители подозревали с самого начала, был разоблачен местной бесплатной газетой в сентябре 1999 года. Сценарий «Энфилд Плюс» заключался в том, чтобы снести оба ряда домов на Лотар Роуд и часть домов на Элрой и Энфилд Роуд, и построить две увеличенные трибуны. В расширенном варианте под снос было намечено до 1800 объектов недвижимости. Взамен на этом месте была запланирована зона с едой, напитками и розничной торговлей,  а также, магазины, супермаркет и общественный центр.

То, что такой план был задуман без обсуждения с жителями, вызвало возмущения. Мэрия города не поддержала вариант с принудительной продажей домов, а Рик Пэрри, тогдашний исполнительный директор «Ливерпуля», признал, что клуб хотел расширить «Энфилд», чтобы конкурировать в финансовом отношении с «Манчестер Юнайтед».

 В ходе напряженных обсуждений с жителями постепенно удалось добиться определенного прогресса. При участии клуба был отремонтирован ряд домов, в том числе терраса на Скеррис Роуд, которую «Ливерпуль» ранее выкупил и оставил разрушенной. Были построены два медицинских центра и новая начальная школае. Тем не менее, Лотар-Роуд, Элрой и Энфилд-Роуд остались, по сути, гнить.

 В то время как Премьер-лига, владельцы клубов, игроки, менеджеры и агенты богатели на золотых горах ТВ-контрактов, вокруг одного из самых главных клубов лиги царило убожество и ужас. Многие пустующие дома были разграблены и подожжены. Люди, живущие по соседству с «законсервированными» зданиями, рассказали клубу, что боятся, проснувшись ночью, обнаружить их горящими. Многие начали уезжать, стоимость их домов упала, но нашлись те, кто остался до самого конца.

В октябре 1999 года пустой дом по адресу Лотар Роуд, 33, принадлежавший «Ливерпулю», был подожжен, в результате чего дом пожилой пары, жившей по соседству, наполнился дымом и копотью. В другом доме на той же улица, три человека были убиты и сожжены. В 2001 году на этой же улице была убита женщина, которая снимала там жилье и работала проституткой.

Другой житель Лотар Роуд вспомнил, как его пожилой отец вышел с ведром на крыльцо и получил кирпичом в голову от жильцов, переехавших через дорогу. «Когда я постучал им в дверь, мне никто не открыл», рассказывает он. «Это безобразие», — сокрушается он с порога своего дома. «Я воспитал здесь троих детей. Если бы «Ливерпуль» был честен с самого начала и сказал, что хочет, чтобы наши дома расширяли свою территорию, мы бы поняли. Мы знаем, что это большой футбольный клуб, многие из нас болеют за них, и мы смогли бы договориться. Вместо этого они действовали тайно, загубили этот район, и нам пришлось жить так годами».

Лотар Роуд – последний дом уничтожается бульдозером

«Худшие соседи в мире»

Патрик Дагган владеет Epstein House, отреставрированным отелем в старом семейном доме на Энфилд-роуд, где жил менеджер «Битлз» Брайан Эпштейн. Дагган купил его за 450 000 фунтов стерлингов, отчасти, по его словам, потому, что «Ливерпуль» заявлял о переезде на новый стадион. Вместо этого он был шокирован, обнаружив деградацию этого района, а затем почувствовал себя преданным, когда клуб отказался от плана постройки новой арены. «Я всегда был фанатом «Ливерпуля», — говорит Дагган. «Но они говорят: «Ты никогда не будешь идти один», но годами заставляют своих соседей ходить в одиночку».

Пэдди Маккей, 58 лет, строитель, проживший 37 лет на Уолтон-Брек Роуд, отказывается принять предложение продажи. Он и его жена воспитали там трех дочерей; он полностью выплатил ипотеку и утверждает, что, если его вынудят переехать, он потребует не только сумму, чтобы купить аналогичный дом в приличном месте, но и компенсацию за годы упадка.  «Ливерпуль» заявил, что хочет быть хорошими соседями? Они худшие соседи в мире, им плевать», — говорит Маккей. «После всего ущерба, который они нанесли этому району, они должны сделать что-то достойное для жителей».

Джеймс МакКенна, председатель союза болельщиков «Дух Шенкли», говорит, что фанаты сочувствуют соседям клуба. «Расширение стадиона направлено на то, чтобы клуб зарабатывал больше денег, а болельщикам придется платить больше за билеты, чтобы отбить затраты клуба», — говорит МакКенна. «Безусловно, Ливерпуль» сыграл свою роль в разрушении заброшенных домов и заколоченных улиц. Это пятно на их репутации».

«Грустно думать о том, как здесь было раньше», — говорит 31-летняя Сюзанна Вудс. «Когда мы сюда переехали, во всех этих домах жили люди. Теперь болельщики приходят на матчи и смотрят на тебя, когда ты выходишь гулять с собакой. Они думают, что ты отброс, потому что ты так живешь. Но мы живем так только из-за этого», — говорит она и указывает рукой, нагруженной сумками с продуктами, на стадион.

Эпилог. В 2014 -м последние два дома на Лотар Роуд, улицы, расположенной за главной трибуной стадиона, были снесены. Такая же судьба постигла ряд построек на прилегающих Элрой роуд и Энфилд Роуд. В сентябре 2016 г. была открыта обновленная главная трибуна, а в 2021 г. началась следующая фаза проекта – реконструкция «Энфилд Роуд Энд»

Летом 2024 г. глава клуба Билли Хоган объявил о завершении реконструкции. В 2014 году, когда бульдозеры выравнивали проклятую Лотар Роуд с землей, вместимость «Энфилда» была 46 тыс. Сегодня эта цифра составляет 61 тыс. В своем заявлении Хоган отдельно подчеркнул, что дальнейшее увеличение стадиона исключено.

Чему учит нас эта история? Да в общем-то, ничему новому. Мы догадывались, что за фасадами больших клубов, всех этих «you will never walk alone», «больше чем клуб» и т. д. прячутся бездушные корпорации со штатом финансистов и юристов, работающих над максимизацией выгоды с минимальными для себя последствиями. Мы знали, что современный футбол это большой бизнес, и дело, конечно, не только в «Ливерпуле» – официальные цены на топ-матч АПЛ в Лондоне уже перевалили за сотню фунтов, а, например, «Арсенал», по слухам, собирается расширить «Эмирейтс» до 80 тыс. – и таким образом увеличить выручку за билеты на 30 процентов. И что клубам важны те болельщики, которые приносят деньги (даже если некоторые из них это туристы, зашедшие на один матч), а не те, что мешают их зарабатывать, и если вы встанете на их пути, то в конце концов будете идти там одни.

Как сестры Мейсон на Кемлин Роуд.

После реконструкции «Энфилд» вмещает 61 тысяч зрителей

Фото www.liverpoolecho.co.uk, www.thisisanfield.com, anfieldsrockfieldtriangle.weebly.com

Использованы фрагменты статьи Anfield: the victims, the anger and Liverpool’s shameful truth (The Guarding).