«У нас должен быть свой чемпионат мира, и мы должны участвовать на Олимпийских играх». Речь, изменившая женский футбол
История революционного выступления Эллен Вилле в 1986-м.
История женского футбола скрыта от нас непрозрачной вуалью, за которой невозможно увидеть общей картины событий. Нет никакой энциклопедии, где была бы собрана хронология важных событий. Все, что мы можем – это находить разрозненные факты, информация о которых дошла до наших дней, тем самым освещая хотя бы часть истории одной из самых забаненных игр 20 века.
Одним из таких эпохальных событий была речь Эллен Вилле на конгрессе ФИФА в 1986 году, которая по мнению многих, непосредственно повлияло на запуск чемпионатов мира по женскому футболу под эгидой ФИФА.
Раньше женщинам запрещалось играть футбол, но все изменилось в 1970-х
В то время Эллен входила в состав исполнительного комитета Норвежской федерации футбола (НФФ) и однажды прочитала отчет ФИФА, в котором не было ни единого упоминания о женском футболе.
Учительница естественных наук из Осло взяла дело в свои руки и произнесла речь, которая заставила высшее руководство ФИФА обратить на нее внимание.
Женщины-футболистки по всему миру вели множество битв за признание и сталкивались с серьезным сопротивлением со стороны тех, кто находился как внутри, так и за пределами футбола, что проявлялось в отсутствии поддержки со стороны ФИФА.
В начале XX века в Великобритании женский футбол развивался почти так же быстро, как и мужской, и достиг новых высот, когда мужчины страны ушли на Первую мировую войну. Футбольные поля были заполнены женщинами, а зрители собирались толпами, радуясь возможности отвлечься от военных историй. Но в 1921 году Футбольная ассоциация приняла радикальное решение запретить женский футбол, чтобы вернуть его в разряд мужских видов спорта.
Лишь в начале 1970-х годов ФА наконец-то положила конец пятидесятилетнему запрету женского футбола.
Первый неофициальный женский чемпионат мира прошел в 1970 году в Италии, а годом позже в Мексике состоялся еще один неофициальный мировой турнир, собравший более 100 000 зрителей, но ни одно из этих соревнований не было поддержано ФИФА.
Однако женщины были полны решимости сохранить футбол, и с тех пор он неуклонно развивается. В 1984-м был проведен чемпионат Европы среди женщин. А через 7 лет после этого ФИФА организовала первый официальный женский чемпионат мира в Китае, что стало прямым продолжением решающей речи Вилле.
В отборе первого женского мундиаля участвовало 45 стран. В 1996 году женщины-футболистки впервые приняли участие в Олимпийских играх в Атланте.
Эллен Вилле стала первой женщиной, выступившей на конгрессе ФИФА
Вилле, которая сама была футболисткой-любительницей, пришла в НФФ в 1976 году – тогда же, когда федерация дала добро на развитие женского футбола в стране, – и не была готова мириться с существовавшим положением вещей: «У нас должен быть чемпионат мира среди женщин, и мы должны участвовать на Олимпийских играх», – объясняла она.
Ее коллеги из НФФ решили, что именно Эллен должна поехать на конгресс ФИФА, который в тот год проходил в Мехико, и выступить с речью о женском футболе. Здесь же в 1971 году проходил тот самый неофициальный женский мундиаль.
«Они решили, что это будет иметь большее значение, если это сделает женщина, а не мужчина», – говорит Вилле. Она не колебалась.
Однако утром, когда должна была прозвучать речь, нервы сдали: «Когда я пришла на место, где это должно было произойти, там были только мужчины, не считая женщин-переводчиков», – недоумевала она.
Чтобы произнести речь, нужно было поднять карточку и ждать, пока тебя выберут. До этого ни одна женщина не выступала на конгрессе ФИФА.
Вилле, рост которой составлял 147 см, вызвали на сцену, но начало не задалось – она оказалась слишком маленького роста, чтобы дотянуться до микрофона: «Кому-то пришлось подойти и помочь мне с ним, а затем я начала говорить».
Точное содержание ее речи было утеряно со временем, до сих пор нет ни стенограммы, ни записи, но среди тех, кто лично наблюдал за ней, были две самые влиятельные фигуры футбола – тогдашний президент ФИФА Жоао Авеланж и генеральный секретарь Зепп Блаттер.
Хотя у ФИФА нет копии этой речи, удалось получить протокол, в котором подтверждается, что Вилле просила генерального секретаря «привлечь больше внимания к женскому футболу, особенно в плане судейства и формы проведения международных турниров».
Согласно исследованиям, предоставленным организацией, ранее ФИФА уже обсуждала возможность проведения женского чемпионата мира, но до этого не дошло.
В официальных отчетах ФИФА о конгрессе 1986 года говорится, что Авеланж ответил Вилле, прямо поблагодарив ее и сообщив конгрессу, что ФИФА занимается этой темой и работает над проведением первого международного турнира для женщин, который должен был состояться в 1988 году.
По словам Вилле, после его слов все взгляды обратились к его правой руке – Блаттеру, который впоследствии сменил Авеланжа на посту президента и занимал эту должность с 1998 по 2015 год.
«Стало тихо, а потом на трибуну вышел Зепп Блаттер и сказал, что я обязательно должна провести чемпионат мира», – вспоминает Вилле. «Это было очень приятно слышать. Я надеялась на это, но не думала, что это произойдет».
Благодаря Вилле ФИФА ускорила развитие женского футбола
Пожалуй, самым большим показателем воздействия речи стало впечатление, которое она произвела на Блаттера: «Я разговаривала с ним после выступления и видела его много лет спустя, – говорила Вилле. Он пригласил меня в Германию, когда там проходил чемпионат мира. Я приехала туда, и тогда он произнес речь на ужине в мою честь».
Еще одним норвежцем, который более десяти лет занимался развитием женского футбола, был Пер Равн Омдаль.
Бывший футболист, ставший президентом Национальной федерации футбола в 1987 году, считает, что речь Вилле вместе с реакцией Блаттера на конгрессе стали ключом к тому, что произошло дальше.
«Они [ФИФА] отреагировали очень быстро и провели тестовый чемпионат мира в Китае [в 1988 году], который был очень успешным. Я был там.
Затем все пошло по нарастающей, и в 1991-м году мы провели первый [официальный турнир]», – говорил Омдаль.
Пригласительный турнир 1988 года стал поворотным моментом для женского футбола – после нескольких лет лоббирования ФИФА поддержала идею проведения чемпионата мира. А конгресс 1986 года был признан катализатором перемен.
Cостоявшийся в 1991 году мундиаль получил длинное название «1-й чемпионат мира ФИФА по женскому футболу за Кубок M&Ms», хотя впоследствии он был переименован в Кубок мира. Из необычного: матчи длились всего 80 минут.
Уже к следующему розыгрышу в Швеции женщины играли по традиционным правилам. В том году трофей завоевала Норвегия.
Женский футбол сделал большой шаг вперед, но этого все еще мало
Спустя 36 лет после выступления Вилле еще одна норвежская женщина снова произвела фурор, выступив с речью на конгрессе ФИФА. На этот раз это была первая женщина-президент НФФ и бывшая футболистка сборной Лизе Клавенесс.
С отголосками 1986 года Клавенесс обратилась к почти полностью мужской аудитории, собравшейся на конгрессе 2022 года в Дохе в преддверии чемпионата мира в Катаре, сказав им, что они должны делать больше, особенно в вопросах равенства. Реакция была неоднозначной.
Выступая перед BBC, президент НФФ заявила: «Мы прошли долгий, долгий путь с тех пор, как Эллен вышла на сцену в 1986 году, но мы также должны быть очень реалистичными в том, что ничего не пришло само собой для женского футбола. За него всегда приходилось бороться, но мы все еще участвуем в этом процессе.
В большинстве стран женщины никогда не были президентами, в советах директоров очень мало женщин, в большинстве стран женщины с трудом приходят на тренерские должности, в большинстве стран в высшей лиге профессиональные спортсменки борются, чтобы они могли жить за счет доходов от футбола.
До создания профессиональной среды, отражающей силу женского футбола, еще далеко».
C учетом того, что женский чемпионат мира-2023 собрал около двух миллионов зрителей на трибунах, а еще миллионы смотрели матчи по телевизору, трудно не обратить внимание на достигнутый прогресс.
Вилле преуменьшала значимость своей речи, произнесенной много лет назад, говоря, что это был «всего лишь маленький шаг на пути» к развитию женского футбола.
Клавенесс придерживается другого мнения: «Это не женская борьба, это борьба человечества, и движущей силой ее была Эллен, а также такие парни, как Пер, который изменил жизнь всех нас».
Позже Эллен Вилле добавляла, что «в XXI веке женский футбол сделал огромный шаг вперед».
Сегодня футбол – самый популярный вид спорта среди норвежских женщин: более 110 000 женщин играют в него на соревнованиях. Это почти 30% от общего числа игроков в Норвегии (для сравнения, во Франции женщин-футболисток едва ли наберется 8%). Очевидно, что в некоторых областях достигнут значительный прогресс, однако в плане вывода игроков на профессиональный уровень наблюдается абсолютная инерция.
С октября 2017-го женская сборная Норвегии получает ту же сумму, что и мужская (640 000 евро на команду в год). Однако большинство игроков в стране получают зарплату за тренировки только два дня в неделю и вынуждены подрабатывать на стороне.
Вилле уже отошла от официальных дел и работает учителем естественных наук в средней школе. Но она рада, что ее помнят по футбольным достижениям: «Дома меня называют матерью норвежского женского футбола».
Однако последние годы в женском футболе Норвегии неспокойно: на последнем Евро норвежки не вышли из группы, сгорев англичанкам 0:8, а через год Хеге Риисе не стеснялась негативных высказываний в адрес лучших игроков команды на мундиале.
А перед ЧМ-2019 Ада Хегерберг, лучшая нападающая мира на тот момент и первая обладательница женского «Золотого мяча», отказалась выступать за сборную – не была согласна с политикой футбольной федерации страны. Она считала, что призовые за участие в соревнованиях у мужской и женской команды должны быть равными. В конце концов призовые уравняли, и Хегерберг вернулась в сборную.
«Она [Хегерберг] критикует нашу федерацию за то, что она делает недостаточно», – сказала Вилле. «Я слышу ее аргументы и во многом их понимаю. Но мы не должны игнорировать всю работу, проделанную с 1971 года. Я надеюсь, что однажды она вернется». Норвежский женский футбол нуждается в таких примерах для подражания, как она, на поле, чтобы продолжать свое дело».
Во Франции сборная дошла до четвертьфинала, однако Вилле, на том матче не присутствовала. Похоже, что ФИФА забыла пригласить ее.
Наш телеграм-канал: @pinkballw