4 мин.

«Аякс» возвращает эмблему 1928 года. Больше никаких 11 штрихов 😮

Неожиданное решение в футбольном дизайне: со следующего сезона «Аякс» меняет эмблему, но это не очередное упрощение, а возвращение к истокам. В эпоху минимализма амстердамцы возвращают логотип, придуманный почти 100 лет назад.

Вот как непривычно богато он выглядит.

Эту эмблему использовали с 1928-го по 1990 год, а теперь с 2025-го и навсегда. По крайней мере, именно так озаглавили новость на официальном сайте «Аякса».

Порадовали фанатов в честь 125-летия клуба

Генеральный директор амстердамцев Менно Гилен объяснил решение: «18 марта «Аякс» отпразднует 125-ю годовщину. Мы знаем, что большинство болельщиков желали этого годами, и мы посчитали, что годовщина – идеальный момент, чтобы вернуть классический логотип. История показала, что мы находимся в лучшей форме, когда остаемся верными ДНК «Аякса». Вот почему мы делаем все в клубе, чтобы поддерживать эту ДНК, от нашей футбольной философии до наших основных ценностей».

Первая презентация старого-нового лого пройдет уже 17 ноября – во время домашнего матча легенд «Аякса» против легенд «Реала». В честь ребрендинга клуб снял атмосферное видео, в котором помимо прочих засветился Франк Райкард.

Изначально на эмблеме «Аякса» был изображен футболист в красно-белой форме, но в 1928-м ее заменили на ту самую голову Аякса – героя древнегреческой мифологии, в честь которого и назван клуб.

В 1990-м амстердамцы упростили лого: нарисовали силуэт лица Аякса с помощью всего 11 черных линий, которые символизируют 11 игроков на поле.

И вот через 35 лет «Аякс» отказывается от минимализма, в том числе на формах. Будет выглядеть примерно так: в сезоне-2021/22 команда уже играла в футболках с этой эмблемой.

Обычно лого упрощают, но «Аякс» пошел по пути Pepsi: те тоже вернулись к классике в честь 125-летия

Эволюция от сложного к простому наблюдается в дизайне повсеместно. И пришел этот тренд из большого бизнеса, где важнее не то, как лого выглядит, а как оно работает. Шрифт Sans Serif, который захватил логотипы корпораций, легко считывается с любого экрана, а простая и понятная иконка в приложении важнее красивого и детализированного лого.

Adidas пошел по пути Nike со свушем – теперь только три полоски и никаких подписей. АПЛ убрала с лого все лишнее, оставив только голову льва.

А вот как упрощались на формах эмблемы «Ливерпуля».

И «Тоттенхэма».

Заметили, что в 50-е и 60-е эмблемы тоже легко вписались бы под иконку приложения? Это влияние интернационального типографического стиля, которое стандартизировало тогда цвета и простые шрифты без засечек, избавило эмблемы от сложных узоров. Но ничто не вечно: в 80-е такой стиль стал все больше ассоциироваться с чем-то корпоративным, поэтому ему на смену вновь пришли пышные футбольные эмблемы.

Может ли это повториться? Тенденции в дизайне цикличны – это хорошо видно на примере Pepsi, который в 2023-м практически вернулся к классике из 1987-го.

Все потому, что по данным опросов, потребители до сих пор лучше помнят лого с жирным словом Pepsi в круге, хотя оно не использовалось с 1998 года. Директор по маркетингу компании Тодд Каплан объяснил, что курсивный шрифт современной эмблемы и немного приглушенный синий не излучали необходимой уверенности и энергии, «которые на самом деле представляет бренд».

Интересно, что Pepsi тогда тоже приурочил ребрендинг к 125-летнему юбилею. Но все же компания вернулась не к настолько старому и детализированному лого, как это сейчас сделал «Аякс». Амстердамцы пошли против течения.

К 120-летию «Аякса» болельщики из разных стран вспомнили любимые футболки клуба

Фанаты «Аякса» бунтовали против трех полосок adidas. Бренд сдался, и клуб 8 лет играл в Голландии без них

В начале 90-х «Аякс» два сезона отыграл в форме, которая вдохновлена логотипом банка. Он спонсирует клуб до сих пор

Фото: IMAGO/www.imago-images.de/Global Look Press