О важности тренеров в футболе
Тренер - мне как второй отец. Такое выражение можно часто услышать от спортсменов, которые достигли больших высот в спорте.
В эти дни по всему миру празднуется день тренера.И как всегда на виду такие мастодонты тренерского цеха, как Хосеп Гвардиола, Юрген Клопп, Карло Анчелотти.
Ну если задуматься все они работают уже с готовыми футболистами, которые обладают всеми качествами, чтобы играть в топ-клубах.
А про детских тренеров в такие дни как 30 - го октября даже не вспоминают,что уж говорить про обычные дни.
А ведь если бы не было детских тренеров, то просто напросто бы не было проффесионального спорта.
Не один ребёнок, даже самый одарённый без тренерской руки в детстве, которая ведёт и учит будущего чемпиона азам футбола, хоккея ,баскетбола не достигнет ровным счётом ничего.
Где бы был сейчас Александр Головин- наш лучший футболист , если бы его первый тренер Александр Плясунов не разглядел в нём талант, и не помог бы ему сделать свои первые шаги в футболе.
Врядли бы Саша стал тем, кем он сейчас является.
Поэтому хочется, чтобы детским тренерам уделяли больше внимания и оценивали достойно их труд.
У нас вручается премия среди футболистов -Джентельмен года, а вот лучший детский тренер года-про такую номинацию я лично никогда не слышал.
Итак чем меньше спортсмен, тем больше влияние тренера.
Нужно понимать, что футболист который из детско-юношеской школы дошёл до основной команды и попал в руки скажем Михаила Галактионова это футболист с хорошей скоростью, техникой, футбольным интеллектом . Задача тренера топ-клуба максимально плавно, аккуратно ввести такого футболиста в большой футбол.
И вот тут возникают небольшие споры.
Нередко можно услышать, что такие топ-клубы как Реал, Барселона, Манчестер Сити и тд, могут и без тренера легко попасть в тройку в своём национальном чемпионате.
Насколько большое влияние тренера в топ-клубе?
Я решил что б было понятней вывести это в проценты.
Первое: Тренер в клубе создаёт правильную атмосферу, которая помогает футболистам раскрепоститься психологически и показывать свой максимум.
Это первые 10℅ влияния.
Второе: Тренер вместе с тренером по физподготовке залаживает необходимую базу, без которой не один футболист не сможет показать ровным счетом ничего, ну или сможет только на очень короткий промежуток времени.
Это ещё 10% влияния.
Третье: Задача тренера разглядеть сильные стороны футболиста, и в тренировочном процессе тренировать такие ситуации, где этот футболист сможет проявить это своё лучшее качество.
Пример: Юрген Клопп тренировал создавать такие ситуации на фланге, чтобы его крайний защитник Трент Александр Арнольд мог свободно без помех сделать кросс в штрафную,это его сильное качество. Ливерпуль забил немало мячей после подач защитника.
Другой пример: в команде есть отличный мастер стандартов. Тренер подсказывает нападающиму переодически искать ногу защитника соперника, чтоб заработать опасный штрафной.
Это ещё 10% процентов влияния
Четвёртое: Замены походу матча. Случается у футболиста не идёт игра или он сидит на жёлтой карточке или у него проблемы в семье и тренер исходя из своих соображений делает замены.Хороший тренер всегда знает что у футболиста не только на футбольном поле, но и в семье.
Это ещё 10% влияния.
Пятое: Умение играть без мяча. Очень часто талантливые игроки хорошо себя чувствуют с мячом, но без мяча теряются на поле. Великий Олег Иванович Романцев говорил, что научить правильно открыться под партнёра по команде это одно из главных качеств, чтобы поставить игру команде. К счастью этому можно научиться уже во взрослом возрасте.
Правильно играть без мяча это еще 10% влияния тренера.
Шестое: В современном футболе тренеры подчас являются и мененджерами. И могут влиять на покупку новых футболистов. Великий Сер Алекс Фергюсон, почти полностью сам подбирал состав.
Это ещё 10% влияния.
Седьмое: Найти нужную позицию на поле. Задача тренера найти такую позицию футболисту, чтоб он на ней смог показать свои лучшие качества.
Пример: Гильерме Абаскаль пробовал Виктора Мойзеса в центре поля. Виктор Мойзес почти всегда играл на фланге, он мог играть латераля, а мог просто крайнего полузащитника. Но с возрастом скорость , резкость теряется и закрывать эти позиции становиться тяжело. И Гильерме Абаскаль пробовал ставить Мойзеса в центр поля. Там не нужна взрывная скорость.И Мойзес обладая хорошей техникой, коротким и средним пасом и порой за счёт дриблинга вскрывал соперника именно в центре поля ,создавая численное преимущество.
Это ещё 10% влияния, найти лучшую позицию футболисту исходя из его возможностей на данный момент.
Восьмое: Изучение противника, выявление его уязвимых мест. Тренер подсказывает своим игрокам, где есть слабое место в стане соперника, и советует чаще нагружать именно эту зону.
Пример: Когда в Спартаке играл Николай Рассказов почти всё соперники атаковали через его фланг, и это приносило им успехи.
Это ещё 10% влияния.
В итоге получается 80% влияния. Добавим ещё мотивировочную часть. Тренер который умеет мотивировать и заводить перед матчем своих футболистов имеет гораздо больше шансов на успех.
Остальные 20% процентов зависят уже от самих футболистов. Чем лучше у тебя игроки,тем больше шансов, что они добьются успеха даже в тех матчах, где ничего не получается совсем.
Очень часто тренеры во флеш-интервью после победных матчей говорят: абсолютно не доволен, ничего не получилось и тд , несмотря на то, что команда победила.Таких матчей за сезон набирается немало. И чем выше классом команда,тем больше очков она набирает в тех матчах, где ничего не получается.
Здесь все зависит от футбольного интеллекта игроков которые у тебя в команде. Массимо Каррера условно мог всю неделю говорить Фернандо куда отдавать , на какой фланг переводить мяч при его получении, но Фернандо вовремя игры получая мяч никогда не вспомнит ничего из того, что ему говорил Каррера, а он выберет оптимальный вариант исходя из своего футбольного интеллекта . Главное чтобы у Фернандо было несколько продолжений , т. е. под него должны открыться сразу несколько партнеров , и он выберет лучший вариант. Чем класнее футболист, тем чаще он выбирает оптимальный вариант.Здесь главная задача тренера научить правильно открываться.
Итог: работать в топ-клубе проще, посколько обладая классными игроками шанс на успех всегда намного выше, даже когда абсолютно ничего не получается, потому что,когда футболист получает мяч, он оценивает обстановку и принимает решения исходя из своего футбольного IQ, а в топ-клубе у футболистов высочайший IQ. Поэтому тренерам проще работать в таких командах.
Но без тренера, даже самый лучший клуб мира не выйграет трофей, будь то свой национальный чемпионат, не говоря уже о ЛЧ ,потому что без хорошей психологической атмосферы, физической формы, специальных тренировок,отработок ситуаций,где футболист улучшает свой основной скилл, правильной игры без мяча, на поле будет абсолютно разбалансированная команда.
Такая команда за счёт высокого исполнительского мастерства всё равно будет набирать очки, но их не хватит, чтобы завоевать трофей.
Поэтому тренер это важнейший человек в команде, будь это топ-клуб или средний клуб.
Но не будем забывать, что всё начинается с детских тренеров.
Поэтому сначала детские тренеры,а потом Гвардиола, Клопп, Анчелотти и другие.