22 мин.

Обратить силу в слабость. Ключ победы «Реала» над «Барсой» будет лежать в правильной интерпретации матча

11 тур Ла Лиги.

Уже завтра «Мадрид» и «Барселона» сойдутся в очередном Эль Класико, которое обещает стать самым многообещающим за последние годы. Прямо сейчас шансы команд выглядят абсолютно равными: у «Барсы» меньше проблем в игре, но «Реал» играет дома и более опытен.

Сегодня мы пройдемся по следующим пунктам:

● Разбор «Барсы» Флика.

● Как «Реалу» использовать изъяны «Барсы» и не повторить ошибку Компани.

● Какой состав стоит выставить Анчелотти.

Флик изменил «Барселону»: дело не только в тактике, но и в психологии

Выдающаяся работа Ханси Флика на старте его карьеры в «Барселоне» передает большой привет Эрику Тен Хагу и многим другим «модным» тренерам, которым нужно 500+ млн на трансферы, чтобы выстроить хотя бы примерно работающую модель игры. Немец получил в наследие состав, не умеющий держать удар и разваливающийся при первых же трудностях. Несмотря на очевидные проблемы с глубиной, из-за проблем с финансами Лапорта смог дать Ханси только одного игрока – Дани Ольмо. Ни одна проблемная позиция не была усилена.

И это никак ему не помешало заставить «Барсу» играть на абсолютно другом уровне по сравнению с командой Хави. Внизу мы рассмотрим тактические аспекты преображения каталонцев, но невозможно не заметить психологическое изменение «Барселоны». Впервые за долгое время команда получает удовольствие от процесса – она раскрепощена и уверена в себе, прекрасно знает, что делать с мячом и без него, а отдельные футболисты стали играть на несколько уровней выше, чем было еще каких-то полгода назад. Самым ярким примером подобного рода служит Рафинья – бразилец за три месяца под руководством Флика проделал путь от просто полезной «рабочей лошадки» до одного из самых результативных и ярких игроков Европы.

Флик дал игрокам не только спокойствие, но и уверенность в собственных силах. Он сделал то же самое, что Анчелотти с «Реалом» после возвращения в клуб, заставив поверить команду, что она может и должна показывать больше – он убедил в этом не только молодежь в лице Винисиуса, Родриго, Феде и остальных, но и ветеранов.

У Флика тоже все работает, потому что лучшие игроки – это счастливые игроки. Он дал им все необходимые условия.

Игроки верят в Флика и готовы биться за его идеи на поле, а сам тренер прекрасно чувствует свою команду и находит нужное применение для всех – сезон длинный, но к данному моменту у них идеальная синергия.

Теперь давайте рассмотрим, как «Барселона» играет под руководством немецкого специалиста с точки зрения тактики.

Билдап, работа полузащиты и перегрузы

В начальной стадии атак Флик использует формацию 4-3-3, с мобильным передвижением двух «восьмерок» в центре. Атакующая тройка остается впереди и удерживает на себе внимание обороны соперника, зачастую не позволяя крайним защитникам идти в слишком агрессивный прессинг впереди.

Игроки Флика не боятся быть более прямолинейными, если соперник поднимается и активно прессингует. Более прямолинейный подход на начальной стадии атаки подразумевает быструю передачу мяча из защитной трети в полузащиту или в атакующие зоны, минимизируя количество коротких передач и снижая риск потерь в опасных для собственных ворот зонах. Вместо того, чтобы терпеливо контролировать мяч в обороне, «Барса» часто сосредотачивается на поиске вариантов для продвижения вперед, используя, в том числе, длинные передачи. Такой подход может застать противников врасплох, создать мгновенные возможности для контратак и помочь поддерживать высокий темп игры.

Важно отметить, что травма Тер Штегена никак не изменила подход Флика: вратарь все еще важная часть розыгрышей «Барсы» в начальных стадиях и если соперник оказывает качественное давление, то игроки задействуют Иньяки Пенью.

Переместившись на половину поля соперника, «Барса» изначально выстраивается по модулю 4-3-3.

Однако эта структура активно меняется, когда игроки Флика начинают ротировать позиции. Их наиболее распространенная ротация заключается в том, что правый защитник в лице Кунде смещается в центр, образуя тройку в защите с двумя другими центральными защитниками. Это позволяет левому защитнику, обычно Алехандро Бальде, продвигаться на позицию левого вингера, а левому вингеру в лице Рафиньи уходить в центр поля.

Если бразилец недоступен или изначально играет в центре поля (такие матчи были в этом сезоне), то эту роль на себя берет Ферран Торрес.

Это создает формацию 3-4-3. В этом модуле обеспечивается численное преимущество полузащите, что помогает контролировать игру и задавать темп. Три центральных защитника создают надежную основу для переработки владения мячом, в то время как четыре центральных полузащитника эффективно связывают игру между защитой и атакой.

Нападающий и крайние защитники растягивают защиту соперника, создавая пространство и перегруз в ключевых зонах.

Команда Флика часто использует динамичный подход, переключаясь между формациями, чтобы создавать численное преимущество и использовать свободные зоны. Четыре центральных полузащитника особенно подвижны и могут располагаться как в виде квадрата, так и в ромбе.

Кроме того, Кунде иногда смещается в полузащиту рядом с опорным полузащитником. Когда Кунде перемещается туда, вингер соперника обычно следует за ним, что открывает проход для передачи от центрального защитника к вингеру. Центральный защитник может отдать мяч вингеру, который затем может атаковать защитника соперника и сдвоить фланг с атакующим полузащитником, создавая ситуацию 2-в-1.

Игроки Флика всегда пытаются находить атакующих полузащитников в «карманах». Эти «карманы» представляют собой пространства между линиями защиты и полузащиты соперника, где атакующие полузащитники могут получать мяч на более продвинутых позициях.

Умело располагаясь в этих «карманах», атакующие полузащитники могут быстро развернуться и быть лицом к воротам соперника, создавая возможности для проникающих передач, прорывов с мячом или прямых ударов. Такое позиционирование заставляет соперника принимать сложные решения. Если защитник соперника поднимается и закрывает атакующего полузащитника, он потенциально оставляет пространство позади для забега за спину. Если же он остается на месте, он дает полузащитнику время для игры с мячом в очень опасных зонах. Защитники и полузащитники «Барсы» будут искать возможность для вертикальных передач, разрывая линии соперника.

Новая фишика, которую Ханс Флик добавил в игру «Барсы» с мячом, — это угроза рывков за спину. Вингеры постоянно совершают забеги за спину, когда защитники или полузащитники владеют мячом, что приводит к множеству голевых моментов.

Эта постоянная угроза также не позволяет сопернику играть с высокой линией защиты (правда, Компани решил не обратить внимание на это, но мы еще вернемся к нему) и закрывать пространство между линиями. Вместо этого им приходится опускать защиту и защищать пространство за спиной.

Это открывает пространство перед защитной линией для технически одаренных полузащитников «Барсы», которые могут им воспользоваться.

Еще одним аспектом построения игры «Барселоны» Флика является их способность создавать численное преимущество против защитной линии соперника. Когда они играют с пятеркой в атаке, атакующая линия естественным образом становится превосходящей по сравнению с четырьмя защитниками соперника.

Игроки Флика в основном используют это, создавая ситуации 2-в-1 против защитника соперника.

Когда команда соперник располагает большую часть игроков на одном фланге, крайний защитник на другом фланге становится уязвимым для длинной передачи во фланг, поскольку возникает ситуация 2-в-1 против вингера и атакующего полузащитника «Барсы».

Атакующий полузащитник делает забег за спину, защитник следует за ним, и пространство для вингера на фланге открывается.

«Барселона» Флика без мяча

Ханс Флик придает большое значение агрессивной игре без мяча. Это проявляется в высоком прессинге «Барсы». Немец обычно хочет, чтобы его команда играла в персональный прессинг с большой интенсивностью.

Каждому игроку назначается прямой оппонент, которого нужно плотно прикрывать, что исключает легкие варианты для передач. Этот интенсивный прессинг заставляет команду соперника принимать поспешные решения, что часто приводит к потерям в опасных зонах.

В системе персонального прессинга критически важно, чтобы игроки знали, когда нужно атаковать своего соперника, а когда — нет. Например, если соперник находится далеко от мяча, игрок «Барсы», который его «маркирует», не должен быть слишком близко к нему. Вместо этого он может сместиться к центру и помочь создать численное преимущество, снижая риск опасных ситуаций 1-в-1.

Левые и правые защитники «Барсы» будут находиться дальше всего от соперника, которого они должны закрывать. Флик не хочет, чтобы защитники поднимались слишком высоко, поскольку это бы оставило изолированными центральных защитников. Вместо этого он хочет, чтобы они оставались в обороне как можно дольше и поднимались лишь тогда, когда защитники соперника получают мяч.

Если сопернику удается преодолеть прессинг «Барсы», она садится в средний блок по схеме 4-3-3.

Флик всегда пытается закрыть центр и вынудить соперника действовать на флангах. «Барса» должна оставаться компактной, не опускаясь слишком низко, желательно сокращая пространство между полузащитой и защитой.

Оборона по модулю 4-3-3 с высоко расположенными вингерами сосредоточена на поддержании компактной атакующей линии, которая заставляет соперника продвигать мяч по флангам. Команда должна быть единым целым, где три полузащитника играют ключевую роль в защите четверки защитников, одновременно поддерживая высокий прессинг. Формация 4-3-3 эффективна в закрытии центра поля, затрудняя соперникам проникновение через середину и заставляя их действовать в менее опасных зонах на флангах. Ключом к успешной защите в этой формации является координация между полузащитой и защитой, обеспечивая минимизацию зазоров без опускания линий слишком глубоко.

Как и при высоком прессинге, вингеры будут прессинговать центральных защитников соперника.

Высокая линия обороны

О минусах данного инструмента мы поговорим ниже, а пока давайте отметим очевидные плюсы, ведь Флик не просто так настаивает на том, что его команда должна держать линию защиты высоко даже без мяча.

Одним из инструментов, помогающих сохранить компактность, является игра с высокой линией защиты, которая уменьшает расстояние до полузащиты. Флик старается держать линию защиты максимально высоко. Защита с высокой линией включает в себя расположение защитной линии ближе к полузащите, а не к вратарю. Эта тактика сжимает пространство, доступное для соперника, нарушая их построение игры и увеличивая шансы на быстрое возвращение мяча.

Высокая линия защиты также позволяет защитникам более эффективно поддерживать полузащиту, создавая численное преимущество в центральных зонах и облегчая быстрые переходы из обороны в атаку. Однако это требует от защитников хорошей скорости и хорошего мышления в рамках позиционного футбола, чтобы справляться с длинными передачами и предотвращать использование пространства за спиной соперниками. Такой подход требует постоянной коммуникации и координации между защитниками для поддержания единой и эффективной оборонительной структуры.

При защите с высокой линией все игроки должны находиться на одной линии, чтобы сохранить эффективную ловушку для офсайда, обеспечить согласованное покрытие и уменьшить зазоры, которые могут использовать нападающие.

Пока «Барса» с этим справляется великолепно: их соперники по Ла Лиге попали в офсайд уже более 60 раз (у ближайшего преследователя показатель не доходит даже до 35).

У «Реала» есть весь необходимый инструментарий для победы над «Барсой», но...

Он был и у «Баварии». И это им не помогло. Флик переиграл Компани и ни одна метрика или статистика не докажет вам обратное, если вы смотрели матч и видели, как после гола Кейна, минута за минутой, «Бавария» все сильнее тонула, а «Барса» наращивала уверенность в своих силах.

Венсан Компани почему-то решил, что он играет в футбол Ханси Флика лучше самого Ханси Флика и тоже выставил высокую линию обороны, хотя у защитников «Баварии» и близко нет уровня обучения и чувство тайминга, которые есть у команд Флика. Нойер не выручал и «Барса» забила абсолютно все свои моменты – это правда. Но задумка, реализация плана на игру, гибкость идей – все это было на стороне «Барсы» и вытекло в закономерный результат.

Единственный период игры, когда «Бавария» действовала лучше, был со старта матча и до гола Кейна – то есть 18 минут. Знаете, когда все изменилось? Как только «Барса» перестала пытаться преодолеть высокий прессинг соперника длинными передачами на Левандовского, опустила Педри в глубину и начала выходить из-под давления с помощью коротких розыгрышей. Все. С этой минуты все изъяны плана Компани вылезли наружу, а «Барса» раз за разом ее наказывала.

Я специально так долго останавливаюсь на матче с участием «Баварии», поскольку именно она прекрасно показала Анчелотти, чего делать категорически нельзя и как можно провалить матч против «Барсы», имея весь необходимый инструментарий для победы над ней.

Самый характерный скрин с прошедшего матча:

В этой атаке «Бавария» забила гол, но она стала лишь одной из четырех за весь матч, где гости использовали изъян обороны «Барсы» в виде высокой линии.

Даже на этом скрине видна проблема узкого расположения центральных защитников, благодаря чему был облегчен прессинг для «Барсы», а «Бавария» раз за разом спешила с решениями и не могла спокойно подготовить розыгрыш.

Как должен сыграть Анчелотти?

На мой взгляд, успех «Мадрида» в предстоящем Класико должен строится на следующих пунктах, которые мы рассмотрим ниже:

● Отказ от высокого прессинга.

● Использование изъяна «Барсы» в виде высокой линии обороны с помощью заготовленных розыгрышей.

● Более плавный, медленный билдап.

● Компактный низкий блок в игре без мяча.

Эти пункты – про правильную интерпретацию матча, с пониманием сильных и слабых сторон твоего соперника.

По первому пункту все должно быть ясно уже давно: Карло пока не получается поставить «Реалу» качественный, высокий прессинг, его разбивают практически все соперники. Сейчас он усложняет жизнь команде, а против «Барсы» неподготовленный, сырой прессинг может стать самоубийством.

Второй пункт это не только про «закиньте мяч вперед на ход Винисиусу и Мбаппе». Если делать это бездумно и без правильного тайминга – или будет хромать качество самих передач, или «Барселона» будет спокойно ловить Вини и Килиана в офсайдные ловушки. Нужно подготовить определенный тайминг розыгрышей.

Это более детализированная работа, за которую должен отвечать скорее Давиде Анчелотти. Ему стоит наиграть систему розыгрышей, где у «дающих» будет отточенное понимание тайминга паса, а у «принимающих» – тайминга рывка.

Я бы выделил два основных принципа, с помощью которых обороне «Барсы» удастся нанести максимальный урон:

● Винисиус и Мбаппе должны стартовать со своей половине поля, исключая риск офсайдной ловушки.

«Барса» будет поднимать линию высоко, особенно при прессинге, поэтому Вини и Килиану стоит стартовать со своей половины при передачах из глубины. Оба гораздо быстрее как Кунде, так и двух центральных защитников, и даже с преимуществом в 1-2 метра они за Мбаппе и Винисиусом не угонятся. Но важно правильно выбирать тайминг рывка.

● Диагональные передачи – главная уязвимость «Барсы» без мяча.

Здесь стоит вернуться к голу, который забила «Бавария».

Сначала перевод на Олисе на правый фланг исполняет Ким.

Олисе, получив мяч и дождавшись, когда игроки «Барсы» стянутся к нему, через несколько секунд отправляет мяч еще одной диагональю уже на противоположный фланг, где ждет Гнабри.

«Барса» естественным образом не успевает за этими передачами, поскольку команде Флика приходится очень быстро перемещаться на противоположную часть поля компактным блоком. Это не только непросто в вопросе времени, но и отнимает очень много сил.

«Бавария» преступно мало использовала данный прием в прошедшем матче, но каждый раз, когда они переходили на режим диагональных передач – у «Барсы» были проблемы. Стоит отметить, что даже с минимальным количеством таких переводов «Бавария» выжала бы больше, будь Гнабри и Олисе более агрессивными в атаке и принимай они хорошие решения.

Поскольку этот типаж передач наносит «Барсе» очень много урона + истощает ее физически, мне кажется, что Карло стоит пойти на один важный тактический шаг.

Милитао должен сыграть на позиции правого защитника

Сразу оговорюсь: зная, как Лукас Васкес играет важные матчи (и особенно Класико), я полностью ему доверяю и не против его выхода в старте, но ход с Милитао важен именно с тактической точки зрения.

Дело не только в том, что Эдер один из лучших в команде по умению выпилить идеальный перевод во фланг на любую дистанцию. Его выход на правом фланге обороны дает сразу несколько плюсов конкретно против «Барсы».

● Играя правее, Милитао получит больше возможностей для того, чтобы запускать в прорыв Винисиуса и Мбаппе через длинные передачи.

● С Милитао, Тчуамени и Рюдигером «Мадрид» будет лучше оборонять штрафную площадку.

● Милитао может помочь нейтрализовать один из любимых розыгрышей «Барсы», когда Ямал вырезает передачу на дальнюю штангу, куда смещаются Левандовски и Рафинья. Обычно, крайним защитникам не хватает роста, чтобы прервать эту передачу / побороться за нее.

Кто бы мог подумать, но ход Анчелотти против «Сельты», который ему (по его словам) не понравился, может стать одним из важнейших факторов в Класико: игра в три центральных защитника при организации собственных атак. При этом хотел бы еще раз отметить, что главным ключом к успеху в предстоящем матче будет не схема или выход определенного футболиста на той или иной позиции, а правильная интерпретация матча.

Давайте рассмотрим вариант, при котором справа в обороне выйдет Милитао, но держите в уме, что в старте может появится и Лукас Васкес. И с ним все, что будет написано ниже, тоже можно будет реализовать, но как мне кажется, чуть похуже, чем в варианте с Эдером.

Структура 3+2 в билдапе поможет «Реалу» и против прессинга «Барселоны». Дело в том, что центральных защитников в прессинг-системе Флика всегда прессингуют нападающие:

Схема с 3 ЦЗ на мяче поможет «Реалу» не только расширить зону прессинга для «Барсы», но и держать между игроками адекватное расстояние для мелких и средних передач. Дальше по цепочке:

● Из-за широких позиций ЦЗ «Мадрида», Ямалу, Рафиньи и Левандовскому придется оказывать давление на них по всей ширине поля.

● Модрич и Камавинга получат возможность опускаться в полуфланги и запрашивать передачу.

● Это автоматом подключит к давлению Ольмо и Педри, которые должны будут выдвинуться вперед за Эдуардо и Лукой, чтобы не создать разрыва между атакой и полузащитой «Барсы» (иначе прессинг точно провалится).

И вот именно здесь, в этой точке, «Мадрид» может создать «Барсе» критическую проблему выбора.

1. Что делать Касадо, если и Беллингем/Феде будут уходить в глубину – следовать за ними до конца или оставаться на своей позиции, опасаясь, что один из них (или даже Винисиус) свободно откроется в его зоне и получит мяч?

2. Что делать Кунде и Бальде, если Менди и Феде будут уходить во фланги и получать возможность принять передачу с помощью розыгрыша на третьего – атаковать их, оставляя Иньиго и Кубарси в изоляции против Мбаппе и Винисиуса или оставаться на месте, позволяя «Реалу» продвинуться с мячом вперед?

Именно правильно реализованная система билдапа 3+2 поможет «Мадриду»:

а) Создать вышеописанные проблемы выбора.

б) Выводить в нужные зоны игроков, способных делать диагонали на 30+ метров (Милитао, Рюдигер, Тчуамени, Модрич, Вальверде), грамотно распределив их как по обоим флангам, так и по центру, что позволит постоянно угрожать высокой линии обороны «Барсы».

Кстати, Феде и Беллингем тоже могут делать рывки за спину защитникам «Барсы», стартуя из глубины. В отсутствии Родриго, скорее всего именно уругваец будет отвечать за ширину на правом фланге, пусть и не во всех атаках.

Но я не просто так употребил словосочетание «правильно реализованная». Здесь мы обращаемся к третьему пункту, о котором написано в начале блока про необходимые действия Анчелотти – плавный билдап. «Реалу» категорически нельзя ускорять игру в ситуациях, когда «Барса» организовывает давление.

Передачи друг другу не должны идти сразу – игрокам обороны нужно дожидаться, пока нападающие «Барсы» приблизятся к ним, а «восьмеркам» «Реала» в лице Модрича, Камавинги, Беллингема и Феде (в зависимости от эпизода) нужно уходить в ширь, манипулируя движением Педри и Ольмо, и позволяя расположенному в центре полузащитнику (это может быть кто угодно из нашей четверки) получить мяч в центре без сопротивления.

Не надо торопиться. Нужно истощать «Барсу» в прессинге, заставлять ее преодолевать большие пространства и при этом вовремя расставаться с мячом с помощью грамотного движения защитников и полузащитников.

А что касается игры без мяча, то здесь «Мадриду» стоит сыграть в компактные 4-4-2 в низком блоке.

Важно понимать, что если Анчелотти совершит ошибку Компани и даст «Барсе» слишком много пространства – она обязательно накажет. Но и предложенный мною низкий блок не должен быть пассивным – в рамках компактных 4-4-2 «Мадрид» должен постоянно выжимать «Барсу» из опасных зон и постоянно создавать ей трудности для передач.

К примеру, Ольмо, Ямал и Педри должны быть атакованы уже на приеме мяча – им нельзя давать разворачиваться спиной к воротам или позволять готовить передачи. Они прекрасно созидают и не упустят возможности прорвать линию.

С Левандовским и Рафиньей в этом смысле «полегче»:

Роберт играет за счет движения внутри штрафной, уводя защитников, и за счет физической мощи. Рюдигеру и Тчуамени под силу выигрывать у поляка большинство единоборств.

Рафинья же более опасен на рывках в свободные зоны – он не такой творец с мячом, как Ольмо, Педри или тот же Ямал, но прекрасно умеет врываться в нужное пространство и откликается на любой тип передач. «Реал» должен быть готов к его постоянным смещениям в центр поля и к рывкам в полуфлангах. Низкий блок уже автоматом лишит Рафинью многих возможностей для создания угрозы, но не всех.

Если у «Барсы» получится качественно перегружать «Реал» в рамках формации 4-4-2 и постоянно генерировать угрозы, Карло может попробовать перейти на 5-3-2, опустив Вальверде в линию к защитникам.

Предложенный мною состав, как мне кажется, хорошо отвечает на тактические вызовы «Реала» в предстоящей игре и при этом достаточно гибкий, чтобы в случае чего Анчелотти смог внести изменения.

В одном известном фильме прозвучала интересная цитата:

– То, что тебе кажется самым устрашающим в вирусе, чаще всего оказывается главной брешью в его обороне.

«Барселона» Ханси Флика очень хороша и эффективна, но также очень читаема: ее сильные и слабые стороны подсвечены одинаково ярко. Высокая линия обороны никуда не денется – Флик будет играть с ней, даже несмотря на риски, связанные с Мбаппе и Винисиусом, потому что и эта высокая линия, в том числе, позволяет «Барсе» быть настолько эффективной в давлении.

Флик не будет отказываться от одного из главных устрашающих элементов своего футбола и задача «Мадрида» состоит в том, чтобы превратить этот элемент в главную брешь, обратив силу «Барселоны» в слабость.

У Анчелотти есть весь нужный инструментарий. Дело за исполнением.

Телеграм-канал автора: La Saeta Rubia