Юрген Клопп, Red Bull и истоки маловероятного любовного романа
Дитрих Матешиц был самым богатым человеком Австрии и к концу жизни накопил огромное количество недвижимости в Альпах.
В 2019 году, когда агентство Bloomberg рассказало о портфеле замков и особняков миллиардера, «выкупленных у церквей или аристократических семей, которые не могли позволить себе их содержание», 22 красные точки на карте обозначали лишь некоторые из его владений.
Три года спустя, в сентябре 2022 года, сооснователь производителя напитков Red Bull умирал от рака поджелудочной железы. Матешицу оставалось жить всего месяц, когда он пригласил особого гостя на одну из своих вилл в окрестностях Зальцбурга, города в Австрии, где находится его империя. Этим гостем был Юрген Клопп, тогдашний менеджер «Ливерпуля».
Спустя два года после этой встречи было подтверждено назначение Клоппа на пост главы глобального футбольного подразделения Red Bull — шаг, который многих удивил в то время, но, оглядываясь назад, может показаться более предсказуемым.
Сегодня вечером (в среду) «Ливерпуль» играет в Лиге чемпионов с «РБ Лейпциг», входящим в империю Red Bull, к которой Клопп должен присоединиться в январе. Мы пообщались с несколькими источниками, знающими, как и почему немец подписал контракт с компанией, которая, по мнению многих наблюдателей, является антиподом того, что он отстаивал как тренер.
Сезон 2022/23 начался для Клоппа не слишком удачно. Предыдущая кампания «Ливерпуля» принесла свои плоды: стремясь завоевать беспрецедентную четверку главных трофеев, сравнительно небольшая группа игроков измотала себя в 63 матчах.
Пятью месяцами ранее Клопп подписал новый контракт, но чувствовал, что он станет для него последним на «Энфилде». Он не стремился уйти, но мысли о жизни после «Ливерпуля» после семи изнурительных лет руководства неизбежно возвращались к нему. И одно можно было сказать точно: он не хотел сразу после управления «Ливерпулем» переходить к другой публичной роли. Ему нужен был отдых.
Матешиц был большим поклонником творчества Клоппа и с удовольствием назначил бы его руководителем одной из своих футбольных команд. С 2005 года он инвестировал значительные средства в этот вид спорта, купив клубы в Германии («РБ Лейпциг»), США («Нью-Йорк Ред Булл») и Бразилии («Ред Булл Брагантино»), а также спонсируя еще один клуб в Австрии («Ред Булл Зальцбург»). Всех их можно было узнать по бренду компании, на которую он оказал такое влияние.
В то время как подъем «Зальцбурга» и «Лейпцига» был впечатляющим, эти два клуба также вызывали разногласия. Футбольные болельщики, особенно в Австрии и Германии, увидели в них угрозу для души игры: сосуды для конгломерата, не имеющего естественных связей со спортом, который просто хочет продать свой продукт и расширить сферу своего влияния — сладкая форма создания положительного имиджа при помощи спорта.
Клопп оказался защитником традиций и противником новых денег, заявив испанскому изданию Marca в 2017 году: «Мне нравятся традиции в футболе и все такое прочее. В Германии только два клуба поют «You'll Never Walk Alone» перед игрой — и это (его бывшие клубы) «Майнц» и «Дортмунд»». Болельщики «Дортмунда» были одними из самых яростных критиков «Лейпцига», когда он появился в высшей лиге Германии в 2016 году, через год после того, как Клопп покинул свой пост и перешел в «Ливерпуль».
Клопп, однако, тихо восхищался работой Матешица, в основном из-за того, как его клубы набирали игроков и заботились о них. Новые игроки никогда не были суперзвездами, но система, которую помог внедрить Матешиц, давала им шанс выйти на новый уровень. Клопп увидел сравнение со своей стратегией — многие игроки, которых он подписывал в «Дортмунде» и «Ливерпуле», не были известны до прихода в команду.
За пару месяцев до той встречи с Матешицем в 2022 году «Ливерпуль» Клоппа играл с «Зальцбургом» в товарищеском матче: «Они («Ред Булл») меняются каждый год, продают игроков, но все равно остаются хорошей командой, — сказал он журналистам. — Что они делают очень интересно. Их футбольная философия не слишком далека от нашей».
Было еще одно обстоятельство, которое сближало Клоппа и Матешица. Несмотря на то что пара приложила немало усилий, чтобы стать богатыми и знаменитыми, каждый из них чувствовал, что сохранил чувство собственного достоинства.
В то время как Матешиц обычно приезжал на важные встречи в Зальцбург на мотоцикле, одетый в двойную джинсовую одежду, Клопп, которому однажды отказали в возможности стать тренером «Гамбурга» из-за его внешнего вида, регулярно появлялся на тренировочной базе «Ливерпуля» в джинсах и кроссовках (очень простых кроссовках).
Они не были совсем уж родственными душами, но общего между ними было более чем достаточно, чтобы эта беседа, состоявшаяся высоко над Зальцбургом, затянулась до самого вечера.
Клопп не сразу согласился на переход в Red Bull, но к тому времени, когда он объявил о своем уходе из «Ливерпуля» в январе, он уже представлял, где окажется через год.
После смерти Матешица в октябре прошлого года связь с Red Bull поддерживали агент Клоппа Марк Косике и Оливер Минтцлафф, бегун по пересеченной местности, ставший специалистом по маркетингу, которого Матешиц нанял благодаря силе его работы над брендом в Puma.
С 2014 года Минтцлафф завоевал несколько титулов в составе команды Red Bull. Поначалу работая под началом другого бывшего менеджера «Ливерпуля» Жерара Улье, который с 2012 по 2015 год возглавлял глобальный футбольный отдел группы, Минцлафф стал главным исполнительным директором «РБ Лейпциг» и курировал подъем клуба в Бундеслигу.
После того как Минцлафф сменил Улье на его главенствующей должности, Матешиц незадолго до его смерти вознаградил его очередным повышением, а с 2022 года его внимание было сосредоточено на новых инвестициях.
Миры Косике и Минцлаффа пересекаются уже почти два десятилетия, и они прекрасно ладят друг с другом. Такие отношения помогут облегчить переход Пепа Лейндерса из «Ливерпуля» на пост главного тренера «Зальцбурга» после того, как многолетний помощник Клоппа решил покинуть «Энфилд» одновременно со своим боссом.
Этот момент наступил в мае. Хотя в ноябре прошлого года — спустя почти 14 месяцев после встречи в Зальцбурге с Матешицем — Клопп заявил Майку Гордону, президенту компании Fenway Sports Group (FSG), что хочет уйти.
В недавно обновленной версии книги Рафаэля Хонигштейна «Дайте шума» другой старший помощник Клоппа, Петер Кравиц, рассказывает, что менеджер решил уйти после того, как понял, что у него не хватает сил и внимания на планирование предсезонки «Ливерпуля» 2024 года, которая включала в себя предоставление игроков на два крупных турнира для национальных команд этим летом — Чемпионату Европы и Копа Америка.
Поскольку Кравиц и другие члены его окружения, такие как Лейндерс, были согласны с тем, что настало время перемен, новость, полученная Гордоном, стала для него «сюрпризом, но не шоком».
В беседе с Хонигштейном, написавшим эту книгу, Гордон описал управление «Ливерпулем», если оно сделано правильно, как «даже не работу, это гораздо больше, чем просто работа, это роль, образ жизни». Со временем Гордон заметил, что бремя руководства командой на «Энфилде» стало «тяготить его (Клоппа)».
Клоппу было легче принять решение, поскольку «Ливерпуль» переломил ситуацию на поле, но, по словам Гордона, немец хотел свести к минимуму последствия этого для клуба и дать FSG наилучшие шансы найти ему замену. «Мы знали, что не сможем держать это в секрете слишком долго — футбол так не работает», — сказал он.
Интригующе, но новость о том, что Клопп решил перейти в Red Bull, была распространена среди некоторых ведущих фигур внутри компании. После того как о его приходе было официально объявлено только в начале этого месяца, Хельмут Марко, главный советник Red Bull по автоспорту, сообщил мюнхенскому таблоиду TZ, что назначение Клоппа было секретом полишинеля. «Невероятно, как такая мега-сделка могла оставаться в тайне так долго, — сказал он. — В Формуле-1 это было бы невозможно».
Комментарии Марко поддержал многократный обладатель титула чемпиона мира в Формуле-1 Макс Ферстаппен, который заявил британской телекомпании Sky Sports: «Я уже давно знал, что они ведут переговоры и что они близки к подписанию, — сказал он. — Red Bull вкладывает большие средства в футбол с помощью своих команд, и здесь уже появилось много талантливых игроков. Такой человек, как Юрген, руководит командой с самого верха, у него большой опыт, и он руководил многими великими клубами».
Лето Клоппа прошло в Санта-Понсе на испанском острове Майорка, где его жена Улла следит за ремонтом их эко-резиденции, выходящей на поле для гольфа. Однако Клоппу трудно усидеть на месте, и он не все свое время после ухода из «Ливерпуля» проводит, отдыхая на шезлонге. После посещения матчей в Берлине во время Евро он был в Париже на Паралимпийских играх в августе — поддерживал своего давнего друга Войтека Чижа в соревнованиях по бадминтону в категории SL3 [спортсмены, выступающие стоя, с нарушениями функций нижних конечностей и проблемами с равновесием при ходьбе или беге] — когда в австрийской прессе впервые появилась история о его будущем.
Изначально газета Salzburger Nachrichten, базирующаяся в городе, который она делит с Red Bull, утверждала, что Клопп близок к переходу в компанию на ту же роль, которую когда-то занимали Улье и Матешиц. При последующем переиздании в Интернете она ограничилась ссылкой на «слухи», и никто за пределами Австрии не обратил на нее особого внимания.
Мы обратились за комментариями к Red Bull и Косике.
Когда в сентябре Клопп возглавил команду Легенд «Дортмунда», он назвал это «сбывшейся мечтой». В том же месяце он совершил героическое возвращение в «Майнц», где провел всю свою профессиональную карьеру в качестве игрока, а затем перешел на руководящую работу в кризисный для клуба момент.
Циничные люди могут сделать вывод, что он отправился в прощальное турне, напоминая старым друзьям об их общих связях перед большим разоблачением, которое должно было расстроить по крайней мере нескольких человек.
После того как 9 октября Клопп объявил, что в новом году перейдет в Red Bull, следующая игра «Майнца» была против одного из их клубов. Во время матча с «Лейпцигом» (0:2) болельщики «Майнца» отреагировали на это событие, развернув баннеры с такими надписями, как: «Ты забыл всё, кем мы тебя сделали?»
Еще одна, старая цитата Клоппа: «Мне нравятся люди до того момента, когда они меня разочаровывают», а также «Вы с ума сошли?».
Несомненно, Клопп рискует своей репутацией. В Германии утверждают, что большинство забудет о его новой схеме работы, если через несколько лет он вернется к руководству национальной сборной своей страны, однако это не учитывает настроения в Дортмунде, где значительная часть болельщиков гораздо больше связана с интересами клуба.
Вдали от Германии связи Клоппа с Red Bull укрепились в «Ливерпуле». Одним из его первых важных решений после назначения в 2015 году стало строительство новой тренировочной площадки. Когда разрабатывались планы по строительству площадки в Киркби, делегация из Ливерпуля посетила «Ред Булл Зальцбург», поскольку, по его мнению, они могли бы перенять опыт австрийской команды и ее оснащение.
В то время как Клопп впоследствии подписал Наби Кейта, Такуми Минамино, Ибраиму Конате и Доминика Собослаи из клубов «Ред Булл», Садио Мане до перехода в «Саутгемптон», из которого он перешел на «Энфилд», также выступал за «Зальцбург». После прибытия Минамино из «Зальцбурга» в 2019 году Клопп сказал сайту «Ливерпуля»: «Мы знаем, что его хорошо тренируют, что он привык к элитной обстановке и получил необходимый опыт».
Клоппу нравилось подписывать игроков, развитых в системе «Ред Булл», потому что он чувствовал, что философия команды совпадает с его собственной. Каждый из клубов группы играл с высокой интенсивностью, и он считает, что это помогло им справиться с периодом адаптации на Мерсисайде.
Центральным элементом этой идентичности с точки зрения Red Bull был нынешний тренер сборной Австрии Ральф Рангник, который занимал несколько постов в ее футбольной организации. Клопп однажды назвал его «одним из лучших, если не лучшим немецким тренером», но они не стали обсуждать новую роль последнего в качестве главы глобального футбольного отдела, хотя именно эту работу Рангник выполнял некоторое время после ухода из «Лейпцига» в 2019 году.
Это включало в себя подбор персонала и попытку скоординировать общую философию тренерской работы. Однако Рангник был разочарован своим опытом: он серьезно относился к своим обязанностям, но во время поездок в Нью-Йорк и Бразилию он обнаружил, что тренеры, которых он обучал, если и слушали его, то понимали, что он не скоро вернется, поэтому его влияние было незначительным.
Ожидается, что Клопп не будет присутствовать на матче «Ливерпуля» с «Лейпцигом» на «Ред Булл Арене» в среду, но его неизбежный карьерный рост добавляет интригующий подсюжет к этому событию.
«Он всегда привносил энергию в нашу команду, — сказал журналистам на этой неделе Марко Розе, который играл с Клоппом в «Майнце», а теперь является главным тренером «Лейпцига». — В «Майнце» у нас были ситуации, когда мы чувствовали себя беспомощными, но «Клоппо» давал нам ощущение, что мы хотим играть снова на следующий день, давал нам основу для того, чтобы всегда верить и двигаться вперед».
«Он преподавал оборонительный футбол. У нас не всегда совпадали мнения, но я многому у него научился, он замечательный человек, и я с нетерпением жду начала совместной работы с ним».
Собослаи, выступая на вчерашней пресс-конференции, разделил энтузиазм Розе. «Это совсем другое, новая работа, другой тренер, но я рад, что он вернулся. Это такое имя в футболе, что о нем не хочется забывать, и хорошо, что он остается в футболе».
Решение Клоппа вызвало меньше споров в Англии, но настроение может измениться, если компания, которую он представляет, станет более активной в «Лидс Юнайтед» из Чемпионшипа, где Red Bull теперь владеет долей.
Он так или иначе связан с тренерами, работающими в «Ред Булл» в Лейпциге, Зальцбурге и Нью-Йорке. Немецкий менеджер «Лидса» Даниэль Фарке не относится к той же категории, но на предматчевой пресс-конференции перед победой над соперниками из Йоркшира «Шеффилд Юнайтед» на прошлой неделе он рассказал, что они с Клоппом «близки и поддерживают связь — я всегда могу связаться с ним, когда мне это нужно».
В какой-то степени он теперь может классифицировать эти звонки как связанные с работой. Тем не менее Фарке осознает важность самобытности. «Мы — «Лидс Юнайтед», — сказал он. — Никто из наших поклонников не позволит нам копировать что-то из других мест. Мы — уникальный клуб, с ценностями и принципами».
В 2017 году Клопп сказал нечто подобное в упомянутом ранее материале Marca, настаивая на том, что он «футбольный романтик».
Если это и так, то его недавний выбор напоминает нам, что в футболе нет ничего святого.
Автор: Саймон Хьюз (источник)
Дополнительные участники материала: Джеймс Пирс, Себастьян Стаффорд-Блур
Фото обложки: Getty Images; дизайн: Имонн Далтон
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!
Кто бы мог подумать еще несколько лет назад, что РБ Лейпциг будет так успешен.
Понятно, что остальные бесятся.
Сильных, счастливых и успешных нигде не любят.
А то, что Матешиц так рано закончил земной путь, очень и очень плохо.
Человек столько сделал для спорта и страны.
Не все это знают, поймут.
люди думают, что им все должны и что все им принадлежит, хотя их единственное участие — это купить билет и прийти на стадион.)