«Если бы восьмилетние контракты были ради обхода PSR, мы бы перестали их подписывать». Интервью со спортивными директорами «Челси»
Объяснили продажи Маунта и Галлахера.
Во время чемпионата мира в Катаре Тодд Боули и Бехдад Эгбали наняли спортивного директора «Монако» Лоренса Стюарта, а несколькими месяцами ранее из «Брайтона» выписали главу рекрутингового отдела Пола Уинстэнли. С февраля 2023 года пара официально работает в связке в качестве спортивных директоров «Челси».
За это время у Уинстэнли и Стюарта вышло лишь одно интервью на официальном сайте клуба. Сегодня они впервые поговорили с медиа – интервью взял Мэтт Лоу из The Telegraph. Собрали самое главное.
Спортивные директоры «Челси» верили в проект даже в самые трудные времена. Надеются, что они позади
Стюарт и Уинстэнли долгое время подвергались критике со стороны болельщиков – фанатам казалось, что «Челси» покупает все, что плохо лежит, при этом продавая полюбившихся игроков из академии. Уинстэнли понимает и принимает критику:
«Люди всегда думают «раз они сделали что-то, то будут делать подобное и в будущем». Но без постоянного анализа и планирования все бы стояло на месте. Поэтому владельцы поступили мудро – они выбрали концепт развития клуба и не переставали в него верить. Когда мы посмотрели на их планы, мы подумали, что это может сработать. И тоже поверили в их идеи.
Мы понимали, что будет турбулентный период, но не сомневались, что все получится».
Стюарт добавил, что директоры никогда не обращали внимание на критику: «Мы не можем позволить себе слишком много изучать то, что происходит в медиа и соцсетях. На этом можно потерять слишком много времени и энергии. Мы знаем, что все вместе работаем в долгосрочном проекте».
Восьмилетние контракты – философия клуба, а не попытка обойти ФФП
Одним из новшеств спортивных директоров стали длинные контракты – новички «Челси» подписывали соглашения на семь-восемь лет. В медиа говорили о лазейке в правилах финансового фэйр-плей УЕФА и правилах финансовой устойчивости АПЛ (PSR), благодаря которой клуб смог амортизировать контракты игроков на более длительный срок. Однако Уинстэнли намекает, что это было не главной причиной для подобных соглашений:
«Мы догадывались, что этот вопрос всплывет по ходу интервью! Обратите внимание, новые правила PSR не позволяют амортизировать контракты как раньше, но мы продолжаем подписывать игроков на долгий срок. Так что если бы дело было только в PSR, мы бы перестали это делать. Это никогда не было основной идеей владельцев, мы это понимали по общению с ними. Это то, как мы хотим работать в клубе».
Длительные контракты использует не только «Челси». Дестини Удоджи подписал с «Тоттенхэмом» семилетнее соглашение, а Джон Дюран продлился с «Астон Виллой» до 2030-го.
«Такие соглашение используются, потому что игроки, их талант и ценность в долгосрочной перспективе действительно важны для клубов». – говорит Стюарт. – «На самом деле, стоит отдать должное вере команд в таких игроков и умению выявлять таланты на раннем этапе карьеры футболистов. Если вы собираетесь подписать с игроком долгосрочный контракт, то вы должны создать для него условия и развивать его талант. Это одна из ключевых задач в «Челси». Мы хотим развивать игроков, во всех наших командах».
От провального сезона без еврокубков к Лиге чемпионов: цель не меняется
Цель новых владельцев с самого начала была ясна – руководство хотело, чтобы «Челси» выступал в Лиге чемпионов и был конкурентен в любом соревновании. Однако с этим было немало трудностей в первые годы. Сейчас «Челси» идет четвертым в АПЛ, а настроения на «Стэмфорд Бридж» наконец приподнятые. Это подчеркивают и спортивные директоры.
«Это клуб, которому необходимо играть в Лиге чемпионов, клуб, которому необходимо бороться за все трофеи». – объясняет Стюарт. – «Мы хотим, чтобы так было всегда, и чтобы при этом команда играла в определенный футбол. Наш план заключался в том, чтобы найти путь к этой цели. Этот путь лежит через инвестирование в таланты, через развитие игроков, через развитие футбола, в который мы хотим играть в рамках каждой нашей команды.
С самого начала владельцы четко дали понять, что не хотят, чтобы успех был краткосрочным. Мы хотим построить долгосрочный проект, это было целью с самого начала, мы опираемся на это в каждом принимаемом решении. Мы хотим, чтобы клуб был успешен долгие годы».
Первые пару лет в клубе царил хаос: четыре безумно активных трансферных окна, три постоянных тренера. И теперь можно аккуратно говорить, что «Челси» наконец выходит на путь выздоровления.
«Как я уже говорил, когда вокруг происходит столько изменений, когда меняется руководство, стоит ожидать, что перемены займут время и будет период турбулентности. Сейчас клуб вышел на позитивную траекторию, мы чувствуем это». – признался Уинстэнли.
Стюарт добавил: «Думаю все понимали, что впереди было много работы. Конечно хочется выйти из проблемного периода как можно скорее. Теперь вы видите, что, спустя четыре трансферных окна, мы прошли период пересборки состава».
Уинстэнли согласен: «Мы вышли из этого периода, однозначно. Нам пришлось принять несколько смелых решений. Сейчас мы видим, что состав и весь штаб в Кобхэме, а также тренер – все в хорошем настроении и готовы к конкуренции».
Можно было усомниться в успехе «Челси» после провального сезона-2022/23, по итогам которого клуб не попал в еврокубки. Или после поражения в финале Кубка лиги против «Ливерпуля». Но, по словам спортивных директоров, у них не было сомнений даже в самые темные времена.
«Мы верили в проект с самого начала. Мы все тщательно изучили и обсудили на старте нашей работы в «Челси», мы разработали стратегию. У нас не было иллюзий, что путь к успеху будет мгновенным. Мы ожидали препятствий и были готовы к их преодолению. И мы всегда верили в наш план, в руководство, в штаб, в клуб и тренера. Поэтому было важно продолжать этот путь, мы с нетерпением ждем того, что ждет нас в будущем».
Единая игровая философия – то, над чем работают Уинстэнли и Стюарт
Мареска стал не единственным тренерским назначением этого лета, над которым трудились спортивные директоры «Челси». В женскую команду назначали Соню Бомпастор, которая сменила у руля Эмму Хейз, а в команду до 21 года тренером взяли Филипе Коэльо. Бомпастор и Мареска уже отметились личными наградами – оба стали тренерами сентября в женской Суперлиге и АПЛ соответственно.
«Когда мы говорили о планировании, мы отмечали, что у нас есть четкое понимание того футбола, который мы хотим поставить в «Челси». Думаю, это видно по нашим тренерским назначениям». – говорит Стюарт. – «Очевидно, что все говорят об Энцо, думаю многие видели то, как играет его «Лестер», но стоит отметить и Филипе. Все, кто видели, как играет наша команда U21 в этом сезоне, согласятся, что принципы игры очень похожи на футбол основы. То же самое касается женской команды. Соня во время переговоров подчеркивала, что хочет играть во владение, начиная атаки из глубины и агрессивно прессингуя на чужой половине поля. Поэтому в плане игры у всех команд много похожего. Что касается Энцо, то у него есть все, чтобы тренировать в таком большом клубе».
Уинстэнли и Стюарт не проводят ежедневные совещания с Мареской, потому что их офисы в Кобхэме находятся рядом. Лоу отмечает, что в ходе интервью итальянец успел заскочить в кабинет, увидел, что директоры заняты, и быстро уйти.
«Нам очень нравился Энцо, мы хотели, чтобы он возглавил команду». – признается Уинстэнли. – «Нам понравились принципы его работы, мы считали, что он подойдет клубу и составу. Мы в этом убедились и верим, что он с нами на долгие годы.
Энцо верит в собственный игровой стиль, как и мы. Это передается игрокам, это видно по результатам на поле. Футболисты верят в него и его философию. Поэтому мы не удивляемся, что он быстро добился прогресса в клубе, но пока рано говорить об успехах – важно поддерживать положительный импульс».
Стюарт согласен: «Как и сказал Пол, мы верим, что в долгосрочный проект с Мареской. У него пятилетний контракт, теперь ему нужно время, чтобы поработать с командой и полноценно внедрить идеи и собственный стиль. Пока рано оценивать его результаты».
Мареска отчитывается перед спортивными директорами, а Стюарт и Уинстэнли в свою очередь – перед американскими владельцами клуба Бехдадом Эгбали, Хосе Фелисиано и Тоддом Боули.
«У нас еженедельные созвоны, на которых мы рассказываем обо всем, что происходит в клубе. Они же задают вопросы, которые могут касаться игр, результатов или любых общих тем. Коммуникация происходит регулярно». – рассказал Стюарт.
Продажа игроков академии – необходимость. Но не из-за PSR, а ради развития команды
За два года «Челси» расстался с несколькими популярными игроками академии, в том числе с Мэйсоном Маунтом и Конором Галлахером. Это вызвало шквал критики со стороны фанатов и сомнения в медиа по поводу финансового положения клуба относительно правил PSR. Спортивные директоры успокаивают болельщиков.
«Это касается не только PSR, речь идет и о ситуациях с контрактами, на это накладываются и другие причины». – объясняет Уинстэнли. – «Что касается упомянутых двух игроков, то с ними у нас были проблемы с контрактами. Нам важно понимать, чего ожидать от футболистов. Продажа игроков академии всегда вызывает эмоции».
«Мы никогда не видим в футболистах способ заработать ради соблюдения PSR». – отрицает Стюарт. – «Мы рассматриваем футболистов только с точки зрения их игры и возможности выступать в основном составе «Челси».
Реальность такова, что на рынке много футболистов, которых мы можем приобрести. И многими нашими игроками интересовались, но мы отказались их продавать. Каждое решение мы принимаем на основе выступлений футболистов.
Да, расставание с игроками академии может быть болезненным. Фанаты больше всего любят тех, кто вышел из школы клуба, фанаты посвящают им песни. Нам это тоже нравится. Поэтому мы продолжаем инвестиции в академию. Поэтому мы хотим, чтобы основная команда и академия были в постоянном контакте, чтобы они были на одной волне. Так у воспитанников будут наилучшие шансы сделать шаг из молодежной команды в главную».
«Палмер может выиграть Золотой мяч»
«Челси» подписал Коула Палмера всего за 42 млн фунтов. Год назад казалось, что это переплата, но теперь очевидно, что клуб выиграл в лотерею.
«Мы даже не думали, что сможем его подписать. Думали, что он не продается». – говорит Стюарт. – «Он был в нашем шортлисте все лето, а в конце трансферного окна, когда мы решили подписать еще одного игрока в атаку, Палмер снова появился в поле зрения. Мы решили попробовать его подписать и начали собирать информацию. Появились намеки, что у нас может получиться».
«Пол четко сформулировал профиль игрока, которого мы искали на эту позицию в атаке». – продолжает Уинстэнли. – «У нас было несколько кандидатов, но к кому бы мы ни обращались, везде нас ждал один ответ: «Этот игрок не продается». Что касается Палмера, то мы не хотели брать его в аренду, а изначально «Манчестер Сити» рассматривал только такой вариант. Но в конце августа появилось ощущение, что они могут его продать. Коул проявил огромное желание перейти к нам, что тоже способствовало трансферу. Именно такие игроки нам и нужны: большие личности с желанием играть за нас.
Нас впечатлило то, как быстро он развивается и насколько быстро стал важным игроком команды. Думаю, если бы его выставили на трансфер прямо сейчас, его стоимость была бы намного выше. Он невероятно результативен».
Стюарт согласен: «Коул начал сезон практически без предсезонки, так что первые пару недель втягивался в процесс. Но сейчас он снова дает результат. Думаю, что его стабильность в игре, умение превращать моменты в голы – это мастерство, а то, что он делает это постоянно – высший уровень».
Сможет ли Палмер выиграть Золотой мяч в будущем?
«Без сомнений». – уверен Уинстэнли. – «На поле он часто принимает нестандартные решения, это заметно. Мы наблюдаем это и на тренировках, все вместе мы видим это во время матчей. У него есть все, для того чтобы выиграть Золотой мяч».
1. Директора пытаются выстроить систему, в которой изменения происходят плавно, в которой проще заменять игроков на футболистов подходящего профиля - они под рукой, легко адаптируются, встраиваются, и это может обеспечить стабильность выступлений.
2. Длинные контракты отдаляют момент, когда потенциальный покупатель может снизить предложение из-за остатка по соглашению, и тем самым защищают клуб.
3. Ставка на молодёжь упрочивает ценность активов - игрока можно хорошо продать в 28, при этом он уже 5-7 лет в клубе и отдал всё, что требовалось. Палмер может играть до 28 лет и у него ещё останется 3 года по контракту. 5-летний контракт его закончился бы в 26, и не факт, что Коул бы его продлил.
4. Система со средними зарплатами, но бонусами за достижения, мотивирует выкладываться. Особенно это касается молодых игроков.
В этом есть определённая синергия. Как оно будет работать в итоге, узнаем в течение нескольких лет. Они в самом начале.