Фанаты, контролирующие «Стэмфорд Бридж»: кто такие Chelsea Pitch Owners
Реальная власть болельщиков.
«Челси» вряд ли первый клуб, который придет на ум, когда речь зайдет о примере английской команды, в которой болельщики играют главенствующую роль.
Напротив, «Челси» скорее отходил от влияния фанатов на клуб в 21 веке: со времен, когда в 2003 году команду приобрел Роман Абрамович до 2022-го, когда «Челси» за 2,5 млрд фунтов перешел к американским владельцам. Но что Абрамовичу, что Боули и Эгбали приходится мириться с уникальным для спорта соглашением с болельщиками. Руководство должно согласовывать действия по реконструкции стадиона с группой фанатов Chelsea Pitch Owners, которым принадлежат права на землю, где располагается «Стэмфорд Бридж». Кто это такие и насколько важны в истории «Челси»? Разбираемся с The Athletic.
Создание CPO – часть большой истории о том, как «Челси» чуть не потерял стадион. Вкратце: в 1992 году, после длительной борьбы с большими застройщиками, которые пытались выселить «Челси» с такого ценного куска земли на юго-западе Лондона, владелец клуба Кен Бейтс и его юрист Марк Тэйлор разработали план, чтобы подобное больше не повторилось.
Идея Бейтса заключалась в разделе земли на 70000 квадратов, которые клуб хотел продать фанатам по 100 фунтов за штуку. Однако возникли проблемы с НДС (налогом практически на любые товары, покупаемые и продаваемые в пределах Евросоюза), земельным реестром и корпоративным налогом. Тогда Бейтс и Тэйлор создали CPO – компанию, которая владела полем. Болельщики в таком случае могли приобрести акцию клуба за те же 100 фунтов. Если бы клуб продал все акции, то это позволило бы заработать около 5 млн фунтов. Этой суммы было бы достаточно для выкупа стадиона у West Register Properties Ltd, дочерней компании Королевского банка Шотландии, которой принадлежала земля в рамках 20-летней аренды, согласованной в декабре 1992 года.
Проблема была в том, что довольно немногие фанаты выкупили акции CPO. К 1997 году – четверти срока 20-летней аренды земли – болельщики приобрели только 7580 акций. Это было, мягко говоря, далеко от тех 5 млн фунтов, которые клуб надеялся выручить. Кроме того, оценка стоимости земли выросла вдвое – до 10,2 млн в связи с расширением «Бриджа», которое затеял Бейтс в середине девяностых.
«Это был полный провал». – говорит Тэйлор в интервью The Athletic. – «Если бе не тот факт, что «Челси» выпустил еврооблигации в 1997 году (собрав 75 млн фунтов, а затем предоставив СРО это средства в долг для покупки права собственности на льготных условиях), СРО была бы ликвидирована, а деньги распределили бы обратно между акционерами в 2012 году (когда истек срок действия первоначального договора аренды)».
Но вместо этого положение СРО как главного управленца будущим «Стэмфорд Бридж» было полностью обеспечено. Компания получила право собственности стадиона с помощью займа от «Челси», а клуб теперь может существовать на «Бридже» в течение 199 лет, выплачивая в пользу СРО мизерную плату за аренду.
СРО за это время обязана погасить кредит. 85% номинальной стоимости каждой новой проданной акции направляется на эти цели. В отчетах, поданных за год, заканчивающийся 31 июля 2023 года, СРО отчиталась о погашении суммы в 149069 фунтов. Осталось погасить чуть больше восьми миллионов (8066862 фунтов).
На данный момент продано почти 27 тысяч акций, а число акционеров составляет около 15 тысяч. Среди тех, кто вложил собственные деньги, много игроков и тренеров «Челси», включая Джона Терри (он является президентом СРО на данный момент), Фрэнка Лэмпарда, Денниса Уайза, Жозе Моуринью, Антонио Конте, Томаса Тухеля и Маурисио Почеттино.
Тэйлор внес в устав СРО важный пункт, который гарантирует, что судьбу «Бриджа» не сможет решить небольшая группа богатых людей: каждая акция дает право одного голоса, но никто не может приобрести больше ста голосов вне зависимости от того, сколько акций он купил.
Юрист также добавил пункт, который не позволит будущему владельцу перевезти «Челси» с «Бриджа» против воли СРО. «Они могут расторгнуть договор аренды, если клуб перестанет там играть и потребовать передать им название Chelsea Football Club Limited». – рассказал Тэйлор.
Простыми словами: «Челси» не сможет называть себя «Челси», если клуб уедет со «Стэмфорд Бридж», если СРО не даст на это зеленый свет. Существенное право вето для любой организации болельщиков.
В 2011 году, когда Абрамович пытался выкупить у СРО права на «Бридж», чтобы переехать на новый стадион, Тэйлор был по другую сторону баррикад, консультируя клуб в вопросах того, как лучшего всего взаимодействовать с организацией, которую он сам и помогал создать. «С самого начала я говорил Брюсу Баку: «Вы никогда не сможете привлечь людей на свою сторону, если они не будут понимать, что произойдет дальше». – вспоминает он.
Предложение Абрамовича не давало никаких гарантий того, что он ограничится поисками новой площадки для стадиона рядом с «Бриджем». Он дал членам СРО всего 24 дня на раздумья с момента официального объявления клубом о желании выкупить права на стадион. Ситуация омрачилась внезапной продажей акций СРО на сумму в 200 тысяч фунтов 20 лицам, что интерпретировали как попытку склонить голосование в пользу руководства клуба.
Оппозиция быстро собралась под слоганом «СРО, скажите нет!». Абрамовичу нужно было получить больше 75% голосов, чтобы закрепить за собой право собственности – невероятно высокая планка, которую однажды придется преодолеть и текущему руководству, чтобы ратифицировать планы на реконструкцию или переезд с «Бриджа». По итогу, чтобы гарантировать поражение Романа, было достаточно набрать в графе «Нет» всего 300 голосов. Абрамович смог получить лишь 61,6% голосов.
Это редкое для Абрамовича поражение заставило Романа пересмотреть возможности. Бывший владелец «Челси» остановился на грандиозной реконструкции стадиона в «храм футбола». Увы, планы по обновлению стадиона были заморожены на неопределенный срок в 2018 году. Это также испортило отношения между «Челси» и СРО на несколько лет, и укрепило мнение о том, что относительно небольшое количество болельщиков заблокировало лучший путь для клуба к новому стадиону.
С тех пор многое изменилось. Но не сама СРО, акционерами которой стали фанаты из более чем 80 стран, включая Россию, Казахстан, Гватемалу, Южную Корею и Венесуэлу. Акции можно приобрести через официальный сайт «Челси».
В 2018 году СРО выпустили акции категории В за меньшую стоимость в 25 фунтов, чтобы привлечь более молодую аудиторию, но в 2021-м идею свернули из-за того что не смогли спровоцировать рост продаж. Эти акции дают один голос, в то время как традиционные акции категории А теперь стоят четырех голосов, а лимит голосов, которые может собрать один акционер, увеличили со 100 до 400 соответственно.
Раны ожесточенного голосования 2011 года в значительной степени зажили в последние годы эры Абрамовича. Действуя от имени новых владельцев Clearlake Capital и Тодда Боули, президент клуба и главный операционный директор Джейсон Гэннон предпринял первые попытки наладить более тесную связь с СРО.
«Прямо сейчас мы хорошо ладим с представителями клуба. Они позитивно настроены, мы в хороших взаимоотношениях» – рассказал руководитель СРО Крис Айситт.
СРО сфокусировалась на построении мощной базы в соцсетях, всячески подчеркивая, что фанаты «Челси» по всему миру могут оказывать прямое влияние на будущее «Стэмфорд Бридж». В марте этого года в организацию пришли два новых директора со навыками работы в соцсетях и интернет-маркетинге.
Непонимание среди фанатов «Челси» того, в каком направлении движется клуб, помогает продажам СРО. «Когда клуб выставили на продажу, мы смогли за полгода продать столько же акций, сколько до этого продали за пять лет». – говорит Айситт.
Сейчас у всей фанбазы «Челси» есть четкое понимание, что тот, кто выйдет победителем в битве за власть в клубе, вскоре попытается продвинуть собственный проект нового стадиона. Любой план, который подразумевает временный и уже постоянный переезд команды со «Стэмфорд Бридж», потребует одобрения со стороны СРО. Это реальность, которая беспокоит некоторых болельщиков, которые опасаются, что клуб останется позади конкурентов, если подобное предложение снова заблокируют.
Никто из нынешних владельцев не пользуется такой же благосклонностью, которая была у Абрамовича в 2011 году, так как же они могут надеяться на успех в переговорах с СРО, где Роман потерпел неудачу? Представление четкого, конкретного плана и правильная подача таким образом, чтобы никто не счел его пренебрежительным или враждебным – залог хорошего начала.
Помимо этого, ожидать, что 75% акционеров СРО проголосуют за фактически прекращение существования собственной организации, было бы слишком наивно. Чтобы у руководства «Челси» был шанс на согласование сделки с СРО, вероятно нужно будет включить перенос соглашения с СРО на новый стадион – будь то обновленный «Бридж» или совершенно другая арена (например на Эрлс Корт, что маловероятно).
Такой сценарий позволил бы СРО продолжить защиту дома «Челси» от нефутбольного интереса в будущем. Это условие, которое Абрамович 13 лет назад соблюдать отказался. «Весь смысл того, чего Роман хотел добиться – получить полный контроль. Если бы он согласился на условия СРО, он бы попросту передал запрет с одного места на другое». – объясняет Тэйлор. – «Он вообще не собирался уступать в этом аспекте».
Спустя два года после смены руководства в клубе, фанаты «Челси» все еще ждут представления плана реконструкции стадиона от новых владельцев. И когда это наконец произойдет, уникальное соглашение с СРО никуда не денется – акционеры будут существенно влиять на дальнейшую судьбу этого проекта.