Поворот Гравенберха — пункт выхода из полузащиты «Ливерпуля»
Парень по имени Йохан был изобретателем самого знакового фирменного движения в футболе, но теперь у «поворота Кройффа» может появиться современный конкурент.
Райан Гравенберх — не великий Йохан Кройфф, но умелый, прессингующий полузащитник, чья великолепная форма вывела «Ливерпуль» в лидеры Премьер-лиги, разработал такое же привлекательное движение, как и его коллега-голландец, изменив способ построения игры «Ливерпуля» через полузащиту.
Последовательность движений, которую многие болельщики в интернете окрестили «поворотом Гравенберха», достаточно проста. Это сигнал о том, что он собирается двигаться вперед, чтобы принять встречный пас, но на самом деле он просто маскирует свое движение. За долю секунды Гравенберх выгибает спину, расставляет ноги, выполняя роль щита, и стремительно уворачивается от неприятностей.
Даже главный тренер «Ливерпуля» Арне Слот отметил важность патентованного движения Гравенберха, сказав британской телекомпании TNT Sports после победы в Лиге чемпионов над итальянской «Болоньей» на прошлой неделе, что «если у вас есть игрок, который может так хорошо уворачиваться от своего опекуна, то вы сразу же получаете перегрузку».
Это то, над чем «Ливерпуль» работает в процессе тренировки.
Что еще почитать: Сезон «Ливерпуля» на данный момент: удивление Слотом и вновь обретенный контроль — но впереди еще большие испытания
Присутствие Гравенберха на позиции «шестерки» — главное изменение Слота с тех пор, как он сменил Юргена Клоппа летом — помогло «Ливерпулю» изменить свой стиль игры, хотя это и не новый прием.
22-летний футболист не раз использовал его в своих предыдущих клубах — «Аяксе» и «Баварии», особенно когда играл уверенно.
Вот подросток Гравенберх, играющий за «Аякс» против ПСВ Эйндховен в январе 2021 года. Он получает мяч в глубине поля, стоя спиной к воротам, и использует «поворот», чтобы быстро изменить направление.
Иногда ему даже не нужно касаться мяча. Гравенберх настолько быстр в ногах, что позиционирование его тела делает все за него.
Посмотрите, как он отправил полузащитника Адама Уортона в свободное падение во время победы над «Кристал Пэлас» на выходных, практически повторив то, что было исполнено выше в футболке «Аякса» почти четыре года назад.
На этот раз он получает пас от Энди Робертсона, снова стоя спиной к воротам и находясь в пространстве между атакой и полузащитой соперника.
Он приседает к земле так, что это имитирует движения, которые он бы сделал, если бы собирался принять мяч, и этого достаточно, чтобы продать Уортону финт. А затем, в мгновение ока, он крутится на месте, выводит защитника из игры и пытается вывести на удар одного из нападающих «Ливерпуля».
Это идеально отработанный ход, хотя и сопряженный с большим риском, ведь если он пойдет не так, то «Ливерпуль» столкнется с переходом владения мячом на свою половину и внезапно окажется в невыгодном положении. Однако до сих пор Гравенберх был достаточно умен, чтобы понять, когда использовать его, а когда быть более консервативным в своем подходе.
Тот факт, что он исполняет его почти в каждой игре, показывает, насколько сильно он верит в себя под руководством Слота.
Вот еще один пример из матча с «Болоньей»: снова прием спиной к воротам и кручение в сторону, не касаясь мяча.
В прошлом месяце Гравенберх исполнил его немного выше по полю в матче с «Манчестер Юнайтед» во время победы 3:0 на «Олд Траффорд», где он отличился, по иронии судьбы, против своего бывшего тренера по «Аяксу» Эрика тен Хага. В этот день он выиграл семь дуэлей и показал в тяжелом выездном матче, что в свои 22 года он способен выдерживать моменты высокого давления.
А вот он в дебютный уик-энд сезона против «Ипсвич Таун», следуя схожей схеме, когда он получает мяч и удобно закручивается, чтобы создать перегрузку.
Его так трудно предсказать из-за скорости его ног и гибкости тела, поэтому действие теперь названо в его честь. У каждого игрока с фирменным движением, будь то Кройфф, Зинедин Зидан с «марсельской рулеткой» или Джей-Джей Окоча с его обратной остановкой, была одна общая черта: невероятный баланс и самообладание.
Для Слота наибольшее удовлетворение должно быть связано с тем, что Гравенберх сочетает эти моменты творческого мастерства с оборонительной дисциплиной. В этом сезоне голландец совершил третье количество перехватов (12) и возвратов (42) в Премьер-лиге, что делает тот факт, что «Ливерпуль» пытался подписать Мартина Субименди из «Реал Сосьедада» этим летом, чтобы заиграть на этой позиции, еще более примечательным.
Помимо его фирменного поворота, есть и другие варианты, которые помогают Гравенберху выбираться из тесных пространств, как, например, этот ниже, также против «Пэлас».
В этом случае он получает мяч, раскрывает свое тело и уходит в сторону.
Его ловкость и легкость, с которой он скользит мимо соперников и перемещается в открытые пространства, особенно радуют глаз. Он предвидит движения, которые не видят другие, а поскольку Слот поощряет футбол в высоком темпе, а его полузащитники могут свободно действовать из более глубоких позиций, Гравенберх сейчас выглядит на своем месте в сдерживающей роли.
Иметь в своем распоряжении фирменное движение — это высшая награда, но, как сказал журналистам капитан «Ливерпуля» и голландец Вирджил ван Дейк после недавней победы над «Вулверхэмптон Уондерерс»: «У него есть особые качества, и он отлично справляется со своей работой. Теперь ему нужно оставаться в форме, не останавливаться на достигнутом, не опускать руки и не слишком часто слушать похвалу».
Автор: Грегг Эванс (источник)
Фото обложки: Саймон Стэкпул/Offside/Offside via Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!