8 мин.

Георгий Мамардашвили и «особая сила», которая поставила его на путь к «Ливерпулю»

У Георгия Мамардашвили было лицо, похожее на гром.

Это был 2021 год, и Мамардашвили провел всего шесть матчей за «Валенсию» — редкий пример грузина, играющего за большой клуб в одной из крупнейших лиг Европы. Человек, который, по мнению «Ливерпуля», может стать их первым номером в долгосрочной перспективе, пришел с прекрасной репутацией, но эта игра — изнурительная поездка в Севилью — складывалась драматично.

Три гола, пропущенные в первые 21 минуту, и унизительная ошибка, которую уже крутят по кругу в социальных сетях — это был не тот прием, на который он рассчитывал.

Во время короткого путешествия на самолете домой в тот вечер Мамардашвили вместе со своими товарищами по команде склонил голову и молчал. Близкие к нему люди держались на расстоянии, когда он вышел из аэропорта. По правде говоря, обсуждать было нечего.

Мамардашвили, которому тогда было 20 лет и который только что перешел из тбилисского «Динамо», почти пять месяцев не играл за первую команду — долгий срок, чтобы пережить столь провальное выступление.

Однако на следующий день Мамардашвили был уже другим человеком. «Это его особая сила», — говорит Миха Габечава, его друг и скаут бельгийской команды «Гент», который познакомился с Мамардашвили, когда тот проходил практику в одном из местных агентств. «По сути, забыть о том, что случилось что-то плохое. Он точно знает, когда нужно нажать кнопку выключения и переключиться».

Это была первая серьезная неудача, с которой Мамардашвили столкнулся в центре внимания. Испытующий взгляд в Грузии не прекращался, но не был таким ожесточенным, как в Ла Лиге. В «Валенсии», где каждый матч транслируется по всему миру, спрятаться невозможно.

Георгий Мамардашвили привык к пристальному вниманию (Дэн Муллан/Getty Images)

Не то чтобы Мамардашвили был из тех, кто уклоняется. Его прежний тренер Георгий Чиабришвили, который в 2020 году дебютировал на взрослом уровне в составе тбилисского «Локомотива», рассказал еще одну историю, которая еще больше подчеркивает силу его духа.

«Его первая игра за меня была ужасной, — сказал он. — «Динамо» Батуми забило четыре мяча, и он допустил грубую ошибку при первом голе, но я увидел в нем достаточно, чтобы понять его характер. После ошибки он сразу же побежал к мячу, чтобы как можно быстрее возобновить игру, и с этого момента я понял, что он будет отличным вратарем и тем, на кого я смогу опереться».

Эти качества сослужили 23-летнему футболисту хорошую службу в последующие годы и должны сослужить в будущем, когда он наконец перейдет в «Ливерпуль»: следующий год он проведет в «Валенсии», а в 2025 году переедет на Мерсисайд после заключения сделки на сумму £25 млн. ($33 млн.) плюс £4 млн. ($5,3 млн.) в качестве бонусов.

С нынешним первым номером «Ливерпуля» Алиссоном консультировались во время поиска Мамардашвили, так как он прошел проверку и по данным, и личную, своими глазами. В следующем сезоне ему будет предоставлена возможность побороться за место в стартовом составе, а долгосрочное будущее Куивина Келлехера теперь неясно.

Сильный менталитет, который был заложен в нем в процессе развития, теперь прочно стоит на ногах. Ошибки все еще порой случаются, но их мало, и теперь он справляется с неудачами еще лучше.

В беседах с людьми, которые знают его лучше всего, выяснилось, что личность Мамардашвили — целенаправленная, бесстрашная и стойкая — это то, что выделяет его среди остальных. В Федерации футбола Грузии о нем говорят как о таланте поколения, который обладает всеми качествами, чтобы стать лучшим в своей области.

Дэвид Уэбб, помощник тренера национальной команды, согласен с этим. «Переход в «Ливерпуль» поможет ему продвинуться еще дальше, — говорит он, — Возможно, он станет одним из трех или четырех лучших вратарей в мире».

Мамардашвили — один из лучших шот-стопперов Европы (Тобиас Шварц/AFP via Getty Images)

Яркие огни и возвышающиеся трибуны «Энфилда» кажутся далекими от крошечной грузинской деревни Хони, где вырос Мамардашвили.

Тогда он мечтал переехать в свою столицу и играть за самую большую команду страны, тбилисское «Динамо». Он тренировался в небольшом дворе со своим отцом Давитом, бывшим профессиональным вратарем, и запасного плана не было. Только футбол.

В возрасте девяти лет он прошел просмотр и начал прогрессировать в «Динамо» — клубе с современным оборудованием, где лучшие молодые люди проходили школу, но с годами возможности для карьерного роста оставались недоступными.

Он отправился в аренду в «Локомотив», и именно там — под руководством Чиабришвили, тренера, известного в Грузии своей приверженностью к постройке атаки от обороны — он начал расцветать.

Чиабришвили с восторгом отзывается о Мамардашвили, но он честен в своих оценках. «Когда я приехал, он не играл, поэтому я дал ему свободу действий: во-первых, он мог совершать ошибки без какого-либо давления, а во-вторых, никогда не выбивать мяч далеко, независимо от сценария».

Это был вызов, который требовал времени и терпения. Мамардашвили всегда был известен своей трудовой этикой и целеустремленностью. Когда у него что-то не получалось, он расстраивался, но не отступал от процесса и продолжал работать над другими областями своей игры, причем сложнее всего было освоить распределение мяча по полю.

«Он прогрессировал каждый день и не боялся делать ошибки, — добавляет Чиабришвили. — Вскоре его товарищи по команде стали с трудом забивать ему на тренировках, и чем сильнее становился соперник, тем лучше играл он. Больше всего мне запомнилось то, какой спокойной командой мы становились, когда он стоял в воротах».

Прорыв для Мамардашвили, который изучал ролики своего кумира, вратаря сборной Германии Мануэля Нойера, произошел в сентябре 2020 года, когда «Локомотив» выступил в Лиге Европы и обыграл московское «Динамо». Любой матч с российским соперником вызывает огромный интерес в Грузии, поэтому все внимание уже было приковано к команде, и в победе «Локомотива» со счетом 2:1 отличился молодой вратарь.

Когда через неделю «Локомотив» играл в Испании против «Гранады», за игрой наблюдали представители «Валенсии». Испанский клуб уже знал о его таланте и через девять месяцев сделал предложение о покупке, сначала взяв его в аренду в академию, а затем переведя на постоянную основу.

Мамардашвили в игре за тбилисский «Локомотив» против «Гранады», где он произвел впечатление на скаутов «Валенсии» (Дэвид С. Бустаманте/Сократес/Getty Images)

По странному стечению обстоятельств, именно бывший тренер вратарей «Ливерпуля» Хосе Очоторена помог подготовить Мамардашвили к дебюту, когда три других старших вратаря были травмированы в начале сезона 2021/22.

Это была пугающая перспектива. Мамардашвили был достаточно крупным, чтобы не беспокоиться о физических размерах, но в его игре все еще оставались пробелы, и, хотя он упорно учил испанский, он был застенчив перед товарищами по команде, что создавало другие проблемы.

Очоторена, который помогал Ежи Дудеку, когда «Ливерпуль» выиграл Лигу чемпионов в 2005 году, поощрял его к взаимодействию и общению с другими людьми. Двойные тренировки способствовали его физическому преображению (сейчас его рост составляет 198 см), и он сохранил свое место в составе, даже когда в нее вернулся голландец Йеспер Силлессен. Очоторена устранял заломы в его игре и работал над его сильной стороной — отбиванием ударов.

Справиться со славой поначалу было непросто. В первые дни работы в «Валенсии» он получил тысячи сообщений в Инстаграм, а затем его аккаунты в социальных сетях были взломаны. После впечатляющего матча с мадридским «Реалом» в начале своей карьеры он несколько часов после игры не уходил с поля «Местальи», чтобы раздать автографы, что очень позабавило его товарищей по команде, когда они узнали об этом.

Это было непросто для тихого, неприметного молодого человека, который, несмотря на свой стремительный взлет, остается скромным. Этот твердый характер помог ему справиться с такими неудачами, как поражение от «Севильи».

Спустя три года Мамардашвили стал одним из лучших молодых вратарей Европы и кумиром в своей стране наряду с нападающим «Наполи» Хвичей Кварацхелия, который также начинал в тбилисском «Динамо».

Хвича Кварацхелия — еще один грузинский герой (Озан Косе /AFP via Getty Images)

Это ответственность, которую он научился принимать на себя. В Хони есть фреска с его внушительной фигурой, вписанной в национальный флаг, сопровождаемая словами: «Великая грузинская стена».

Именно его сэйвы в серии пенальти в матче с Грецией обеспечили Грузии место на Евро-2024, а его выступления на турнире, особенно в ничьей 1:1 с Чехией, принесли ему еще одну фреску в Батуми.

«Наша команда чувствует себя в полной безопасности, когда он стоит в воротах, потому что знает, что он придет и заберет мяч или разберется с ситуацией, — сказал Уэбб в интервью. — Его трудовая этика невероятна, как и его внимание к деталям. Он провел такую большую подготовку перед серией пенальти с Грецией, что мы просто знали, что они не забьют все пять своих ударов».

Уэбб также считает, что Мамардашвили готов к новым свершениям. «Я общался с ним один на один, чтобы узнать больше о его личности, и он кажется очень уравновешенным, очень спокойным, очень сосредоточенным на своей карьере и очень амбициозным в том, чего он хочет достичь, потому что он определенно прошел через трудный путь, — добавляет он. — Хвича — золотой мальчик, но Мамардашвили не отстает от него, ведь он перешел в «Ливерпуль»».

В 2025 году Премьер-лига узнает, готов ли он сделать следующий шаг.

Автор: Грегг Эванс (источник)

Фото обложки: Пэт Элмонт — UEFA/UEFA via Getty Images

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!