11 мин.

«Я по-детски люблю футбол. Да, в 38 лет». Прощальное письмо Мануэля Нойера

На уход из сборной.

Мануэль Нойер больше не будет играть за сборную Германии. Мы уже проводили его галереей лучших моментов в футболке национальной команды, но сам вратарь не остановился на прощании в соцсетях, а написал целое письмо на Player’s Tribune.

Мануэль Нойер. Auf Wiedersehen, Германия

Дорогая Германия,

Обычно я не делаю ничего подобного. Я очень закрытый человек. Но раз я ухожу из сборной, хочу написать что-то большее, чем просто пост в инстаграме. Я хочу объяснить, что для меня значит Германия, что для меня значит футбол.

Потому что, если честно, решение было сложным. Я разрывался между разумом и сердцем. Сердце говорило: «Тебе этого будет очень не хватать. Ты заскучаешь без гордости, с которой играешь за страну. Тебе будет не хватать этого ощущения – когда ты с ребятами». Но после разговора с семьей я понял, что ухожу в правильный момент.

Я бы хотел попрощаться, выиграв чемпионат Европы, но даже просто участвовать в турнире и видеть, как все поддерживают новое поколение немецкого футбола, уже ощущается невероятной победой.

Возвращение после перелома – главное чудо в карьере

Вы наверняка помните, как я пришел к этому Евро. Всего 18 месяцев назад я не был уверен, что когда-нибудь смогу снова играть в футбол. Поначалу после перелома ноги я не переживал, что это что-то серьезное. Вертолет доставит меня в больницу, там врачи что-нибудь сделают, и я снова вернусь на поле.

Но в больнице стало ясно, что это не простой перелом. Мое будущее в футболе оказалось под угрозой.

Хуже всего была тревога. Вот ты катаешься на лыжах, а через мгновение смотришь в больничную стену и думаешь о том, что страсть, которую определяла всю твою жизнь, могут у тебя забрать.

Я испугался. Я думаю, любой бы испугался. Я провел неделю в госпитале, а потом терапевт и доктор приходили ко мне домой каждый день. Никогда не забуду облегчение, когда мне сказали, что все нормально. В том году на Рождество я пригласил доктора с его семьей выпить с нами кофе. После процедур мы семьями провели великолепный вечер у нас дома.

Медперсонал «Баварии» тоже сыграл важную роль в восстановлении. Через несколько месяцев я начал ставить себе даты для серии возвращений: первых шагов, первой пробежки, первой тренировки, первой игры. И ни одну цель я не выполнил. Но я горжусь тем, что не сдался – я продолжал работать.

С помощью семьи, друзей и товарищей по команде я вернулся на поле в октябре 2023-го. Меньше, чем за семь месяцев до Евро. Когда объявили, что меня взяли на турнир, это было одним из самых важных достижений в жизни. Маленькое чудо.

Единение сборной и народа Германии – главная победа Евро

Конечно, много кто сомневался, что я продолжу быть первым номером. Мне 38 лет, я пропустил почти год. Но тренерский штаб заверил меня, что нужно бороться за место в старте. И я знал, что выступаю хорошо.

Я даже говорил себе, что мой реальный возраст на самом деле 35 лет – если посчитать время моих травм, того времени, которое у меня украли.

Когда началась первая игра, я почувствовал тот трепет, который возникает на большом турнире. Я откинул все остальные мысли, ведь я был в самом любимом месте – между штангами, играющим за страну.

Помню это ощущение: я чувствовал энтузиазм, исходивший от трибун. Понимаете, мы всей командой очень много работали, чтобы вернуть эту эмоцию. Эту связь между командой и людьми. Это чувство, когда мы все едины как страна – нам его очень не хватало. И на Евро мы снова это почуствовали.

Ощутили, еще когда впервые собрались на базе. Когда тренировались вместе, чувствовалось, что каждый понимал, сколько поставлено на карту. В свободное время царила невероятная атмосфера. Помните, как в детстве, когда школа наконец-то закончилась, и у тебя есть целое лето, чтобы поиграть с друзьями? Вот это и было оно самое.

Мы играли в покер, дартс, настольный теннис и боччу (разновидность игры в шары, напоминающая петанк – Спортс’‘). Кажется, я обыграл всех в корнхолл (игра, в которой на точность бросают мешочки с крупой – Спортс’‘), но есть одна проблема.

Понимаете, я очень люблю побеждать – даже когда бросают монетку, я хочу выиграть. А в сборной есть еще один парень, который отказывается проигрывать. Томас Мюллер. Он знал, что я обыграю его в корнхолл, поэтому отказался участвовать и даже сказал, что я мухлюю: «Ты слишком хорошо бросаешь».

Такой вот он, Томас. С этим ничего не поделаешь!

Решение об уходе принял после разговора с семьей

Конечно, грустно проигрывать в четвертьфинале, но я верю, что мы этим летом запустили кое-что новое. Мы собрали молодой состав, с собственной идентичностью, у него есть поддержка народа Германии. Мы были командой, которой не всегда были в прошлом. Я надеюсь, что это начало новой главы в истории немецкого футбола.

Когда я уезжал в отпуск, у меня было много позитивных мыслей. Все были рады моим выступлениям, а эмоциональная часть меня просила продолжения. Я бы с удовольствием и дальше выступал за эту команду, потому что верю в нее, потому что многое вложил в нее.

Но, если бы я вошел с командой в новый цикл, подписался бы на участие в ЧМ-2026. А на тот момент мне будет уже 40 лет. Прямо сейчас мое тело чувствует себя хорошо, но никто не знает, что ждет в будущем.

Пять месяцев назад, прямо перед Евро, я стал отцом – у меня родился первый ребенок. Когда я обсудил все с друзьями и семьей, решение стало очевидным. Время пришло. К счастью, прощаться легче, когда у тебя столько приятных воспоминаний.

Нойер не верил в победу на ЧМ-2014

В этом году нас ждет 10-летняя годовщина ЧМ-2014. Того самого, о котором до сих пор говорят все закончившие футболисты. И самое забавное, что начался он плохо. Да, мы победили Португалию в первом туре, но там случилось раннее удаление Пепе, а играли мы так себе. А наш тренировочный лагерь в Байе был... интересным. Я помню, как лежал в кровати и смотрел, как крыша протекает от дождевой воды. Когда я пытался уснуть, за окном бесновались дикие и экзотические животные.

«Кау!!! Кау!!! Агрх!!!» – я чувствовал себя посреди документалки про дикую природу. Даже птицы не оставляли меня в покое.

После ничьей во втором туре против Ганы (2:2) я написал открытку другу в Германию. Конечно, я мог отправить ему смс, но есть какое-то очарование в отправлениях почтой. На открытке на одной стороне были пляж и море, а на другой я написал что-то в духе:

«Я думаю, мы вылетим на ранней стадии. У меня плохое предчувствие. Но мы усердно работаем...»

Сейчас это звучит смешно, да? Футбол вообще забавный. Но тогда я честно чувствовал так. Потом мы вышли из группы, добыли несколько не особо красивых побед и попали в полуфинале на Бразилию, потерявшую Неймара. Которая была под давлением.

7:1 стали сюрпризом и для нас. После игры мы обнимали бразильцев, потому что знали их по совместным выступлениям в Европе. И мы сочувствовали ситуации, в которую они попали. Мы сделали круг почета не очень ярким из уважения к хозяевам. И я думаю, что это помогло нам получить симпатию бразильских фанатов перед финалом. Одно из самых ярких воспоминаний с того турнира – как они нас поддерживали.

А финал... Знаете, какую его часть я особенно люблю? Ту же, что и в любой другой победе – финальный свисток. Как только судья свистит, ты можешь по полной насладиться моментом. Помню, как мы собрались, обнимались и смеялись на газоне «Мараканы».

В Германии мы называем это «моментом шока» – когда несколько секунд длятся вечность.

Через что Ману прошел ради победы на ЧМ-2014

Внезапно я вспомнил путь, который меня туда привел.

Как я впервые вышел на поле в «Шальке» в четыре года, и никто больше не хотел играть в воротах, поэтому тренер сказал: «Мануэль, теперь ты вратарь».

Как моей маме приходилось менять стиральную машину каждые два года, потому что моя одежда была очень грязной от игры на глиняном поле. Я нырял за мячами и возвращался домой грязным, как собака, извалявшаяся в луже.

Как я играл в футбол с друзьями на улице, потому что там я мог быть полузащитником и наконец-то мог играть с мячом в ногах.

Как мне пришлось оставить семью, друзей и отправиться в интернат, чтобы осуществить мечту. И как одиноко мне там было. Как я спрашивал: «Зачем я так усложняю себе жизнь? Неужели оно того стоит?»

Что ж, Ману... Да, оно того стоило. Ты сделал это ради чувства, которое испытал, когда услышал финальный свисток в финале чемпионата мира.

Нойер все еще любит футбол. И будет играть дальше

Возможно, я мог бы выиграть и Евро, но у меня нет сожалений. Надеюсь, меня запомнят по тому, как я выступал за Германию: что играл без страха, что помогал партнерам быть лучше каждый день. Если это будут рассказывать обо мне, когда мой сын вырастет, я буду счастлив.

Теперь я сосредоточусь на «Баварии» – команду надо вернуть на законное место. В 38 лет у меня все еще детская любовь к футболу. Если я вижу, что мяч просто лежит на траве в 20 метрах от меня, я обязательно подбегу и что-нибудь сделаю. Понабиваю, пну, ударю головой... что угодно. Не могу оставить его просто лежать. Это преступление против футбола.

Тренеры смеются, потому что я выгляжу в такие моменты как ребенок, который только-только познакомился с игрой. Но для меня это всегда было так. В день, когда я больше не захожу бежать к мячу, я пойму, что пора заканчивать.

Что касается сборной – я буду следить за своими бывшими товарищами по команде как простой болельщик. Я ценю всех вас, ребята, за работу, которую мы проделали вместе, за воспоминания, которые мы разделили, за смех и шутки.

Я буду скучать по вам. Развивайте то, что мы начали и не теряйте это чувство.

Спасибо вам за все. Ваш вратарь, Ману.

Нойер закончил со сборной Германии. Провожаем эпоху

Фото: Gettyimages/Alexander Hassenstein, Christof Koepsel ; Star-Images, Marco Steinbrenner/Keystone Press Agency, Frank Hoermann/SVEN SIMON, Christian Charisius/dpa, imago-images.de, imago sportfotodienst/Global Look Press