«Гэлакси» платит за Ройса $400 тысяч конкуренту в МЛС. За свободного агента?!
Как устроена бронь на игроков.
После долгих лет в «Боруссии» Марко Ройс отправился в лигу Лионеля Месси. Он может дебютировать за новый клуб «Лос-Анджелес Гэлакси» уже 25 августа в матче против «Атланты Юнайтед» Алексея Миранчука.
Контракт легенды «Дортмунда» истек, так что Марко перебрался за океан свободным агентом. Но «ЛА Гэлакси» все же придется выложить за немца 400 тысяч долларов – и речь не о механизме солидарности (этих выплат нет, если игрок переходит свободным агентом).
«Гэлакси» заплатит другому клубу МЛС «Шарлотт», которому Ройс отказал еще в мае. Можно подумать, что это компенсация за моральный ущерб. Но такого правила в МЛС нет. Зато есть другое, пожалуй, даже более специфическое.
Изучаем их нравы.
Клубы МЛС ведут учет желанных игроков. «Шарлотт» первым «открыл» Ройса, но Марко туда не хотел
У каждого клуба МЛС есть список под названием Discovery List («список открытий»), куда можно добавить до пяти футболистов (до 2024-го было больше – семь игроков), которых менеджеры и скауты откопали за рубежом (для игроков внутри МЛС до 2023 года были отдельные списки). Несмотря на название, намекающее на поиск скрытых талантов, добавлять можно вообще любого игрока за пределами США. Наверняка в разное время в этих списках были и переехавший в «Интер Майами» Лионель Месси, и выбравший Саудовскую Аравию Криштиану Роналду, и [подставьте имя любой суперзвезды в возрасте]. Попал в один из таких списков и Марко Ройс.
В любой момент перечень фамилий можно тасовать – добавлять и удалять, нужно только уведомить МЛС. Списки закрытые, так что узнать о попадании в них игрока можно, только если сам клуб об этом публично объявит. Косвенный признак – слухи об интересе или переговорах того или иного американского клуба с футболистом. Условно: если первым клубом из МЛС, который начал мелькать в связи с переходом Месси, был «Интер Майами», значит, вероятно, аргентинец числился в списке именно этого клуба.
Потому что внесение футболиста в список означает, что у клуба появляется приоритетное право приобретения игрока. При этом желание самого «забронированного» никакого значения не имеет. Клуб резервирует за собой теоретическую опцию, после чего конкуренты уже не могут одновременно вступать в переговоры с игроком, которого «нашел» другой клуб.
«Мы следим за тем, чтобы в нашем «списке открытий» всегда были наши топ-цели. Это то, в чем мы должны быть впереди, ведь приоритет на игрока дает нам возможность вести переговоры с ним и его агентом», – объяснял директор скаутинга «Шарлотт» Томас Схалинг.
«Шарлотт» первым добавил Ройса в свой список желаний. В мае The Athletic инсайдил о переговорах шарлоттцев с вингером «Боруссии», но Марко переезд на Восточное побережье США не вдохновил.
Дальше три варианта: либо «Шарлотт» по собственной воле вычеркивает Ройса из своего списка, либо никто из МЛС больше не ведет переговоров с немцем. Третья опция – новый претендент выкупает «права на открытие» (Discovery Rights) футболиста у того, кто их забронировал. Отдаленно напоминает возможность обмена драфт-пиков в НБА.
Чтобы подписать бесплатного Ройса, «ЛА Гэлакси» пришлось договариваться с «Шарлотт». Сошлись на 400 тысячах долларов – 100 тысяч в этом году и еще 300 тысяч в следующем.
Это не первый случай с выкупом приоритетного права на переговоры с игроком. Например, тот же «Шарлотт» выкупил в 2021-м у «Цинциннати» за 100 тысяч долларов право на подписание эквадорца Хорди Алсивара из «ЛДУ Кито» за 2,7 млн евро. Да-да, правило распространяется не только на свободных агентов и иногда приходится платить и продавцу, и конкурентам.
Но, конечно, Ройс – самый громкий и дорогой случай. Прежде звезд европейского футбола клубы МЛС друг у друга так не перехватывали.
Правило придумали для борьбы с аукционами за футболистов, но менеджеры клубов МЛС его ненавидят
«Права на открытие» на практике приводят к абсурдным сделкам, как в случае Ройса. Хотя изначально такое правило должно было оградить клубы МЛС от «аукционов» за футболистов. Например, в РПЛ клубы регулярно перехватывают друг у друга новичков, перебивая условия. Прошлым летом «Зенит» перехватил у «Спартака» Страхиню Эраковича из «Црвены Звезды», недавно уже спартаковцы опередили «Локо» в борьбе за Маркиньоса из «Ференцвароша». В результате клубы нередко переплачивают, конкурируя между собой.
Правда, на практике идея МЛС, похоже, не работает. И только бесит руководителей американских клубов. В 2022-м году The Athletic провел опрос среди менеджеров в лиге насчет «самого раздражающего правила МЛС». Победитель с отрывом – «списки открытий» (восемь голосов, другие варианты набрали не больше трех).
Эту норму собеседники медиа назвали «самой устаревшей» и неэффективной. «Клубы все равно общаются с игроками [в которых заинтересованы]. Вы все равно обращаетесь в другие клубы [которым принадлежит игрок], даже если этот футболист находится в списке иного клуба МЛС. Вы не будете обсуждать что-то с другим клубом МЛС, если не знаете цену игрока, зарплату, сходится ли бюджет. Это просто правило, которое существует, чтобы дать клубам заработать 50 тысяч долларов (минимальная сумма выкупа приоритетной опции). То, чего лига пытается избежать, все равно происходит. Аукционы по подписанию игроков де-факто существуют».
Зарплата Ройса в «Гэлакси» в разы ниже дортмундской – попал под потолок. «Правило Бекхэма» не помогло
Не менее запутанная в МЛС система потолка зарплат. Ее подробно разбирали в тексте про «Интер Майами». Если совсем упростить, то разрешенный зарплатный фонд на команду в 2024-м равен 5,47 млн долларов, у отдельных футболистов зарплата не может превышать 683 тысячи долларов в год. Но есть «правило Бекхэма»: трем звездам (Designated Player на языке МЛС – «назначенным игрокам») можно давать неограниченно высокую зарплату, эти расходы не будут учитываться в общекомандном потолке.
Только вот в «Гэлакси» уже есть три футболиста с неограниченными контрактами: воспитанник «Барселоны» Рики Пуч, бразильский полузащитник Габриэл Пек и вингер сборной Ганы с опытом игры в Бельгии Джозеф Пэйнтсил.
На такой случай есть еще одна лазейка – целевые распределительные средства (Targeted Allocation Money). Плюс 2,72 млн к потолку. Можно виртуально закрывать превышающие максимальный лимит контракты, но в каждом случае не больше чем на 1 млн долларов. То есть игроку можно платить до 1,683 млн, а в ведомость пойдут допустимые 683 тысячи. Это позволяет не считать такого игрока «назначенным», но давать ему зарплату выше потолка.
По данным Sky, Ройс будет получать в Лос-Анджелесе как раз около 1,6 млн евро. По последнему контракту в «Дортмунде» было гораздо больше – до 7 млн евро в год с учетом бонусов. На пике в «Боруссии» у Марко были еще более внушительные условия в районе 10 млн евро.
Но не переживайте: 1,6 млн евро – лишь вершина айсберга. На самом деле Ройс наверняка будет зарабатывать в США больше, чем на родине. Помимо зарплаты в клубе Марко причитаются поступления от спонсоров. Их размер не раскрывается, но возьмем для примера Месси: его базовый оклад составляет всего 12 млн долларов, но за счет соглашений с Adidas, доли от контракта лиги с Apple TV и других спонсорских контрактов великий аргентинец зарабатывает 50-60 млн долларов в год.
«Европейский Паровоз» – в телеграме
МЛС – лига необычных правил. Вот топ-20: например, про 10 секунд на замену
Фото: Maximilian Haupt/dpa, IMAGO/kolbert-press/Marc Niemeye, Ringo Chiu/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages/Matt Kelley, Alex Pantling
К слову, если два клуба в один и тот же день запросят добавление в свои списки одного и того же футболиста, то приоритет будет у того клуба, который набрал меньше очков в текущем сезоне
А что если сразу 5 клубов внесут туда одного игрока