7 мин.

ФНЛ усовершенствовала систему распределения призовых в сезоне 2024/25. Уникальный опыт в нашем футболе

Динамика призового фонда ФНЛ растет из года в год. Ещё в сезоне 2022/23 он составлял 131 млн рублей, в сезоне 2023/24 - 238 млн рублей, а уже в стартовавшей кампании 2024/25 – 270 млн рублей. В нашем материале мы расскажем о том, как ФНЛ первой в мире внедрила систему Чемпионата по маркетингу и коммерции, который составляет 30% от общего числа призового фонда в третьей по силе лиге в стране. Также покажем, по каким критериям распределяется призовой фонд в двух лигах и расскажем почему это важно.

Как было в прошлом сезоне?

Давайте по порядку. Начиная с сезона 2022/2023 ФНЛ разрабатывала новую систему распределения доходов. Данная потребность сформировалась из необходимости стимулировать клубы по ключевым для лиги направлениям. Важно было дать понять клубам , что важен не только спортивный результат, но и работа по другим направлениям. Да, спортивный результат является ключевым показателем, но есть и другие факторы, которые необходимо учитывать при выстраивании работы клуба.

Основные тезисы ФНЛ звучат так: «Футбольный клуб является точкой притяжения всего региона», а также «Сильные клубы – сильная лига». Первый из этих тезисов подтверждается цифрами: в прошлом сезоне 15 из 18 клубов МЕЛБЕТ-Первой лиги были главными командами своего города. Второй же, и вовсе на поверхности. Если клубы будут активно собирать аудиторию вокруг себя, то вся эта аудитория автоматически будет аккумулировать интерес к ФНЛ.

В сезоне 2022/2023 ФНЛ искала важные критерии, объективные и прозрачные методы подсчета данных, которые при этом подкрепляются цифрами. Таким образом, в итоговую форму распределения призовых выплат попали пять критериев:

  • Участие в лиге 25%

  • Итоговое место в первенстве 30%

  • Чемпионат по маркетингу и коммерции 25%

  • Индекс зрелищности 10%

  • Молодые-доморощенные футболисты 10%

В сезоне 2023/24 данная система распределения доходов была принята президиумом ФНЛ.

Разбираемся вместе

Если четыре критерия   являются спортивными и понятными (индекс зрелищности, молодые-доморощенные футболисты, участие и итоговое место в первенстве), то с Чемпионатом по маркетингу и коммерции предлагаем  разобраться поподробней. Итоговая таблица составляется по 14 критериям, которые разделены на четыре направления: посещаемость, коммерция, digital и ТВ. 

Что дает Чемпионат по маркетингу и коммерции клубам? Во-первых, это возможность для сотрудников клубов по маркетингу и коммерции защищать свои проекты, обращать внимание на маркетинговую составляющую работы клуба в новом ключе потому что впредь за эффективную работу клубов в этом направлении платят деньги. О какой сумме идет речь? 30% ( 35,7 млн руб)  от общего числа призовых – не имеющая аналогов в мире доля. Уже сейчас сотрудники клубов МЕЛБЕТ-Первой лиги говорят, что отношение к маркетинговым проектам изменилось и стало иметь больший вес, чем раньше. Во-вторых, прошлый сезон показал, что клубы хотят видеть и делиться лучшими практиками. Так к декабрю зон активностей матчдея было шесть в среднем за матч, а к концу сезона уже семь. Все клубы активно изучали отчеты друг друга и перенимали лучшие идеи в свою работу.

Лидеры сезона 2023/24

Если подводить итоги распределения прошлого сезона, то бросается в глаза лидерство «Черноморца» и «Сокола» и в этом нет ничего удивительного. Команды, которые на тот момент только-только поднялись из Второй лиги имели большой зрительский интерес, чем если бы эти команды начинали сезон в той же лиге второй год подряд.

Главным результатом прошло сезона стало то, что систему Чемпионата по маркетингу и коммерции продлили, а соответственно она показала свою состоятельность. Помимо этого, систему доработали – были убраны критерии, которые не повлияли на развитие лиги (индекс посещаемости, зрелищности, молодые-доморощенные футболисты). В новом распределении теперь молодые и доморощенные игроки считаются отдельно, а в маркетинговый чемпионат был добавлен новый индекс – индекс цитируемости, а также рост базы CRM.

Клубы уже сейчас с большим интересом и воодушевлением продолжают изучать показатели  и пытаются  влиять на них с помощью своих активностей. 

Инновация

Этим летом прошла не только переработка Чемпионата по маркетингу и коммерции в МЕЛБЕТ-Первой лиге. Есть ещё одно очень значимое событие. Чемпионат по маркетингу и коммерции теперь и в LEON-Второй лиге А. Полноценное распределение по аналогии с МЕЛБЕТ-Первой лигой. Мы не нашли ни одного примера, где было бы подобное распределение в третьем по силе дивизионе. Данная практика, как бы это пафосно не звучало, является первой в мире. Распределение в LEON-Второй лиге А будет состоять из четырех критериев:

- Участие в лиге 25%

- Итоговое место в первенстве 30%

- Молодые футболисты 15%

- Чемпионат по маркетингу и коммерции 30%

В LEON-Второй лиге А было принято решение сделать систему проще сразу по нескольким причинам. Во-первых, клубы должны сконцентрироваться на основных направлениях и не растрачивать ресурс. Здесь ФНЛ принимает во внимание не всегда большие штаты клубов лиги. Во-вторых, данная система позволяет легче воспринимать нововведение, чтобы  клубы могли проще освоить новшество.

Важно сказать и о том, что ФНЛ продолжает придерживаться принципа солидарности в распределении призовых выплат между лигами, при котором в целях обеспечения финансовой стабильности и развития часть призовых от МЕЛБЕТ-Первой лиги перераспределяется между клубами LEON-Второй лиги А и LEON-Второй лиги Б.

Чемпионат по маркетингу и коммерции во Второй лиге А

У клубов LEON-Второй лиги А в сезоне 2024/2025 Чемпионат по маркетингу и коммерции будет состоять из шести критериев:

- Относительная домашняя посещаемость

- Вовлеченность клубных социальных сетей

- Относительный прирост аудитории в социальных сетях

- Рост базы CRM

- Рейтинг трансляций в VK Видео

- Средний доход с одного зрителя

Помимо этого, отличие между МЕЛБЕТ-Первой и LEON-Второй лигой А заключается в сезонности. Дело в том, что по сути, в LEON-Второй лиге А два сезона внутри одного – осенний и весенний. По итогам осенней части из «Серебра» в LEON-Вторую лигу Б попадает четыре клуба, а в весеннем по итогам сезона в МЕЛБЕТ-Первую лигу поднимается три клуба. Поэтому и деньги будут распределяться не один, а сразу два раза в сезоне. 40% от общего фонда будут выплачены по итогам осенней части и 60% по итогам весенней.

У вас может возникнуть вопрос: «А как же будут распределяться деньги между группами «Золото» и «Серебро»? – Все предельно просто. Так как Чемпионат по маркетингу и коммерции, молодые футболисты и участие в лиге от этого не зависят, то все будет считаться одинаково. То есть, например, команда из «Серебра» может стать первой по распределению Чемпионата по маркетингу и коммерции вне зависимости от «прописки». С местом в таблице все немного сложнее, но справедливее. По итогам каждой части сезона деньги будут распределяться за спортивный принцип в соотношениях 60 на 40 между группами «Золото» и «Серебро»,соответственно. Приведем ещё один пример для более четкой картины. Долю по этому показателю первое место «Золота» и «Серебра» получат одинаковую, но из-за большего веса группы «Золото» абсолютное значение будет выше.

ФНЛ будет продолжать прогрессивное распределение и дальше, что позволит  находить новые клубные практики в медиа, маркетинге и коммерции. Это будет являться катализатором развития всего российского футбола в целом.

А как вы считаете, поможет ли распределение доходов для развития футбола в нашей стране? Являются ли деньги единственным стимулом для развития профессионального футбола? Делитесь своим мнением в комментариях.

Текст: Никита Гиль, Алексей Ткаченко

Официальный блог Футбольной Национальной Лиги
10 комментариев
Ответ Юквэл
И ещё. Хочется вернуться к ЧМ 2018, а именно к подготовке этого соревнования. Надо было пригласить президента ФИФА и сказать, что России должна в первую очередь выбирать города где любят футбол и они должны были пойти на уступки в виду географии. После ЧМ, клубы, которые давно в любительской лиге или закрылись, можно было возродить видя инфраструктуру построенную к ЧМ. Сейчас бы эти клубы были бы как минимум в 1-ой лиге с новейшими стадионами, с посещаемостью отличной (в Камышине, Находке и Владикавказе любят футбол). Была бы ещё лучше картинка, интерес бы повысился. Престиж лиги стал бы выше. И не было бы сейчас надобности для них строить стадионы, потому что у них уже была готовая инфраструктура.
Находка это Дальний Восток. Логистика турнира просто рушится, если включать такие города. Плюс у ФИФА есть требования не только к стадиону, но и к инфраструктуре города.
+2
-1
+1
Стадионы ещё нужны, футбольные без беговых дорожек, небольшие по вместимости, но комфортные насколько это можно для людей сидящих на трибунах, так и для футболистов. А площадка ВК - отличная платформа для просмотра.
0
0
0
Надо и в ФНЛ, тогда Ротор все деньги заберёт, так как посещаемость и заполняемость стадиона, одна из самых больших в России
0
0
0
Ответ Юквэл
Стадионы ещё нужны, футбольные без беговых дорожек, небольшие по вместимости, но комфортные насколько это можно для людей сидящих на трибунах, так и для футболистов. А площадка ВК - отличная платформа для просмотра.
Мне кажется, что к такии стадионам и идет по-тихоньку. Просто не все регионы могут себе позволить чисто футболный стадион, потому что нужна и легкоатлетическая инфраструктура.
0
0
0
Мне кажется, что к такии стадионам и идет по-тихоньку. Просто не все регионы могут себе позволить чисто футболный стадион, потому что нужна и легкоатлетическая инфраструктура.
Иртыш, Амкар, Черноморец (хоть первые два это клубы второй лиги). Вот у этих трёх были разговоры по строительству. Сейчас затихло.
0
0
0
Находка это Дальний Восток. Логистика турнира просто рушится, если включать такие города. Плюс у ФИФА есть требования не только к стадиону, но и к инфраструктуре города.
А я считаю что надо приоритет давать в первую очередь футбольным городам неважно где они расположены. Я смотрел обзоры Океана из Находки 3-летней давности и там народ реально ходил на любительские матчи.
0
0
0
Ответ Юквэл
А я считаю что надо приоритет давать в первую очередь футбольным городам неважно где они расположены. Я смотрел обзоры Океана из Находки 3-летней давности и там народ реально ходил на любительские матчи.
Ну а как чемпионат мира сыграть с такой разницей по часовым поясам?
0
0
0
Ну а как чемпионат мира сыграть с такой разницей по часовым поясам?
Также как и чемпионат России проводился, когда были СКА-Хабаровск и Луч.
0
0
0
Надо и в ФНЛ, тогда Ротор все деньги заберёт, так как посещаемость и заполняемость стадиона, одна из самых больших в России
Так в Первой Лиге тоже есть система распределения. Она была еще в прошлом сезоне. Об этом в тексте написано:)
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий