ФНЛ усовершенствовала систему распределения призовых в сезоне 2024/25. Уникальный опыт в нашем футболе
Динамика призового фонда ФНЛ растет из года в год. Ещё в сезоне 2022/23 он составлял 131 млн рублей, в сезоне 2023/24 - 238 млн рублей, а уже в стартовавшей кампании 2024/25 – 270 млн рублей. В нашем материале мы расскажем о том, как ФНЛ первой в мире внедрила систему Чемпионата по маркетингу и коммерции, который составляет 30% от общего числа призового фонда в третьей по силе лиге в стране. Также покажем, по каким критериям распределяется призовой фонд в двух лигах и расскажем почему это важно.
Как было в прошлом сезоне?
Давайте по порядку. Начиная с сезона 2022/2023 ФНЛ разрабатывала новую систему распределения доходов. Данная потребность сформировалась из необходимости стимулировать клубы по ключевым для лиги направлениям. Важно было дать понять клубам , что важен не только спортивный результат, но и работа по другим направлениям. Да, спортивный результат является ключевым показателем, но есть и другие факторы, которые необходимо учитывать при выстраивании работы клуба.
Основные тезисы ФНЛ звучат так: «Футбольный клуб является точкой притяжения всего региона», а также «Сильные клубы – сильная лига». Первый из этих тезисов подтверждается цифрами: в прошлом сезоне 15 из 18 клубов МЕЛБЕТ-Первой лиги были главными командами своего города. Второй же, и вовсе на поверхности. Если клубы будут активно собирать аудиторию вокруг себя, то вся эта аудитория автоматически будет аккумулировать интерес к ФНЛ.
В сезоне 2022/2023 ФНЛ искала важные критерии, объективные и прозрачные методы подсчета данных, которые при этом подкрепляются цифрами. Таким образом, в итоговую форму распределения призовых выплат попали пять критериев:
Участие в лиге 25%
Итоговое место в первенстве 30%
Чемпионат по маркетингу и коммерции 25%
Индекс зрелищности 10%
Молодые-доморощенные футболисты 10%
В сезоне 2023/24 данная система распределения доходов была принята президиумом ФНЛ.
Разбираемся вместе
Если четыре критерия являются спортивными и понятными (индекс зрелищности, молодые-доморощенные футболисты, участие и итоговое место в первенстве), то с Чемпионатом по маркетингу и коммерции предлагаем разобраться поподробней. Итоговая таблица составляется по 14 критериям, которые разделены на четыре направления: посещаемость, коммерция, digital и ТВ.
Что дает Чемпионат по маркетингу и коммерции клубам? Во-первых, это возможность для сотрудников клубов по маркетингу и коммерции защищать свои проекты, обращать внимание на маркетинговую составляющую работы клуба в новом ключе потому что впредь за эффективную работу клубов в этом направлении платят деньги. О какой сумме идет речь? 30% ( 35,7 млн руб) от общего числа призовых – не имеющая аналогов в мире доля. Уже сейчас сотрудники клубов МЕЛБЕТ-Первой лиги говорят, что отношение к маркетинговым проектам изменилось и стало иметь больший вес, чем раньше. Во-вторых, прошлый сезон показал, что клубы хотят видеть и делиться лучшими практиками. Так к декабрю зон активностей матчдея было шесть в среднем за матч, а к концу сезона уже семь. Все клубы активно изучали отчеты друг друга и перенимали лучшие идеи в свою работу.
Лидеры сезона 2023/24
Если подводить итоги распределения прошлого сезона, то бросается в глаза лидерство «Черноморца» и «Сокола» и в этом нет ничего удивительного. Команды, которые на тот момент только-только поднялись из Второй лиги имели большой зрительский интерес, чем если бы эти команды начинали сезон в той же лиге второй год подряд.
Главным результатом прошло сезона стало то, что систему Чемпионата по маркетингу и коммерции продлили, а соответственно она показала свою состоятельность. Помимо этого, систему доработали – были убраны критерии, которые не повлияли на развитие лиги (индекс посещаемости, зрелищности, молодые-доморощенные футболисты). В новом распределении теперь молодые и доморощенные игроки считаются отдельно, а в маркетинговый чемпионат был добавлен новый индекс – индекс цитируемости, а также рост базы CRM.
Клубы уже сейчас с большим интересом и воодушевлением продолжают изучать показатели и пытаются влиять на них с помощью своих активностей.
Инновация
Этим летом прошла не только переработка Чемпионата по маркетингу и коммерции в МЕЛБЕТ-Первой лиге. Есть ещё одно очень значимое событие. Чемпионат по маркетингу и коммерции теперь и в LEON-Второй лиге А. Полноценное распределение по аналогии с МЕЛБЕТ-Первой лигой. Мы не нашли ни одного примера, где было бы подобное распределение в третьем по силе дивизионе. Данная практика, как бы это пафосно не звучало, является первой в мире. Распределение в LEON-Второй лиге А будет состоять из четырех критериев:
- Участие в лиге 25%
- Итоговое место в первенстве 30%
- Молодые футболисты 15%
- Чемпионат по маркетингу и коммерции 30%
В LEON-Второй лиге А было принято решение сделать систему проще сразу по нескольким причинам. Во-первых, клубы должны сконцентрироваться на основных направлениях и не растрачивать ресурс. Здесь ФНЛ принимает во внимание не всегда большие штаты клубов лиги. Во-вторых, данная система позволяет легче воспринимать нововведение, чтобы клубы могли проще освоить новшество.
Важно сказать и о том, что ФНЛ продолжает придерживаться принципа солидарности в распределении призовых выплат между лигами, при котором в целях обеспечения финансовой стабильности и развития часть призовых от МЕЛБЕТ-Первой лиги перераспределяется между клубами LEON-Второй лиги А и LEON-Второй лиги Б.
Чемпионат по маркетингу и коммерции во Второй лиге А
У клубов LEON-Второй лиги А в сезоне 2024/2025 Чемпионат по маркетингу и коммерции будет состоять из шести критериев:
- Относительная домашняя посещаемость
- Вовлеченность клубных социальных сетей
- Относительный прирост аудитории в социальных сетях
- Рост базы CRM
- Рейтинг трансляций в VK Видео
- Средний доход с одного зрителя
Помимо этого, отличие между МЕЛБЕТ-Первой и LEON-Второй лигой А заключается в сезонности. Дело в том, что по сути, в LEON-Второй лиге А два сезона внутри одного – осенний и весенний. По итогам осенней части из «Серебра» в LEON-Вторую лигу Б попадает четыре клуба, а в весеннем по итогам сезона в МЕЛБЕТ-Первую лигу поднимается три клуба. Поэтому и деньги будут распределяться не один, а сразу два раза в сезоне. 40% от общего фонда будут выплачены по итогам осенней части и 60% по итогам весенней.
У вас может возникнуть вопрос: «А как же будут распределяться деньги между группами «Золото» и «Серебро»? – Все предельно просто. Так как Чемпионат по маркетингу и коммерции, молодые футболисты и участие в лиге от этого не зависят, то все будет считаться одинаково. То есть, например, команда из «Серебра» может стать первой по распределению Чемпионата по маркетингу и коммерции вне зависимости от «прописки». С местом в таблице все немного сложнее, но справедливее. По итогам каждой части сезона деньги будут распределяться за спортивный принцип в соотношениях 60 на 40 между группами «Золото» и «Серебро»,соответственно. Приведем ещё один пример для более четкой картины. Долю по этому показателю первое место «Золота» и «Серебра» получат одинаковую, но из-за большего веса группы «Золото» абсолютное значение будет выше.
ФНЛ будет продолжать прогрессивное распределение и дальше, что позволит находить новые клубные практики в медиа, маркетинге и коммерции. Это будет являться катализатором развития всего российского футбола в целом.
А как вы считаете, поможет ли распределение доходов для развития футбола в нашей стране? Являются ли деньги единственным стимулом для развития профессионального футбола? Делитесь своим мнением в комментариях.
Текст: Никита Гиль, Алексей Ткаченко
- Оскорбление
- Мат
- Спам
- Расизм
- Провокации
- Угрозы
- Систематический оффтоп
- Мульти-аккаунтинг
- Прочее
- Спам
- Оскорбления
- Расизм
- Мат
- Угрозы
- Прочее
- Мультиаккаунтинг
- Систематический оффтоп
- Провокации
- Повторить попытку оплаты
- Оставить комментарий без доната
- Изменить комментарий
- Удалить комментарий