На пути к успеху - как Саудовская Аравия развивает национальный футбол
Арабские страны уже давно играют важную роль в мировом футболе. Катарская организация «Qatar Sports Investments» во главе с Нассером Аль-Хелаифи владеет французским «Пари Сен-Жермен», который под управлением катарцев прошел путь от крепкого середняка до гранда мирового футбола, и 22% акций португальской «Браги». Эмиратский спортивный холдинг «City Football Group Limited» целиком или полностью владеет 11 футбольными клубами по всему миру (самые известные – «Манчестер Сити», «Палермо» и «Жирона»). Но Саудовская Аравия до недавнего времени не заявляла о себе громко в мировом футболе, пока Суверенный фонд Саудовской Аравии не приобрел 100% английского «Ньюкасла».
Под руководством саудитов клуб за 1 год совершил резкий скачок из нижней части турнирной таблицы до первой четверки, благодаря чему уже успел сыграть в престижнейшем европейском турнире – Лиге Чемпионов. А 30 декабря 2022 года все футбольное сообщество всколыхнула новость о переходе Криштиану Роналду в саудовский клуб «Аль-Наср». Трансфер привлек к саудовской лиге внимание со всего мира. С тех пор интерес к саудовскому футболу подогревался многими другими громкими трансферами именитых футболистов (Неймар, Карим Бензема, Садио Мане, Н`голо Канте и др.)
Правительство Саудовской Аравии тратит огромные деньги на развитие футбола в своей стране, но подобные случае не новы для современного футбола: в начале 2010-х гг. китайская CSL тоже получала огромную финансовую поддержку со стороны государства и совершала громкие трансферы, покупая именитых европейских футболистов. В долгосрочной перспективе CSL не сумела совершить «скачок» и выйти на принципиально новый уровень.
Поэтому главный вопрос, на который предстоит ответить этой статье – это не то, сколько денег тратят клубы саудовской лиги, а то, как они тратят эти деньги, есть ли у Saudi Pro League четкая стратегия по развитию, не заканчивающаяся на приобретении дорогих футболистов, и каких результатов уже сумела достичь лига.
Стратегия развития SPL: особенности государственной поддержки
В 2018 году министерство спорта Саудовской Аравии провело анализ текущей ситуации саудовских клубов, находящихся в SPL, оценив их общее состояние на основе ряда критериев в 1,5 из 5. После этого, в 2019 году, министерство спорта запустило специальную инициативу для повышения performance rating этих клубов c точки зрения этих критериев:
Стратегия и лидерство: создание стратегии развития для клуба и контроль над ее реализацией.
Управление и операции: контроль над выполнением стратегических планов клубов.
Контроль и наставничество: контроль над соблюдением клубами спортивных правил и правил ведения бизнеса.
Маркетинговая деятельность и мероприятия: разработка маркетинговой стратегии клуба.
Финансовый менеджмент: управление финансами клуба в интересах самого клуба.
За время действия этой программы 12 клубов из 18, состояние которых было проанализировано в 2018 году, остались в высшей лиге. В сезоне 2019/2020 их оценка выросла до 3,8 из 5, в сезоне 2020/2021 – до 5,6 из 7, а в сезоне 2021/2022 – до 6,4 из 7
Развитие клубов SPL с точки зрения названных выше аспектов стало возможно благодаря запуску наследным принцем КСА Мухаммедом бен Салманом «Проекта инвестиций и приватизации спортивных клубов». В рамках этой инициативы Суверенному фонду Саудовской Аравии (PIF) были переданы в собственность четыре клуба SPL – «Аль-Ахли», «Аль-Иттихад», «Аль-Хиляль» и «Аль-Наср».
Вместе с этим, несколько других клубов перешли под управление государственных предприятий и организаций, таких как нефтяной гигант Saudi Aramco, королевская комиссия «The Royal Commission for Al-Ula», «Diriyah Gate Development Authority» и NEOM (строящийся мегаполис на северо-западе Саудовской Аравии).
В результате запуска этого проекта государство или аффилированные с государством компании и организации получили контроль над большей частью клубов SPL, что позволяло правительству Саудовской Аравии принимать непосредственное участие в осуществлении каждого из пунктов своей инициативы.
Помимо этого, клубы получили значительную финансовую поддержку (например, команды, перешедшие под управление PIF, получили почти $800 млрд), что помогло реализовать еще одну часть стратегии по развитию футбола в стране – привлекать знаменитых на весь мир игроков, выкладывая существенные суммы за их трансферы и предлагая им огромные зарплаты (на данный момент 6 из 10 самых высокооплачиваемых футболистов мира играют в SPL). Согласно недавнему исследованию, проведенному консалтинговой компанией Deloitte, чистые расходы клубов SPL на трансферы летом 2023 года составили $907 млн. По этому показателю саудовская высшая лига уступила только английской Премьер-лиге, клубы которой потратили $1,39 млрд на приобретение новых игроков. За эти деньги саудовские клубы приобрели 94 иностранных игрока, включая 37 игроков из топ-5 европейских футбольных лиг (испанская «La Liga», французская «Ligue 1», английская «Premier League», итальянская «Serie A TIM» и немецкая «Bundesliga»).
Клубы SPL сумели переманить к себе Криштиану Роналду (зарплата – ок. $3,85 млн в неделю, пятикратный обладатель «Золотого Мяча», один из лучших футболистов своего поколения и один из лучших за всю историю футбола), Карима Бензема (зарплата – ок. $3,83 млн в неделю, на момент перехода – действующий обладатель «Золотого Мяча»), Н`голо Канте (зарплата – ок. $1,71 млн в неделю, победитель Лиги Чемпионов, Лиги Европы, АПЛ), Неймар (зарплата – ок. $1,6 млн в неделю, победитель Ла Лиги, Лиги Чемпионов). Помимо вышеупомянутых игроков, которые занимают 4 верхние строчки в списке самых высокооплачиваемых игроков в мире, в него также входят Рияд Марез (зарплата – ок. $925 тыс. в неделю) и Садио Мане (зарплата – ок. $888 тыс. в неделю).
Результатом этих и многих других громких переходов стало повышение интереса к SPL во всем мире, что позволило лиге продать права на трансляцию своих матчей в 130 разных стран. Согласно данным SportBusiness Media Rights Tracker, SPL заработало около $100 млн в сезоне 2023/2024.
Еще одним элементом стратегии по развитию футбола в стране, реализацией которого сейчас занимается Саудовская Аравия – это развитие и поддержка местных талантов. В 2019 году министерство спорта Саудовской Аравии создало программу «Future Falcons», которая направлена на саудовских футболистов возрастом 18 лет и старше.
На деньги Саудовской Аравии в испанском городе Салоу (недалеко от Барселоны) была построена база «Complex Esportiu Salou», которая включает в себя 13 травяных футбольных полей, 2 поля для игры в регби, 2 песчаных футбольных поля, тренировочные залы, а также общежития и школу.
Молодые футболисты, прошедшие отбор в «Future Falcons», переезжают в Испанию (переезд и проживание полностью оплачивается Саудовской Аравией), где они тренируются под руководством европейских специалистов и играют с командами знаменитых европейских футбольных академий. Помимо этого, программа полностью покрывает затраты на образование молодых футболистов.
Благодаря этой инициативе сборная Саудовской Аравии по футболу U-20 дважды подряд (в 2021 и в 2022) выиграла Arab Cup U-20, а сборная U-23 – AFC U-23 Asian Cup в 2022 году. Представители программы заявляют, что следующими целями являются хорошие выступления на Олимпиаде в Париже в 2024 и на Чемпионате Мира в 2026 году.
Корпоративное управление SPL
Саудовская Аравия также стремится развивать систему управления лигой, привлекая наиболее ценные кадры, которые помогут вывести лигу на новый уровень.
Исполнительный комитет SPL состоит из председателя, вице-председателя, двух независимых директоров и CEO. Президент, вице-президент и независимые директоры выбираются путем голосования Генеральной Ассамблеи федерации футбола Саудовской Аравии (SAFF). Каждый клуб SPL представлен в ассамблее одним делегатом и, соответственно, имеет один голос. CEO SPL назначается другими членами исполнительного комитета лиги.
В настоящий момент председателем исполкома является Абдулазиз аль-Афалек, CEO – Омар Мухарбель, исполнительным директором – Абдулазиз аль-Хамиди, а спортивным директором – Майкл Эменало.
Майкл Эменало, который стал спортивным директором лиги в середине 2023 года, имеет большой опыт руководства в европейском футболе. Он был главой службы скаутов (2007-2010), ассистентом главного тренера (2010-2011) и техническим директором (2011-2017) «Челси», выиграв с клубом в этот период Лигу Чемпионов, Лигу Европы, трижды Английскую Премьер-Лигу, четырежды Кубок Англии, дважды Кубок Лиги и Суперкубок Англии, а также техническим директором (2017-2019) «Монако». Будучи техническим директором, он играл важную роль в осуществлении трансферов в «Челси», он привел в клуб таких игроков, как Сесар Аспиликуэта, Тибо Куртуа, Кевин де Брюйне, Ромелу Лукаку, Эден Азар. Все они стали игроками экстра-класса, построив свои карьеры либо в «Челси», либо в других топ-клубах Европы.
Руководство SPL пригласило Эменало на должность спортивного директора, надеясь, что он использует весь свой опыт и связи для развития SPL и саудовского футбола в целом. При Майкле Эменало в лигу уже успели перейти Неймар, Садио Мане, Рияд Марез и др. Однако предварительные итоги его работы можно будет подвести только по окончании этого сезона.
Другие источники финансирования клубов SPL
Однако не стоит думать, что клубы SPL существуют только за счет государственной поддержки. Саудовские клубы активно сотрудничают с местными и международными брендами, пользуясь своей повышающейся популярностью. Спонсорские контракты составляют значительную часть доходов клубов SPL.
«Аль-Наср»
«Аль-Наср» является одним из грандов SPL и одним из клубов, которым владеет PIF. Однако клуб функционирует не только за счет государственных средств. Так, согласно финансовому отчету за сезон 2021/2022, доходность клуба составила $127,3 млн, из которых 26 млн долларов (то есть около 21% от общей выручки) составили спонсорские выплаты. «Аль-Наср» активно сотрудничает с саудовскими и иностранными компаниями из сфер недвижимости («Shurfah»), туризма и развлечений («Qiddiya», «Al Hokair Group»), общественного питания и ресторанного бизнеса («Harry`s Pizza») и др.
«Аль-Иттихад»
«Аль-Иттихад» - еще один клуб, который был приобретен PIF в ходе реализации «Проекта инвестиций и приватизации спортивных клубов». Согласно финансовому отчету за сезон 2021/2022, клуб заработал $23 млн благодаря контрактам со спонсорами (общий доход за этот период – $90,3 млн). «Аль-Иттихад» так же, как и «Аль-Наср», активно сотрудничает с местными и иностранными компаниями в сферах водоподготовки («Berain»), ride-hailing («Yelo»), доставки («Shgradi») и др.
«Аль-Хиляль»
«Аль-Хиляль» - очередной саудовский гранд, приобретенный фондом PIF. В своем годовом отчете за сезон 2021/2022 клуб заявляет о том, что спонсорские доходы «Аль-Хиляля» достигли $55,6 млн, а общий доход составил $188,5 млн. Такие большие доходы от спонсоров клуб получил благодаря контрактами с компаниями из сферы недвижимости («Emaar Properties»), водоподготовки («Berain»), видеоигр («Savvy Games Group»). Также в 2023 году клуб подписал контракт с «Puma», которая стала новым производителем комплектов формы команды.
Примечательно, что большинство спонсоров этих клубов – представители развитых или активно развивающихся сфер бизнеса в регионе Персидского залива. Компании, замечая популяризацию футбола и рост интереса к этому спорту среди населения и к SPL среди фанатов футбола по всему миру, стремятся повысить узнаваемость своего бренда для успешного конкурирования в своих сферах.
Перспективы саудовского футбола
Огромное количество вложений в футбол со стороны государства, несомненно, дало SPL большой толчок, но, вспоминая примеры китайского и американского футбола, можно сделать вывод, что эффект от государственного финансирования крайне ограниченный и недолгосрочный, он не сможет вывести футбол в стране на принципиально новый уровень, сопоставимый с лучшими футбольными странами мира. Помимо этого, такой способ развития футбола имеет и негативный эффект. Из-за огромного государственного финансирования клубы SPL не боятся финансовых проблем, что приводит к деградации скаутской системы и системы управления клубов. Для дальнейшего развития лиге нужно постепенно отказываться от государственной поддержки в таких объемах с помощью следующих шагов:
Повышение популярности лиги для продажи прав на телетрансляции матчей
Несмотря на упомянутые выше успехи, достигнутые в этой сфере, SPL все еще значительно уступает европейским лигам по объемам продажи телеправ. Немецкая, итальянская, английская, французская и испанская высшие лиги заработали по $1+ млрд на продаже телеправ, тогда как SPL – только $16,8 млн (сезон 2021/2022). В этом сезоне этот показатель значительно увеличился и достиг примерно 100 млн, но это все еще очень далеко от уровня топ-5 лиг Европы. Для того чтобы достичь таких же показатель, управлению SPL необходимо повысить популярность лиги. Одним из критериев повышения популярности, несомненно, является общий уровень игры. Отсюда исходит следующий шаг.
Повышение уровня игры в лиге
Из-за того, что основной мотивацией иностранных игроков, переходящих в клубы SPL, является объем зарплаты, они меньше выкладываются на поле, соответственно, показывая гораздо более низкий уровень игры по сравнению с тем, что они демонстрировали в европейском футболе. При этом, наплыв иностранных игроков приводит к вытеснению саудовских футболистов из стартовых составов и даже из ротации клубов, что препятствует их развитию. Правительству Саудовской Аравии необходимо предпринять шаги, которые поменяют мотивацию футболистов, переходящих в SPL. В первую очередь, при покупке игроков нужно сделать ставку не на стареющих и знаменитых, а на еще малоизвестных, но голодных до побед игроков. Тут руководство лиги столкнется с еще одной проблемой: крайне низкий престиж клубов SPL и турниров, в которых они участвуют по сравнению с европейскими клубами и турнирами. Отсюда проистекает необходимость следующего шага.
Повышение престижа клубов SPL
Большинство молодых и перспективных футболистов, играющих в европейских клубах, не хотят переходить в клубы саудовской лиги, потому что они с самого детства наблюдали за европейских футболом, вдохновлялись и мечтали играть в командах своих кумиров и участвовать в турнирах, в которых соревновались их любимые клубы. Чтобы сломать эту тенденцию, правительству Саудовской Аравии необходимо предпринять шаги по повышению заинтересованности болельщиков в клубах SPL. Этот шаг, помимо привлечения талантливых игроков, поможет клубам стать более привлекательными в глазах спонсоров и покупателей телеправ, повысит доход от мерчендайзинга, что приведет к снижению доли государственного финансирования. Важность маркетинга и брендинга в развитии профессиональных футбольных клубов невозможно переоценить. Например, до COVID-19 футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» получил более 40% доходов от коммерческой деятельности (спонсорство, мерчендайзинг, лицензирование одежды и продуктов), 38% от продажи телеправ, а остальные - в дни домашних игр за счет продажи билетов (более 74 000 болельщиков за игру).
Саудовской Аравии придется пройти длинный и тернистый путь для достижения желаемых результатов по развитию футбола в стране. В настоящий момент уровень развития SPL не сильно превосходит провалившиеся проекты китайской CSL и американской MLS и дальнейший рост лиги зависит только от компетентности кадров в системе управления и их решений.