Зачем «Арсеналу» так много вратарей?
У многих болельщиков «Арсенала» сложилось впечатление, будто цель клуба в это трансферное окно — это подписание как можно большего количества вратарей. Напомню, что академия недавно пополнилась датчанином Лукасом Нюгором, о котором я писал здесь (крайне любопытный вратарь), затем «Арсенал» сделал предложение «Вулвз» о покупке их второго вратаря Дэна Бэнтли и продолжает развивать сделку о переходе Томми Сэтфорда, 18-летнего английского голкипера из «Аякса».
При этом в составе «Арсенала» по-прежнему есть три голкипера: железно основной Давид Райя, находящийся в поисках нового клуба Аарон Рамсдейл и Карл Хейн, которого планируют отдать в аренду для получения постоянной игровой практики. В случае переходов Бэнтли и Сэтфорда в команде будет одновременно 5 вратарей (если Сэтфорда приобретают для академии, то и в молодежке, и в основе будет по 4 голкипера). В британской прессе неоднократно заявляли о возросшем влиянии тренера вратарей Иньяки Канья, которому Артета не только полностью доверяет, но и, кажется, предоставил карт-бланш для реализации идей. Но что мы знаем о нем? В тренерский штаб «Арсенала» Канья пришел вместе с Микелем Артетой, до этого тренировал полтора года в «Брентфорде» и год в датском «Норшелланне». Именно с его приходом в клуб началась чехарда на позиции голкипера. Давид Райя, потеснивший из основы Рамсдейла, — личная кандидатура Канья, с которым он работал в «Брентфорде». С Алексом Руннарсоном, купленным у «Дижона», Канья пересекался во времена работы в «Норшелланне». Этот датский клуб также является последним клубом Лукаса Нюгора до перехода в «Арсенал».
Вопросов стало только больше, даже хочется построить конспирологическую теорию. Зачем в клубе столько вратарей? Неужели Канья — это второй Киа Джурабчиан, который лоббирует покупку своих любимцев в «Арсенал»? Исходя из того, что Канья пришел в клуб с Артетой и имеет прямой контакт с ним на ежедневной основе, можем ли мы предположить, что оба получают процент за такие странные переходы?
Все гораздо проще.
Наличие в составе более трех вратарей становится трендом
Обычно команды регистрируют в заявке на сезон трех вратарей: основного, запасного и резервного. К этому мы давно привыкли — в случае травмы одного из голкиперов всегда хочется иметь еще двух, чтобы подстраховать. Однако, в последние годы наблюдается тренд на привлечение второго резервного вратаря. Эдакая подмена для подмены подмены.
Самый недавний пример — решение Гарета Саутгейта привезти в сборную 38-летнего Тома Хитона из «Манчестер Юнайтед» для поддержки тренировочного процесса англичан на Чемпионате Европы в Германии. По сути Хитон просто ездил с командой и участвовал в тренировках, позволяя снять дополнительную нагрузку с Джордана Пикфорда. Не забываем, что вратари не только тренируют технически аспекты, но еще полноценно участвуют в игровых сессиях и также подверженны травмам, как и полевые.
«Вы можете добиться гораздо большего, когда у вас больше вратарей», — говорит Мэтт Пыздровски, бывший профессиональный вратарь, а ныне вратарский аналитик издания The Athletic. «Сегодня в тренерской работе все сводится к попытке воспроизвести игровые ситуации на тренировках. Это сложно сделать, если у вас всего два вратаря плюс тренер вратарей, но если у вас четыре вратаря плюс тренер вратарей, получается, что вас уже пятеро, так что вы можете проработать больше сценариев».
Важно отметить, что и к таким вратарям есть определенные требования, несмотря на то, что вероятность их использования в официальных матчах стремится к нулю. Такие вратари должны обладать высоким уровнем рабочей этики и позитивными чертами характера. От них ждут полной самоотдачи и концентрации на тренировках.
Идеальный пример такого вратаря — 38-летний Скотт Карсон из «Манчестер Сити», сыгравший лишь 117 минут в официальный встречах за 5 сезонов. Зато в его достижения входят 8 трофеев под руководством Гвардиолы, в том числе 4 титула АПЛ и победа в Лиге Чемпионов.
В этом контексте желание «Арсенала» добавить глубины на вратарской позиции находит свое объяснение. К тому же «Арсенал» не единственный клуб, который хочет провернуть подобное. «Ньюкасл» подписал двух вратарей с опытом работы в Премьер-лиге: Одиссеаса Влаходимоса из «Ноттингем Форест» и Джона Радди, который стал свободным агентом после вылета «Бирмингем Сити» в третий английский дивизион. На данный момент в «Ньюкасле» аж пять вратарей.
Контекст «Арсенала»
Предсезонка без Райи и Рамсдейла
На этой неделе команда Артеты начала полноценную предсезонную подготовку, а на следующей неделе уже будет находиться в США в рамках ставшего традиционным турне. Там «Арсенал» проведет три игры: против «Брентфорда», «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпуля». Головной боли Микелю Артете и Иньяки Канья добавляет отсутствие Давида Райи и Аарона Рамсдейла, которые получили дополнительные недели отдыха после Евро. Получается, что на данный момент участвовать в предсезонных сборах может только один голкипер из первой команды — Карл Хейн. Да и он должен уехать в аренду.
Конечно, для тренировок можно привлечь Алекса Рохаса, Брайна Оконкво или того же Лукаса Нюгора из молодежной команды, но в таком случае команда U-21 тоже не досчитается голкиперов. Ну а ехать в американское турне с таким набором, честно говоря, страшновато.
Логично, что «Арсенал» решил пойти за Дэном Бэнтли, запасным голкипером «Вулвз». В случае завершения сделки лондонцы смогут расчитывать, что на предсезонке не так сильно будет ощущаться дефицит вратарей. К тому же Бэнтли достаточно опытен — прохавал все прелести Чемпионшипа и появлялся в АПЛ.
Логика Иньяки Канья
Забавно, но Канья тоже успел поработать с Бэнтли в «Брентфорде» в сезоне 2018/2019. Получается, есть все основания полагать, что Канья уже приложил руки к переходам Руннарсона, Райя, Нюгора и вот-вот может заполучить еще одного бывшего подопечного. Очень пахнет кумовством, но все не так однобоко.
Ни один из вратарей, кроме Райя, не рассматривался как претендент на основу и переходил в «Арсенал» на позицию резервного голкипера — в качестве экстренного варианта. Как уже было сказано выше, выбор резервного голкипера в большей степени важен для поддержания тренировочного процесса. Игрок при этом сам понимает, что сможет получить игровое время только в случае, если яркий перформанс на тренировках наложится на чудовищный спад формы у двух коллег по цеху.
Именно поэтому обвинение Канья в кумовстве — это охота на ведьм. Его логика при выборе кандидатов на позицию третьего вратаря исходит из уверенности, что игрок будет должным образом поддерживать тренировочный процесс, не будет жаловаться на отсутствие игрового времени и будет поддерживать хорошие отношения в коллективе. Канья намеренно выбирает тех, с кем работал ранее, потому что знает: эти вратари подходят по всем критериям. Бонусом для вратарей идут улучшенные финансовые условия (при этом все еще не сопоставимые с теми, которые получают первый и второй номер на вратарской позиции), возможность тренироваться в одном из лучших клубов Англии с прекрасной инфраструктурой и топ-игроками, жизнь в Лондоне и т.д. Все довольны.
Правила регистрации и долгосрочные инвестиции
Клубы Английской Премьер-лиги обязаны внести в заявку минимум 8 доморощенных игроков из заявленного состава из 25 человек. Статус доморощенного присваивается тем игрокам, которые, независимо от национальности или возраста, были зарегистрированы в любом клубе Англии или Уэльса в течение трех полных сезонов до наступления 21-летнего возраста (или окончания сезона, в течение которого ему исполняется 21 год).
Бэнтли, помимо прочего, попадает под статус доморощенного, так как в детстве провел в академии «Арсенала» около 7 лет — еще один плюсик на случай проблем с заявкой для АПЛ или Лиги Чемпионов.
А вот Лукас Нюгор и Томми Сэтфорд — это примеры разумных долгосрочных инвестиций, за которые Канья обязательно стоит похвалить. Привлечение вратарей с высоким потенциалом до того, как их трансферная стоимость, возможно, взлетит до небес в другом клубе — это хорошая работа. Если учитывать количество затраченных средств (Нюгор пришел свободным агентом, а за Сэтфорда «Арсенал» выложит в районе 1 000 000£) — это отличная работа.
Оба воспитывались в системах, где вратари обязаны играть в современном стиле, в котором игра ногами и вклад в построение атаки важны точно так же, как и игра на ленточке. Оба являются вратарями своих молодежных сборных. Иными словами, это ценные перспективные активы, обладающие нужными качествами, чтобы в будущем сделать их основными вратарями «Арсенала» или продать в другой клуб с получением прибыли.
Юных Нюгора и Сэтфорда заявить в качестве доморощенных не получится, но они переходят в «Арсенал» в 18-летнем возрасте и уже через 3 года смогут получить этот статус.
Больше об «Арсенале» в авторском Telegram-канале The Cannon's Call