БАСТА. Моя жизнь. Моя правда (автобиография Марко Ван Бастена). История 13
«В конце концов, тень Йохана оказалась слишком большой для Де Моса»
Той весной «ФК Винкевин» впервые появился в газете. Там упоминались Джон Ван т’Схип и я. Сообщалось, что мы каждую неделю посещали Кройфа и проводили у него много времени, хотя на тот момент мы, возможно, побывали там всего несколько раз. Это было время, когда имя Йохана Кройфа стали активно связывать с «Аяксом». Де Мос утверждал, что мы с Джоном поздно приходили на тренировки, намеренно делали все неправильно, теряли время, мешали и создавали конфликты. Однако это было совсем не так. Но ему определенно что-то не нравилось - мы его явно раздражали.
23 апреля мы играли в гостях с «Утрехтом», и де Мос посадил меня со Схипом на скамейку запасных. Ни с того ни с сего. Это было похоже на объявление войны. Я был железным игроком стартового состава, как само собой разумеется. Джон, может быть, и не был, но все равно играл постоянно. Де Мос заявил прессе: «Ван Бастен не в своей тарелке». Я записал в своем блокноте после матча с «Утрехтом»: «Ад де Мос никогда не был в своей тарелке». Мы выиграли 1:0 благодаря Райкаарду, так что де Мосу все сошло с рук, но огонь тлел, и «Телеграаф» задорно продолжала его разжигать.
Следующий матч состоялся в воскресенье 5 мая против «Харлема». На той неделе Де Мос лежал в постели больной. Спитц Кон, который подменил его, поставил Джона и меня в стартовый состав. Это можно было понять на тренировке в субботу, за день до матча. Мы хорошо тренировались, так что это было логично. «Лучшие должны играть, это очевидно», - сказал тогда Спитц.
В субботу было абсолютно ясно, что Джон и я сыграем против «Харлема». Но когда эта новость дошла до Де Моса, он поехал в Амстердам в воскресенье, хотя у него была температура 40°, и вычеркнул наши имена на доске. Так что мы с Джоном в итоге не вышли на поле. Де Мосу нужно было доказать свою правоту, чего бы это ни стоило. Во время матча он также сидел на скамейке запасных.
В тот день «Харлему» мы проиграли 0:1. В автобусе на обратном пути в Амстердам атмосферу можно было резать ножом. Все были расстроены: Джон и я, потому что не сыграли; остальные игроки, потому что они проиграли и потому что «игра», которую вел Де Мос, была в ущерб результату; ну и сам Де Мос, потому что он сделал высокую ставку и погорел. В конце концов, вся ответственность легла на него.
Следующее утро понедельника 6 мая было очень странным. Как обычно, мы собрались в комнате для прессы у де Меера. Де Мос взял слово и сказал: «Дела явно идут не очень хорошо. Возможно, вы сможете быть более честными друг с другом без тренера. Поговорите между собой о том, что пошло не так, а потом мы снова вернемся». Затем он вместе со Спитцем Коном покинул пресс-центр и отправился в комнату отдыха игроков, чтобы посидеть за барной стойкой в ресторане Tante Sien.
В команде последовала дискуссия, которая привела к однозначному выводу: «Де Мос должен уйти, мы не можем продолжать в том же духе». В итоге мы провели голосование, и весомое большинство постановило: «Избавьтесь от Де Моса». Все прошло очень быстро, в течение десяти минут или около того. Дик Схунакер был тогда капитаном, и ему выпало звонить председателю.
Это была необычная ситуация: Ад Де Мос и Спитц Кон пили кофе в комнате отдыха игроков, в нескольких метрах от нас, и ждали, пока мы, игроки, закончим разговор. Смешно было то, что телефон был только один, и он был установлен на стене в кухне Tante Sien, за барной стойкой, где сидели Де Мос и Кон. Так что Схунакеру пришлось непросто.
У председателя Хармсена была отопительная компания в Демене, в двух шагах от дома. Схунакер сказал что-то вроде: «Вы нужны нам здесь, потому что у нас небольшая проблема». Хармсен, довольно угрюмый человек, прибыл через десять минут. Пройдя мимо де Моса, он проследовал в комнату для прессы, где находились все мы. «Что происходит, ребята?», и Дик дал свое объяснение, получив поддержку от Райкаарда, меня и большинства игроков.
Хармсен просто сказал: «Ну, тогда тренер должен уйти, не так ли?». Он вышел из комнаты для прессы и попросил де Моса пройти с ним в кабинет. Затем он быстро отстранил его от работы. Де Мос сразу же ушел, и больше я с ним не разговаривал. На следующий день у нас был другой матч, поэтому у нас было мало времени, чтобы зацикливаться на этом.
Для самого Де Моса это стало полной неожиданностью. Мы были на первом месте в таблице, не забывайте. Но он знал, что когда Кройф начинает проявлять активность, все приходит в движение. Хотя два года назад Хармсен сказал: «Мы никогда больше не увидим Кройфа в нашей команде». Это было после того, как они с ним сильно поссорились, и Йохан ушел в «Фейеноорд».
Три недели спустя мы оформили чемпионство в гостевом матче с «Родой»: отличный вечер без Де Моса, и со Спитцем Коном в кресле тренера.
Шесть недель спустя Йохан Кройф был представлен как новый тренер «Аякса», хотя у него еще не было тренерского значка, поэтому официально он был назначен техническим консультантом. Таким образом, все выглядело как заранее продуманный план. Мы с Джоном, конечно, хотели, чтобы он стал тренером, это не было секретом, но ни в коем случае мы не вынашивали план сместить де Моса.
С Адом де Мосом у нас был неспокойный год, и трудный сезон. Это была очень ухабистая поездка. Постепенно все больше и больше игроков начинали понимать, что так быть не должно.
Поэтому переход Йохана на пост тренера был в общем то неизбежен. В конце концов, тень Кройфа оказалась слишком большой для Де Моса. Я не хочу уклоняться от ответственности за все это, мы тоже сыграли свою роль.
В то время Де Мос также только начинал свою тренерскую карьеру, и, возможно, он слишком стремился заявить о себе. В последние годы я узнал его уже как уравновешенного человека, который может здраво рассуждать о футболе.
В 1988 году, в Страсбурге, он сумел отомстить «Аяксу», обыграв его в финале Кубка обладателей кубков в качестве тренера «Мехелена». Но к тому времени я уже давно перешел в «Милан».
Продолжение следует…
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на наш блог, ставьте плюсики, делитесь мыслями. Репостите нас среди друзей и знакомых, рекомендуйте направо и налево!
Мы в Telegram
Мы в Дзен
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ к нашей медиавселенной!
Хочешь поучаствовать в народной интеллектуальной забаве на футбольную тему? ЖМИ сюда!
Из его времени в Аяксе я помню только финал Кубка кубков с немецким Локомотивом и тот самый гол Ден Бошу.