БАСТА. Моя жизнь. Моя правда (автобиография Марко Ван Бастена). История 12
«Действительно, Йохан был своего рода бесконечным источником чистой любви к футболу»
ФК ВИНКЕВИН
Год после того, как Йохан Кройф прекратил играть, был странным. Он был частью «Фейеноорда», который стал чемпионом в мае 1984 года. Плюс Йохан нахамил председателю совета директоров «Аякса» Хармсену. В то время Кройф уже не проводил так много времени в Амстердаме; впервые за много лет он был дома, иногда в Барселоне, иногда в Винкевине.
Я регулярно общался с ним. Как и Джон Ван т’Схип. В сентябре Джон почувствовал онемение, которое началось еще в отпуске. Оказалось, что это грыжа межпозвоночного диска, и он лег под нож в Гронингене. Йохан в то время консультировал его и поехал в Гронинген вместе с матерью Джона, чтобы она могла навестить сына. Кройф взял с собой видеомагнитофон и несколько кассет VHS. Там Йохан вступил в разговор с врачом и даже захотел сам присутствовать на операции, чтобы убедиться, что все будет сделано правильно. Джон, который потом узнал об этом, пошутил: «Я не удивился, если бы Йохан сам и провел операцию».
Вот как Кройф был вовлечен в процесс в то время. Именно такое внимание ценишь, будучи молодым игроком. Йохан так и поступил. Когда Джон снова был на ногах, мы регулярно навещали Йохана в Винкевине. Его жена Дэнни часто открывала дверь и звала: «Йохан, это ребята!»
Потом мы пили кофе, и Кройф начинал делиться своим опытом. Рассказывал о карьере в Испании, в Америке: всегда о футболе. Мы все это поглощали. Через час или около того мы, из вежливости, говорили: «Нам действительно пора идти». Но Йохан с радостью просиживал еще полчаса у ворот. Он был так полон решимости донести свое видение, свои идеи. Это было видно во всем, что он делал. Он был полностью одержим игрой, всегда делился своими собственными впечатлениями от матчей с нашим участием, потому что он следил за всем. Действительно, Йохан был своего рода бесконечным источником чистой любви к футболу. И мы думали, что это замечательно. У нас же были места в первом ряду.
Мы также были первыми двумя футболистами, которых спонсировал Cruyff Sports, его бренд спортивной одежды. Джек ван Гелдер тогда курировал все это. Дважды в год мы с Джоном ездили в оптовый магазин МакГрегора в Ваалвейке и делали покупки бесплатно. Это было великолепно. Мы оба набивали целую тележку покупок. Я помню, как Джек позвонил нам в конце года: «Ребята, вы дважды превысили бюджет». Но ничего не произошло. Йохан также никогда не упоминал об этом. Он говорил исключительно о футболе.
Иногда мы нервничали, стоя у его двери. Я помню, как однажды позвонил ему в день его рождения. Мы не знали, что подарить, но и с пустыми руками приходить не хотелось. Помню, в итоге мы купили аромат Azzaro. Ему он очень понравился, но уже через минуту он отложил его и снова заговорил о футболе.
У меня осталось яркое воспоминание о дне рождения одной из его дочерей. В какой-то момент мы все играли в футбол в его саду. У него был огромный сад, с небольшим лугом рядом. Там мы играли с двумя маленькими металлическими воротами. Все присоединились: сын Кройфа Йорди со своими маленькими друзьями, Йохан и я, конечно. Мы с Йоханом начали передавать мяч друг другу и помчались к другим воротам, не давая никому возможности забрать у нас мяч. Мы обошли всех, накрутив их 13 или 14 раз. Потом один из нас забил гол. Это был прекрасный момент. Волшебный. В нем можно было увидеть детскую увлеченность, любовь к мячу и игре. Это было то, что мы оба разделяли. Такое никогда не забывается.
Кройф был свободным агентом, но следил за футболом и время от времени приходил посмотреть на нас. Затем мы разговаривали, но уже под другим углом, гипотетически представляя Йохана тренером «Аякса».
Ад де Мос был тренером «Аякса» в течение нескольких лет. По мнению самого Йохана, это был топ-менеджер. Именно при нем мы обыграли «Фейеноорд» с Кройфом в составе со счетом 8:2. Так что де Мос, конечно, был не дурак, но Йохан был Йоханом. Для нас он казался более увлекающим и более сложным. С нашей стороны, конечно, не было никакого предвзятого плана, но процесс пошел. Как это обычно бывает с Кройфом. У него было большое влияние. Он был очень близок к газете «Телеграаф», и в любом случае у него были связи в СМИ. Я сам испытал это позже, когда стал тренером сборной. Когда Йохан что-то говорит, начинают происходить самые разные вещи.
Тот сезон 84/85 проходил совсем неплохо с точки зрения результатов. В апреле мы были даже на пять очков впереди. Чемпионат был в наших руках, но в команде уже несколько месяцев ходили разные слухи.
По поводу нашего вылета из Кубка УЕФА в ноябре против пражского «Богемианса» де Мос сказал в газете: «С Ваненбургом и Райкаардом вы не можете выиграть войну». Это не очень понравилось молодым игрокам. Де Мос всегда был ближе к старшим игрокам, чем к нам. Возможно, он также начал слишком сильно верить в себя, потому что два месяца спустя он где-то заявил: «Аякс теперь следует моему примеру». Нескольким людям в клубе это совсем не понравилось.
Продолжение следует…
Подписывайтесь на наш блог, ставьте плюсики, делитесь мыслями. Репостите нас среди друзей и знакомых, рекомендуйте направо и налево!
Мы в Telegram
Мы в Дзен
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ к нашей медиавселенной!
Хочешь поучаствовать в народной интеллектуальной забаве на футбольную тему? ЖМИ сюда!