Прощание с Лукой. Текст, который стоило написать Эсхилу
Этот текст должен был бы написать Василий Уткин. Или Эсхил. По масштабу это античная трагедия и оба справились бы так, что ни один афинский театр не отказался бы поставить ее по всем правилам с хором и всеми необходимыми деталями.
Когда журналист спросил Модрича не стоит ли дать возможность молодежи попытаться спасти Хорватию, Лука обиделся и ушел с интервью. Это выглядело не очень. Сходящий с подмостков ветеран обижается, когда ему напоминают про его возраст и цепляется до последнего за возможность выйти на поле. Лежит поваленным бревном на пути молодых.
Но Модрич ответил на поле.
Я садился смотреть этот матч и болеть за Италию. По своим личным, не важным здесь причинам. Все изменилось на 55 минуте.
Футбол отражение жизни. Банальность. Но в жизни нельзя за минуту превратиться из посмешища (ну, ладно, просто неудачника) в супергероя. На поле можно.
Представляете, если б Модрич не забил тот пенальти и все на этом закончилось? 0:0, хорваты вылетают, и тот самый журналист снова подходит к Луке с ядовитым вопросом: «Ну, так как? Не стоило все-таки хотя бы дать пробить кому-то другому?»
Великим игроком он бы не перестал быть, но в последнем матче на крупном турнире запомнился бы именно так. Старик, который слишком много на себя взял и не потянул.
Но после сэйва Доннаруммы, буквально через минуту, он забивает. Выводит хорватов вперед. Команда вываливает на поле праздновать гол, и он лежит погребенный под их телами с закрытым руками лицом. Есть от чего расплакаться.
Не представляю это ощущение.
Никакие американские горки с этим не сравнятся.
Из шута в короли за минуту.
После этого гола не болеть за хорватов (ладно, не за хорватов, лично за Модрича) было невозможно. Ну, как? Это же было чудо. Реально. У вас на глазах, во всамделишной жизни, без репетиций сняли блокбастер. С живыми людьми. Не актерами. Драма в прямом эфире.
Только до конца драмы оставалось еще 35 минут плюс еще чуть-чуть. 8 раз по чуть-чуть.
Откуда взялись эти 8 минут? Было бы их 7 мы жили бы в другом мире. Но нет. 8.
Вопрос конечно риторический и (сознаюсь) идиотский. Но судья же тоже все понимает. И Спаллетти все понимает. Им не надо погружаться в контекст. Вот ты честно выполняешь свою работу, а вот становишься злодеем. Ну, правда. Для всех нейтральных болельщиков (простите мне эту вольность. Я, наверное, преувеличиваю, но мне так кажется) ты оказываешься на той стороне, которая играет против Героя. Каково это?
Я не про то, что Спаллетти должен был приложить руку к лысине и сказать: «Ладно. Больно красивый сюжет. Сдаемся». Конечно, нет. Ну вот так получилось, что победа Италии и Спаллетти стала трагедией для одного из величайших игроков в истории футбола. Это бывает сплошь и рядом. Это спорт. Но в этот раз как-то сложилось все больно по киношному. И доктором Зло выпало стать милейшему итальянцу по имени Лучано.
Так сложилось.
И у судьи, наверное, есть объяснение про эти 8 минут. Не 7. Сколько оставалось до финального свистка, когда бил Дзакканьи? Секунд 5?
Символично, что и Модрича то на поле уже не было. Он сделал свое дело и отдал себя в руки судьбе. Очень по гречески.
Помните, как Месси стоял в центральном круге во время финала и смотрел как его товарищи по команде бьют пенальти. Решают быть ли ему чемпионом мира. Перекликается, да?
Почему я говорю, что невозможно было не болеть за Хорватию после того, как сюжет повернул в сторону незабитого пенальти и гола через минуту. Не знаю, может я такой чувствительный и натягиваю сову на мяч, но мы же все любим красивые истории и хотим, чтоб в них был счастливый конец. Чтоб мир был прекрасен и справедлив. И сегодня красота и справедливость сосредоточились в этом почти сорокалетнем блондине. Бельмондо не хватило пяти шагов. Ему пяти секунд. Мир остался несправедлив, уродлив и погружен во тьму.
Тоже мне новость.
P.S. А ведь в этом матче был еще один сюжет. Спин-офф. Но он еще не закончился. Ему жить еще два дня. Собственно, как и в жизни. Извини, Лука. Сегодня мне очень тебя жалко. Уткин и Эсхил лучше бы описали это чувство. Но я уже думаю о новых сюжетах в этом несправедливом мире. Спасибо тебе. И до свидания.