Трибуна
13 мин.

«Лето, когда только футбол по телевизору мог загнать тебя домой». Читаем ваши воспоминания о Евро-2004

Недавно мы поделились воспоминаниями сотрудников Спортса о Евро-2004, а в комментариях объявили конкурс на ваши истории. Спасибо вам за них – они очень искренние и настоящие: читали с большим удовольствием и ностальгировали. Победителя два и мы готовы их назвать! Напомним, одного выбирали читатели, а второго – наша команда Трибуны.

Победители!

Выбор пользователей –  Zahar Romanenkov. Его история стала самой заплюсованной в комментариях! Поздравляем и читаем.

Именно с Евро-2004 у меня связаны самые теплые детские воспоминания. Мне было 8, я только прилетел из Египта в Москву, пошел на коробку играть с отцом в день матча Португалия – Греция. К нам подошел пьяный мужик и попросил ударить «на технику», мяч естественно улетел. Я тогда испугался, а сейчас со смехом вспоминаю. Прихожу домой, а там уже матч начался. Естественно, был уверен, что Португалия размажет, но был в шоке. Затем наши благополучно проиграли Испании, а я уехал на дачу. Там и прошли счастливые дни того Евро: удаление Овчинникова, договорняк Швеции и Дании, пятка Златана, автобус греков и скандал в сборной в связи с интервью Мостового.

Когда пересматриваю моменты того Евро, то вспоминаю свое детство… Это что-то личное, оно никуда не уйдет. И вот проходит 4 года, я снова на даче под городом Чехов (Московская область), 2008 год. Россия начинает из рук вон плохо с Испанией… Уже особо верить не хочется, на чердаке свежий Total Football, играю в поле с пацанами в футбол, по вечерам разводим костер и ждем матчи… Наши с греками, упорная борьба, пас Семака... Я выбегаю в ночной сад и оруууу… В соседних домах включается свет.

Игра со Швецией, возвращение Аршавина… Надежды… Удар Павлюченко, гол Андрея Сергеевича. Мы вышли из группы, я снова ору на весь сад… Соседка тетя Мила на следующий день проезжала на машине, остановилась и сказала: «Егор, ты будишь нас уже какую ночь. Что случилось?»

1/4 с Нидерландами… Я смотрю с отцом на веранде, в комнате дедушка, который видел много турниров и привил мне любовь к спорту. Смотрел в комментарии Орлова – великий репортаж. Столько моментов, гол Павлюченко, и я уже не думая бегу на улицу. Выбегает сосед, мы орем на весь поселок. Голландия сравнивает, папа говорит: надо ждать пенальти, там шансов больше. Жирков падает в штрафной, я снова бегу во двор и ору: пенальти! Возвращаюсь, а игра продолжается. Михелс просит продолжать. А там сами все знаете…

Это лучшее события детства, я не знаю, что может быть круче. Забеги Аршавина, гол Торбинского, прыгающий Гус Иваныч... Мы пошли гулять по поселку, кругом пьяные мужики, все обнимаются, никто не верит. На полуфинал с Испанией мы с мамой полетели в Барселону. Матч смотрели в компании испанцев, наших даже фаворитами считали, но увы… Поздравлял испанцев, купил футболку Фабрегаса, съездил на «Камп Ноу» и влюбился в «Барселону», с 12 лет она со мной. Финал смотрел также в компании испанцев, а потом вышел на улицу – там был настоящий праздник и танцы.

Может, по-детски банально вышло, но эти эмоции со мной навсегда. Через 13 лет вернулся на дачу и нашел тот самый выпуск Total Football с Дрогбой на обложке. P.S. Ну и куда же без стикеров Panini, собирали всем классом наклейки Евро-08, мне штук 20 не хватило, друг пару повторок зажал, я обиделся на него :)

Выбор команды Трибуны Leo_Messi10. Эту историю выбрала наша команда общим голосованием. Вот она!

Чемпионат Европы-2004 должен был стать для меня первым крупным турниром, просмотренным у экрана телевизора. Мне было 10. Я и брат ждали его с огромным нетерпением и начали готовиться к нему за несколько недель. Первое, что мы сделали – собрали небольшую мелочь и отправились в один из ближайших киосков для покупки спецвыпуска газеты «Еврофутбол», где была вся информация и командах-финалистах. Но газета прожила недолго: спустя несколько дней мы распотрошили ее для самодельной тетрадки к чемпионату, в которую вклеивали составы, фотографии, рисовали логотипы сборных и вручную делали портфолио каждого участника Евро. 

За день до открытия Евро у меня был день рождения. После домашней посиделки я отправился с другом в свой двор погонять мяч, нацепив новенькую лигочемпионскую футболку «Локомотива» с фамилией Измайлов на спине. Не знаю, представлял ли я себя на лиссабонском «Да Луш» или еще где-нибудь на португальском стадионе, когда наносил удар, но прекрасно помню, что в этот момент моя нога подкосилась и я всем весом упал на выпрямленную левую руку, которую по незнанию не смог сгруппировать. В итоге злополучное падение и громкий детский крик – так я переживал перелом. Со слезами я вернулся домой, рассказал все родителям и в тот же вечер поехал в травмпункт, где мне, перепуганному, наложили гипс. В итоге матч открытия и игру наших с испанцами я смотрел с перевязанной бинтами рукой и косынкой.

Впрочем, ни травма, ни даже поражение от Испании не испортили во мне воодушевленного праздником футбола настроения. С братом мы шли во двор, брали туда нашу тетрадку, и, выучив составы играющих команд и вообразив себя на чемпионате, репетировали матчи Евро, причем я умудрялся играть в воротах с огипсованной рукой. С ним же я собирал коллекцию фишек к Евро-2004 и впервые пробовал пепси-колу, на которую мы, сорванцы, нахально брали деньги из маминого кошелька. Иначе и не могло быть, ведь на банках были звезды мирового футбола: Бекхэм, Рауль, Роберто Карлос, Тотти и наш Марат Измайлов. Чуть позже мы добрались и до больших пластиковых бутылок, на которые тратили немыслимые по тем временам 40 рублей. Но и эта трата была оправдана: со всех крышек на нас также смотрели лучшие футболисты планеты. 

Евро между тем шел полным ходом. Пожалуй, наибольшее удовольствие я получил на матче-песне Англия-Хорватия. И вовсе не потому, что эта игра стала самой результативной на чемпионате. Просто в тот день мне попало в руки целое море чипсов и сухариков, которые я в унисон происходящему на поле смаковал на протяжении всех 90 минут. Ну а больше всего эмоций я оставил, конечно, на триллере между Португалией и Англией. Я так сильно болел за англичан, что промах Васселла в серии пенальти и победный гол вратаря Рикарду расстроили меня не меньше сломанной руки. Когда игра закончилась, на часах было уже два часа ночи – так поздно футбол я еще не смотрел. 

А вот за главную «золушку» Евро, Чехию, я не болел. Почему – не знаю. Хотя их камбэки на групповом этапе мне отпечатались на всю жизнь. Зато всем сердцем переживал за греков – от самого первого матча до финала, за исключением, разве что, игры с нашими, где болельщицкие предпочтения могли быть только на одной стороне. Я праздновал гол Харистеаса французам и вместе с Никополидисом ждал финального свистка. Затем с радостью узнал о том, что в полуфинале повержены чехи, ибо досмотреть этот матч до конца я не мог. Однако финал я не проспал, как получилось с финалом Лиги чемпионов «Порту» – «Монако», запечатлев в своей памяти исторический мяч все того же Харистеаса и слезы юного Криштиану Роналду. Вот таким я запомнил Евро-2004 – турнир, с которого началась моя любовь к футболу.

Свяжемся с победителями до 27 июня и отправим подарки – паки к Евро-2024: альбом и наклейки Topps.

А теперь предлагаем почитать и другие яркие истории, которыми вы поделились в комментариях.

Yegor Belov

Лето 2004-го года я, 15-летний пацан, частично провел в полевом лагере. Это был лесной палаточный городок где-то в Подмосковье. Поехали мы туда от досугового центра, задача была помочь с реставрацией давно заброшенной усадьбы графа Келлера. Разумеется, никаких телевизоров там не было, только кнопочный мобильный телефон. Я очень хотел посмотреть матч сборной России против греков – другие игры групповой стадии застал еще в Москве.

Неподалеку от палаточного городка мы с моей мамой – она работала в лагере вожатой – нашли ветхий полуразрушенный домик (видимо, времен того самого графа Келлера). Там жил мужичок, который, как выяснилось, смотрел матчи Евро на своем стареньком телевизоре. Картинка была черно-белой, сигнал то и дело пропадал. Но разве это имело большое значение, ведь я увидел в прямом эфире ту самую победу российской сборной, единственный наш успех на том турнире. Дмитрий Кириченко забил самый быстрый гол в истории чемпионатов Европы, потом ворота соперника поразил Дмитрий Булыкин. Наши победили – 2:1. Помню, что очень радовался, хоть тот матч для россиян и не имел турнирного значения – из-за двух поражений на старте команда лишилась шансов выйти в плей-офф. Как выяснилось позже, в тот вечер мы обыграли будущих чемпионов.

Я вернулся в свою палатку счастливым. Удивительное дело: это было 20 лет назад…

elninjo_3

В 2004-м я был на производственной геологической практике в тайге, где-то на юго-востоке Кольского полуострова. Ни людей, ни поселений вокруг не было. К нам раз в три недели прилетал вертолет и перевозил на новую точку, где я мыл алмазы. Из связи с внешним миром у нас была рация и приемник. Никаких телефонов, телевизоров, интернета и прочих благ цивилизации. В этих глухих местах, кроме длинных волн, где вещали китайцы и арабы, ловился Маяк и почему-то Второй канал.

Матчи показывали по Первому и Второму каналу через раз. Мы слушали трансляции на Маяке и целиком матч по Второму каналу. Но это же приемник, не всегда по комментарию можно все понять. Мы играли с Португалией. Когда Манише забил нам гол, всем показалось, что это забили наши. И на 89-й минуте, когда второй гол забил Руй Кошта, я ужасно расстроился, ведь мне казалось, что у нас отняли победу. И только потом в новостях на Маяке я с удивлением обнаружил, что мы продули 0:2...Такие дела.

zrqrwbm225

Мой первый чемпионат Европы. Все началось двумя годами ранее, в возрасте 8 лет, с корейско-японского мундиаля. Но если история просмотра чемпионата мира имела спонтанный и неосознанный характер, то к чемпионату Европы в Португалии я подходил во всеоружии. Составы, статистика, стадионы, формы команд – все было учтено. В день открытия первенства во дворе на футбольном поле было очень оживленно, впрочем как и всегда. Единственное, что отличало этот день от других – оживленная беседа, основная тема, конечно же, касалась предстоящего матча между Россией и Испанией, Португалия – Греция это всего лишь разминка.

Я и другие ребята помладше наивно верили в победу России: «ну как же, у нас же Овчинников, Мостовой, Аленичев, Сычев?» – парировали мы на скептические настроения ребят постарше, тех, кто хоть и видел победу на «Стад Де Франс», но все же смотрел на вещи реально. На время двор опустел, мертвая тишина пришла на смену крикам и эмоциям, которые наполняли двор за счет футбольного поля, к слову, у нас не было «коробки» как у многих. У нас был песок вперемешку с мелкими камнями и воротами, а линию аута мы определяли по траве, которая очерчивала площадку. Все ушли смотреть матч открытия. Я прекрасно помню забитые мячи в той игре, помню дальний удар Карагуниса, помню гол с пенальти Басинаса. Помню слезы Роналду.

С ума сойти, прошло 20 лет с того момента, а я, собирая состав в фэнтези, ломаю голову, брать Роналду в команду или нет. В противостоянии Месси и Роналду я всегда на стороне первого, но глупо отрицать, что Криштиану – великий. 20 лет прошло, а он все еще в деле.

После матча открытия мы вновь собрались во дворе, напряжение ощущалось еще сильнее. Мы уже не обсуждали предстоящую игру сборной, говорили на разные темы, кого-то волновали школьные вопросы, кого-то армия, кого-то взаимоотношения с прекрасным полом. Говорили обо всем, но только не об игре. Время. Мы молча разбрелись по домам. Валерон 0:1. В голове только одна мысль: «это только первая игра». Уже потом будут 0:2 от Португалии. Перфоманс Зидана в матче с Англией. Группа смерти с немцами, голландцами и чехами. Плевок Тотти, Слезы Кассано. Живописная картинка стадиона «Брага Мунисипал». Серия пенальти Португалия – Англия и Рикарду без перчаток. Мое искреннее разочарование от поражения чехов в полуфинале в матче с Грецией. Невзрачный финал и яркое празднование греков.

Наверное, это был не самый зрелищный чемпионат Европы, но когда ты наивный ребенок и это по-настоящему первое первенство в твоей жизни – для тебя оно становится лучшим. Воспоминания о нем такие же теплые, как то лето 2004 года. Лето, когда каждый второй был в футболке команды участницы Евро с рынка. Лето, когда мяч Roteiro вызывал у всех восторг. Лето, когда играя между собой, вы брали роли действующих игроков, и вот уже на одной площадке встречались Бекхэм, Зидан, Тотти, Рауль, Давидс. Лето, когда только футбол по телевизору мог загнать тебя домой. Теплое, трогательное, искреннее лето 2004 года.  Спасибо тебе, Евро 2004.

Гамарджоба Генацвале

Прямо перед Евро накрылся телек. Купить быстро тогда родителям было сложно. Батя притащил откуда-то старый черно-белый телек «Таурас». Там сзади лампочки всякие были, две высоковольтные слева – помню, потому что хреначило меня током несколько раз. Телек был старый, у одной лампы было уже гнездо тыщу раз запаяно и пайка отошла, изображение пропало, отец в ночь уходил на работу, а вечером матч сборной России. Паять, естественно, я не умел. Батя перед уходом показал, что нужно лампочку эту прижать к гнезду, тогда контакт появляется, лампа загорается и появляется изображение. Вот так я эту лампу в тот вечер и держал 2 часа, а наши проиграли португальцам, было обидно. Можно сказать, держал свечку в проигранном матче сборной.

aLexus

Лето 2004-го. Мне 13. Весь чемпионат отсмотрен от корки до корки: каникулы, оба канала ловит наша антенна-лесенка, пристроенная к сараю, время начала матчей щадящее жителей московского часового пояса.

Пропустил только Дания – Италия, встречал старшего брата, что на лето приехал из хмурого Якутска в наш еще тихий поселок на берегу Черного моря. Футбол я знал назубок. Быстро вычислял блестящую лысину Яннакопулоса, наивный постсоветский ирокез Верпаковскиса, акробатически невероятного мальчугана Ибрагимовича, заклеенные несуразным пластырем серьги Криша. Смотрели с отцом и снующей повсюду трехлетней сестрой. Даже помню запах маминых пирогов. Еще накануне осенью мы с мелкой разучили глупую «Мы едем в Португалию, ля-ля, ля-ля» и водрузили на телевизор сделанный из бумаги российский триколор, воткнув его в отверстие для комнатной антенны.

Мы даже устроили конкурс прогнозов: я старательно вел тетрадочку и учитывал, кто угадал счет, разницу голов, их количество и т.п. Конкурс выиграла тогда еще тайно презирающая футбол мама (разделала нас, спецов в ногомяче, под орех). Она угадала счет во всех матчах наших (смилостивились к ним лишь в последнем туре, когда я ее уговаривал чуть ли не на коленях) и греков (за них и болели взрослые: «наши же, православные, смотри, даже крестики на шеях»). Когда «Ангел Христос» забил на 57-й (год рождения папы), ходуном ходил весь дом. Это была славная охота и, пожалуй, самый жаркий июнь в моей жизни.

И если, согласно афоризму, Греция – это, где все есть, то для меня Греция – это, когда все было. Здоровье мамы, хорошее настроение папы, кинескоп и антенна, ротейро и Ярцев, большой спорт на больших телеканалах. И будущее у меня. И, черт возьми, не менее интересное будущее у меня.

Фото: Gettyimages.ru/Andreas Rentz/Bongarts, Ross Kinnaird, Martin Rose/Bongarts, Laurence Griffiths, Ben Radford