Десайи принял Панова за мальчика, выводящего футболистов на поле
Как получилось, что нам нужно было обыгрывать чемпионов мира - 1998 на их поле
От совмещения Анатолием Бышовцем постов главных тренеров в «Зените» и сборной, лучше не стало ни сине-бело-голубым, ни нашей национальной команде. «За двумя зайцами погонишься...»
«Зенит» после того, как Бышовец стал главным тренером сборной России, в оставшихся 13 турах одержал всего четыре победы и упустил первое место, которое удерживал в середине чемпионата, финишировав лишь пятым. Впрочем, ближе к концу сезона бразды правления постепенно взял на себя Анатолий Давыдов, в следующем году завоевавший вместе с петербуржцами Кубок России.
Да и то время, пока Бышовец совмещал оба поста, он уже целиком был поглощён делами сборной. Но, как мы уже сказали, и сборной от этого лучше не стало. Был установлен антирекорд: Россия проиграла все шесть матчей под руководством Анатолия Фёдоровича. Три товарищеских - Швеции, Испании, Бразилии и четыре отборочных - Украине в Киеве, Франции в «Лужниках», Исландии в Рейкьявике, когда единственный мяч забил Юрий Ковтун в свои ворота.
Нельзя не отметить, что все поражения, кроме 1:5 от бразильцев, были с минимальным счётом. Последний матч Бышовца у руля сборной вышел эпичным. Второй состав нашей команды добирался до бразильской Форталезы 32 часа с тремя пересадками, был разгромлен тетракампионами, а после наши игроки сыграли в футбол с местными кудесниками на пляже и в процессе игры были «обуты» на деньги, затем же на российских футболистов ещё напали с ножами - пришлось лишиться и золотых украшений.
Как бы то ни было, после таких результатов команде Олега Романцева, пришедшего на смену Бышовцу, для выхода на Евро-2000 нужно было выигрывать все оставшиеся игры. Задачу сборная начала блестяще выполнять сначала в Ереване в игре против Армении зенитовцев Романа Березовского и Саркиса Овсепяна, затем против Андорры на старом «Локомотиве» - победы 3:0 и 6:1.
Камнем преткновения выглядели действующие чемпионы мира - казалось, что победить французов на «Стад де Франс» невозможно.
Игру с французами предваряла товарищеская встреча в Туле с белорусами (символично, что в эту пятницу нас вновь ждёт игра с сябрами). Невнятная ничья 1:1, впрочем, оптимизма не прибавила. Тем неожиданнее стало то, что произошло вечером 5 июня 1999 года в Сен-Дени.
Восторг, разочарование, слёзы, проблеск надежды и эйфория
Уверен, многие из тех, кто смотрел трансляцию или, быть может, даже был на стадионе (русских болельщиков на «Стад де Франс» было очень мало) признают, что это один из лучших матчей, который они видели в жизни, если не лучший...
Сдержанный оптимизм от игры сборной в начале, восторг в конце первого тайма, когда Александр Панов открыл счёт, разочарование и слёзы после голов Эммануэля Пети и Сильвена Вильтора, когда уже показалось, что русской футбольной сказке пришёл конец. Но затем - проблеск надежды после второго гола «колпинской ракеты». Панов опередил Марселя Десайи и точно пробил в ближнюю девятку ворот великого лысого Фабьена Бартеза.
А через одиннадцать минут Владимир Бесчастных опережает Лорана Блана, отдаёт на Илью Цымбаларя, тот совершает проход и делает передачу на набегающего Валерия Карпина, который вколачивает мяч в ворота! Восторг ещё за несколько мгновений до гола - уже было понятно, что мячу некуда было деваться, кроме как влетать сетку ворот, - и безудержная радость, эйфория от ощущения, что наша национальная команда может всё! Она только что сделала невозможное: обыграла французов на домашнем стадионе, где в прошлом году они стали чемпионами мира.
Для поклонников «Зенита» радость эта была особенной: десять дней назад их любимый клуб завоевал первый за 24 года трофей, выиграв национальный кубок, в финале которого дублем отметился Панов. А тут их любимец снова забивает два, но уже в ворота действующих чемпионов мира, и делает счастливой всю страну.
Александр Панов в своей книге «Мой французский дубль. Жизнь до и после триумфа» вспоминает:
«Забавный эпизод имел место до начала встречи. Там, где футболисты готовятся к выходу на арену. Вероятно, настолько я не впечатлял соперников габаритами...
Огромный француз, замечательный мастер футбола Десайи, принял меня, игрока российской сборной, за юного мальчонку. Руку протянул: дескать, не стесняйся, пойдём на поле. Спустя мгновение оба посмеялись казусу. Десайи, его партнёры, хочется верить, в полной мере оценили тогда скорость и результативность «малыша» из России.
Повторюсь, то был главный финал в моей карьере, и я его, без ложной скромности, выиграл. Отдал себя без остатка».
«Финалов» же на пути к Бельгии и Голландии было ещё четыре: в московскую жару на «Динамо» одержали минимальную победу над Исландией - 1:0, в «Лужниках» уверенно во второй раз переиграли Армению - 2:0, неожиданно возникли проблемы в Андорре, но их решил дубль капитана Виктора Онопко - 2:1. А потом был матч с украинцами в уже переполненных «Лужниках»... Но это уже совсем другая история. В ночь же на 6 июня 1999 года было счастье от осознания того, что мы лучше чемпионов мира.
Подписывайтесь на канал «Спортивная горячка» в телеграме: sport_fever