Как управлять «Ливерпулем»: «Связь с людьми. Будьте честными и подлинными»
Арне Слот приступает к самому серьезному испытанию в своей жизни.
Давление и контроль, связанные с управлением «Ливерпулем», не будут похожи ни на что, с чем 45-летний голландец сталкивался ранее.
Это его первая тренерская работа за пределами родины, и он идет по стопам кумира — Юргена Клоппа. Но если Слот отплатит за веру в него и добьется успеха на «Энфилде», то вознаграждение будет огромным.
Он уже приступил к работе, и ему предстоит извлечь несколько важных уроков из опыта тех, кто был до него. Есть подводные камни, которых нужно избежать, и обязательства, которые нужно принять, чтобы дать себе максимальный шанс вписать новую главу в славную историю одного из крупнейших клубов в мировом футболе.
Вот как нужно управлять «Ливерпулем».
Установите прочную связь с городом и зарядите фанатов энергией
Клопп был мастером в этом деле.
В октябре 2015 года на «Энфилде» прозвучали строки, в которых он назвал себя «нормальным» и рассказал о том, как превратить «сомневающихся в верящих». Он заставил фанатов полностью проникнуться тем, что он пытался создать.
Маниакальные празднования голов, послематчевые взмахи кулаком и ошеломляющие отыгрыши — связь между ними продолжала расти. Он умел находить нужные слова в нужный момент, чтобы вдохновить и игроков, и болельщиков. Прощаясь с командой в мае, Клопп назвал болельщиков «суперсилой мирового футбола».
Она будет и у Слота, но нужно уметь ее использовать.
Сэмми Ли играл под руководством Боба Пэйсли, Джо Фэгана и Кенни Далглиша, а затем входил в тренерский штаб «Ливерпуля» во времена правления Грэма Сунесса, Роя Эванса, Жерара Улье, Рафы Бенитеса и Роя Ходжсона.
«Связь с людьми абсолютно необходима, — говорит он. — В этом нельзя быть фальшивым, нужно быть честным и подлинным. Арне не может пытаться быть Юргеном, он просто должен быть самим собой. В этом городе нужно быть скромным в своих поступках».
Бенитес, который привел «Ливерпуль» к чудесному триумфу в Лиге чемпионов в Стамбуле, полностью принял эту идею после прихода из «Валенсии» на смену Улье в 2004 году.
«Болельщики «Ливерпуля» отдают все, когда видят, что ты отдаешь все», — говорит он The Athletic.
«Если ты полностью выкладываешься и добиваешься успеха, то они гораздо более благодарны. Такая связь возникает потому, что они признают и ценят эту приверженность. Мы сотрудничали со многими благотворительными организациями и поддерживали связь с городом на всех уровнях. Это очень важно для Ливерпуля».
Брендану Роджерсу было что доказывать, когда он возглавил команду в 2012 году. Ему было всего 39 лет, и самым большим его достижением была победа в финале плей-офф Чемпионшипа со «Суонси Сити». Его назначение разделило мнения: многие считали, что клуб несправедливо обошелся с Далглишем.
«Я обещаю, что буду сражаться изо всех сил и за людей в этом городе», — заявил Роджерс на презентации, поклявшись сделать поездку на «Энфилд» «самыми долгими 90 минутами в жизни соперника».
Но другие звуковые фрагменты поразили: «Ты дрессируешь собак — мне нравится воспитывать игроков», «Каждого игрока я воспринимаю как собственного сына», «Мой мир — это созидание, а не ожидание», «Ты можешь прожить без воды много дней, но ты не можешь прожить ни секунды без надежды».
Миссии Роджерса по убеждению сомневающихся не помог шестисерийный документальный телефильм «Быть: «Ливерпулем»», на который клуб уже подписался до его приезда. Заснятый на видео на командном собрании перед началом сезона, он сказал: «Я думаю, что есть три игрока, которые подведут нас в этом году — в отношении к делу, в борьбе, во всём — и я уже записал их в эти три конверта. Убедитесь, что вас не будет ни в одном из конвертов».
И все же, когда дело доходило до забивания собственных пиар голов, Ходжсон перещеголял всех во время своего удручающего 191-дневного правления в 2010/11 годах. Он постоянно отталкивал от себя сторонников, а не приводил их в движение.
На вопрос, есть ли стадион, который может сравниться с «Энфилдом» по атмосфере после редкой домашней победы, Ходжсон ответил: ««Сан-Сиро» и «Олд Траффорд» — отличные». Казалось, он так и не смог осознать масштабы клуба, который он возглавил.
«Возможно, сэр Алекс (Фергюсон) видел это лучше, чем я. Он имеет право на любое мнение», — так он отреагировал на обвинения босса «Манчестер Юнайтед» Фернандо Торреса в мошенничестве, когда тот пытался добиться удаления Джона О'Ши.
Как он воспринял унизительное поражение в дерби на «Гудисоне», которое позволило «Ливерпулю» оторваться от дна турнирной таблицы лишь по разнице забитых и пропущенных мячей? «Так хорошо, как мы играли весь сезон... Добиться результата здесь было бы утопией». Демонстрация несогласия, когда «Коп» язвительно скандировал «Ходжсона в сборную Англии», была беспрецедентной, и вскоре он был уволен.
На «Энфилд» ходят страстные, преданные и знающие люди. Болельщики возносят менеджеров на пьедестал, как в немногих других клубах. В ответ они ожидают, что стоящий у руля человек, будет сражаться за их интересы. Время и терпение придут, если вы расскажете все как есть и дадите им то, во что они действительно верят.
Знайте свою историю и примите высокий уровень ожиданий.
Билл Шенкли сказал знаменитую фразу: «Футбольный клуб «Ливерпуль» существует для того, чтобы выигрывать трофеи». Нельзя уклоняться от того, чтобы считать это эталоном. Слот руководит 19-кратными чемпионами Англии и шестикратными чемпионами Европы. Вы должны говорить соответственно.
Бенитес назвал жажду трофеев «навязчивой идеей». Эта позиция сопряжена с большой ответственностью.
«Будучи менеджером «Ливерпуля», каждое твое слово в течение нескольких секунд расходится по всему миру», — говорил Роджерс через несколько месяцев после своего увольнения в 2015 году.
«Ты находишься под пристальным вниманием, как никогда раньше, и к этому нужно привыкнуть. Но это совершенно невероятный клуб — одно из величайших заведений мира. По-настоящему это понимаешь только тогда, когда находишься внутри, в роли менеджера. История, безусловно, вдохновила меня. Это была большая часть того, почему я туда пошел».
Вам нужно иметь толстую кожу и способность не обращать внимания на посторонние шумы. Улье был одним из тех, кто подвергся критике со стороны бывших игроков «Ливерпуля», ставших экспертами в СМИ, когда его работа пошла на спад.
«В жизни есть вещи, которые ты можешь контролировать, и вещи, которые ты не можешь контролировать», — сказал он в интервью Саймону Хьюзу из The Athletic в 2015 году.
«Если меня спросят сейчас, возможно, я скажу, что уделял слишком много внимания вещам, которые не мог контролировать. Иногда мне было обидно, потому что это исходило от бывших игроков».
«Мы делали все возможное для клуба, и я считаю, что они должны были быть более благосклонны. Ты не можешь контролировать ветер, дождь или состояние поля, когда играете на выезде. Ты не можешь контролировать судью — нет смысла пытаться изменить его решения. Ты не можешь контролировать то, что попадает в прессу. Каждый имеет право иметь свое мнение, даже если оно неправильное и причиняет боль».
«Но что ты можешь контролировать, так это то, как ты будешь реагировать: как ты это воспримешь, как сохранишь самообладание, а не станешь импульсивным».
Вы должны знать о динамике соперничества с «Эвертоном» и «Манчестер Юнайтед».
Вы должны знать, почему на баннере написано «Мы не англичане, мы — скаузеры» и почему во время игры «Ливерпуля» на «Уэмбли» болельщики освистывают национальный гимн. Вы должны знать всё о «Хиллсборо» и долгой борьбе за правду и справедливость. Вам нужно понять политику леворадикального, рабочего города, которому пришлось пережить столько невзгод.
Одним из главных достоинств Клоппа было то, что он «понял» Ливерпуль. Он понимал, что необходимо узнать о прошлом, а также заложить планы на светлое будущее.
До его прихода «Ливерпуль» выиграл всего один Кубок Лиги за девять лет, и история клуба легла тяжелым грузом на плечи игроков. Но Клопп изменил как менталитет, так и персонал, чтобы завоевать самые большие призы.
Слоту должно помочь то, что ему не придется подбирать челюсти с пола таким же образом. В наследство ему достался молодой состав, который выиграл Кубок Карабао и вернул клуб в Лигу чемпионов.
Смелый стиль игры имеет значение, поэтому придерживайтесь своих принципов
Правление Клоппа не определялось выигранными трофеями. Речь шла о путешествии и воспоминаниях, которые были созданы на этом пути.
Он обещал «футбол на полную катушку», и он его выдал.
«Ливерпуль» должен действовать на опережение, брать инициативу в свои руки и навязывать соперникам свою игру. Сидеть сложа руки и надеяться просто невозможно.
Роджерс был близок к тому, чтобы закрепить за собой статус легенды в 2013/14 годах, когда неожиданная и захватывающая борьба за титул была построена на атакующем импульсе Луиса Суареса, Дэниэла Старриджа, Филиппе Коутиньо и Рахима Стерлинга. Мечта была окончательно разрушена после жестокого промаха капитана Стивена Джеррарда в матче с «Челси». После ухода Суареса в «Барселону» «Ливерпуль» потерял свою индивидуальность, а его замена оказалась бесполезной. Правление Роджерса пошло на спад.
Далглиш снял команду с ручного тормоза после неудачного правления Ходжсона, когда такой осторожный подход к матчам подпитывал негатив. Нежелание рисковать было антиподом ливерпульского стиля.
«Рой был из тех менеджеров, которые выходят на каждую игру с мыслью о том, что их могут обыграть», — сказал защитник Джейми Каррагер в интервью The Athletic в 2019 году.
««У них есть то-то, то-то и то-то». Никогда не было такого: «Мы — «Ливерпуль», мы сделаем это». Это был такой образ мышления, который должен быть у менеджера, находящегося в нижней половине таблицы: вы думаете, что проиграете каждую игру, и поэтому максимально усложняете задачу сопернику».
Одна из ключевых причин, по которой «Ливерпуль» обратился к Слоту, заключается в том, что они считают, что его динамичный, прессингующий, интенсивный футбол будет волновать болельщиков и хорошо подойдет для профиля команды, которую он унаследует. Он обещает некую преемственность.
Бывший нападающий «Ливерпуля» Джон Олдридж говорит: «Вы обязаны не только побеждать, но и развлекать. Вы обязаны доминировать во владении и на территории. Так всегда поступали лучшие команды «Ливерпуля»».
«Прелесть Арне Слота в том, что для него уже многое готово. Ему нужно лишь немного пополнить состав. Не то чтобы он придет и будет пытаться все переделать или улучшить. Есть вещи, которые необходимо решить, например, отсутствие сухих матчей, пропуск неаккуратных голов и медленное начало игр. В последние месяцы сезона нас также очень подводило завершение атак».
«Он должен сделать атаку более хладнокровной».
Не пытайтесь изменить слишком многое слишком быстро — и привлеките к этому старших специалистов
«И теперь будут изменения. Разные люди, отвечающие за разные вещи — это, наверное, правильный путь, — сказал Клопп 10-тысячной толпе на своем прощальном вечере на городской арене «ЭмэндЭс Банк» на прошлой неделе. — Не то чтобы я хотел поступить так, как поступал. Это просто развивалось в этом направлении, и многие из этих дел оказались на моем столе».
Будучи главным тренером, а не менеджером, Слот не будет обладать той властью и влиянием на все сферы деятельности клуба, которые были у Клоппа. Он будет тесно сотрудничать с генеральным директором Fenway Sports Group по футболу Майклом Эдвардсом и спортивным директором Ричардом Хьюзом, когда дело дойдет до подбора персонала. Новая структура была создана для того, чтобы он мог сосредоточиться на развитии талантов на тренировочном поле.
Но у Слота еще будет возможность наложить свой отпечаток на команду. История показывает, что лучше всего делать маленькие шаги.
«Совершал ли я ошибки, когда занял этот пост? Да, — сказал Сунесс в интервью The Athletic в прошлом году. — Ко мне пришли три игрока и сказали, что хотят уйти, и моя реакция была такой: «Если вы не хотите быть здесь, можете на хрен убираться», — и они ушли. Я должен был сказать: «Я понял вас, дайте мне время найти замену»».
«Когда я сказал: «Вы не будете пить пиво в командном автобусе после выездных матчей и больше не будете есть рыбу с картошкой», это вызвало некоторое сопротивление, и я рассорился с несколькими людьми. В целом, я был слишком строг к игрокам. Расстраивался ли я после поражений? Позволил ли я этому проявиться? Да, это так».
Сунесс считал интервью, которое он дал после операции на сердце газете The Sun и которое было опубликовано в третью годовщину «Хиллсборо» в апреле 1992 года, «самым большим сожалением в моей жизни». Британская бульварная газета распространяла вредную ложь о болельщиках «Ливерпуля» после катастрофы. Результаты в конечном итоге стоили ему работы в 1994 году, но ущерб уже давно был нанесен.
Сменивший его Эванс был гораздо более популярной фигурой в раздевалке, и его команда играла в захватывающий футбол, но некоторые из них допускали вольности, и недисциплинированность была проблемой. Он дал им слишком много свободы.
Вратарь Дэвид Джеймс пропускал тренировки, чтобы выполнить модельные обязательства с Armani в Милане. К команде приклеился ярлык «Спайс Бойз» — белые костюмы на «Уэмбли», предположения, что их больше интересовали ночные тусовки и выгодные спонсорские сделки, чем завоевание трофеев.
Бывший школьный учитель Улье, который в 2001 году привел «Ливерпуль» к успехам в Кубке лиги, Кубке Англии и Кубке УЕФА, ввел клуб в XXI век, модернизировав тренировочную базу в Мелвуде и изменив отношение к спортивной науке и питанию.
«Я принял решение менять все постепенно. Я не очень-то верил в революцию, несмотря на то, что я француз», — сказал он.
«Роль менеджера «Ливерпуля» была тройной. Задача номер один: добиваться результатов, завоевывать трофеи. Второе, что я хотел бы сказать — это оставить после себя наследие. Мы подписывали игроков на долгосрочную перспективу: Сами Хююпя, Стефана Аншо, Диди Хаманна. Последняя миссия заключалась в том, чтобы заставить игроков прогрессировать».
«Я бы сказал, что Джейми Каррагер прогрессирует. Дэнни Мерфи стал лучшим игроком. Майкл Оуэн стал обладателем Золотого мяча».
«Мои игроки были щедрыми, талантливыми, верящими, амбициозными и стойкими. Они наслаждались жизнью. На тренировках чувствовалось товарищество».
Далглиш пользовался полным уважением в раздевалке. «Я обожал играть за Кенни, — говорит датский защитник Даниэль Аггер. – Его управление людьми, его умение обращаться с игроками и мотивировать их были блестящими. Он поднимал настроение».
При Роджерсе временами возникали трения. Аггер считает, что его отбросили в сторону, потому что у него «сильный характер» и он не получил честных ответов, которых хотел. «Все остальные игроки в той команде, которые имели большой голос и высказывали свое мнение, все ушли в тот период — я, Пепе Рейна, Дирк Кюйт, Глен Джонсон, Стивен Джеррард и Джейми Каррагер».
Как менеджер «Ливерпуля», вы должны знать свои ограничения, и уверенность Роджерса в 2014 году в том, что он сможет добиться успеха там, где другие потерпели неудачу, и извлечь максимум из Марио Балотелли, который прибыл из «Милана» по дешевке, оказалась ужасно неуместной. Самоуверенность должна сочетаться с дозой реализма.
Часть наследия Клоппа заключается в том, что он подписал хороших игроков и оставил после себя несколько настоящих лидеров: Вирджила ван Дейка, Трента Александер-Арнолда, Энди Робертсона, Алиссона и Мохамеда Салаха.
Они облегчат жизнь менеджера, ежедневно устанавливая стандарты. Редко можно встретить столько элитных игроков со всего мира, которые так тесно сплочены, без всяких клише. В команде существует культура заботы друг о друге и ответственности.
Эти отношения необходимо развивать, поскольку наступает новая эра.
Что еще почитать: Арне Слот: приграничный «священник», который был рожден, чтобы тренировать
Автор: Джеймс Пирс (источник)
Фото обложки: Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.
Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!