Как зарабатывает Мохамед Салах
Это не те цифры, которые имеют значение, те, которые определят наследие «Ливерпуля», но в марте тишину прорвали цифры, которые помогли проиллюстрировать ценность Мохамеда Салаха в другом свете.
Годовая отчетность Salah UK Commercial Limited, компании, ответственной за управление частью доходов нападающего за пределами поля в стране, которую он называет своим домом с 2017 года, представляет собой снимок растущего как снежный ком богатства.
На балансе зарегистрированной в Великобритании частной компании, где Салах является единственным директором, сейчас числится чуть более £25 млн. ($32 млн.) по сравнению с £19,8 млн. 12 месяцами ранее, что в пересчете на год составляет более £5 млн. после уплаты налогов.
Это лишь малая часть зарплаты, которую Салах получает в «Ливерпуле» — по разным оценкам, от £18 до £21 млн. в год с тех пор, как в 2022 году он стал самым высокооплачиваемым игроком клуба по пересмотренному контракту — но в этих доходах кроется представление о непреходящей коммерческой привлекательности египтянина.
Бренд Салаха — это большой бизнес.
Многолетний советник и адвокат игрока, Рами Аббас Исса, в прошлом году предположил, что права на имидж и коммерческая деятельность приносят Салаху доход, близкий к £1 млн. в неделю. Эта оценка, данная в исследовании Гарвардской школы бизнеса, подтверждает теорию о том, что египтянин достиг того этапа своей карьеры, когда за пределами поля можно заработать больше денег, чем на нем.
Коммерческие доходы Салаха в Великобритании — это вершина айсберга для самого узнаваемого спортсмена арабского мира. Долгосрочная сделка с поставщиками обуви Adidas возглавляет список партнерств, в который вошли Pepsi, Vodafone, DHL, Uber, Oppo, Bank of Alexandria и компания Mountain View, занимающаяся недвижимостью.
В последние годы к Салаху потянулись крупные бренды, а вместе с ними и доходность. По словам Аббаса, каждая коммерческая сделка обычно приносит его клиенту от £3,5 до £6 млн. в год. Возможно, это оптимистичный прогноз, но никто в отрасли не станет оспаривать нижнюю границу этого диапазона.
Всё указывает на то, что Салах — самый коммерчески ценный футболист Премьер-лиги; имя и лицо с наибольшей международной привлекательностью.
«Я бы сказал, что в мировом масштабе он занимает первое место после Криштиану Роналду, Лионеля Месси и Неймара», — говорит Эхсен Шах, основатель и руководитель компании B-Engaged, специализирующейся на спортивном маркетинге.
«Он был на вершине игры в течение нескольких лет и доказал это в топ-клубе. Со сборной Египта он не добился такого же успеха, но выиграл Лигу чемпионов и Премьер-лигу. Джуд Беллингем поднялся выше него, но Салах был бы четвертым в списке на данный момент».
Самый коммерчески сильный игрок в Премьер-лиге?
«Скорее всего, да», — говорит Дэн Хаддад, глава отдела коммерческой стратегии в Octagon, агентстве, специализирующемся на спорте, музыке и развлечениях.
«Это, скорее всего, симптом того, что у «Манчестер Юнайтед» нет стабильной игры и нет ни одного игрока, имеющего особое значение на мировом уровне. Можно только сказать, что у Эрлинга Холанда есть потенциал, чтобы начать соперничать с Салахом».
«Возможно, так и будет, потому что у него похожие характеристики. Он очень узнаваем, он участвует в самых важных моментах. Он находится на подъеме, что подтверждается успехом «Манчестер Сити» в Лиге чемпионов в прошлом сезоне».
«Вирджил ван Дейк — еще один игрок, которого вы действительно стали замечать в последние годы, становясь центром внимания в различных кампаниях брендов, но Салах по-прежнему остается игроком номер один с точки зрения востребованности в Премьер-лиге».
Салах — бесспорно, икона современного «Ливерпуля». Прошлый сезон был отмечен Кубком африканских наций и небольшими травмами, и его нельзя назвать одним из лучших на «Энфилде», но его гол за «Ливерпуль» в домашнем матче против «Тоттенхэм Хотспур» (4:2) стал его 211-м голом во всех соревнованиях с момента перехода из «Ромы» за £36 млн.
Семь плодотворных сезонов в составе «Ливерпуля» закрепили Салаха в элите и все больше превращают его в золотой билет для руководителей маркетинговых агентств. Он — выдающийся талант со счастливым лицом, семьянин, который начал с нуля в своем родном городе Нагриг, Египет, а пришел к тому, чтобы иметь всё.
Его история не нуждается в особой продаже, и многие выстраиваются в очередь, чтобы вложить деньги в Салаха. На Ближнем Востоке и в Северной Африке он — лицо тысячи рекламных щитов. В 2022 году он стал звездой обложки модного журнала GQ. Салах регулярно появляется в телевизионной рекламе, а три месяца назад в Ливерпуле он участвовал в съемках очередной, на этот раз для Pepsi.
«Если вы посмотрите на регионы, которые он может охватить с помощью языка и культуры, то это рынок, на котором никто другой не может работать, — говорит Шах. — У него почти монополия. Он владеет не только Северной Африкой, но и всем Ближним Востоком».
«Именно поэтому саудовцы так старались заполучить его (чтобы он перешел в Саудовскую профессиональную лигу прошлым летом). Он тот человек, который имеет влияние на рынке».
«Любой из этих крупных брендов, нуждающихся в доверии или прорыве в маркетинге, ставит его в качестве лица. Это захват внимания, остановка прокрутки (в социальных сетях). Вы видите знакомое лицо и спрашиваете: «Что он делает?» Это возможность остановить кого-то на секунду дольше, чем если бы вы просто использовали кого-то, кого вы, возможно, не узнали. Салах дает вам такую гарантию в этой части мира».
Исследование Гарвардской школы бизнеса, которое Салах и Аббас одобрили перед публикацией в сентябре прошлого года, стало редким свидетельством механики продления контракта на самом высоком уровне.
Было принято считать, что Салах был близок к тому, чтобы отказаться от услуг «Ливерпуля» летом 2022 года. По слухам, переговоры были «полностью сорваны», но в итоге было достигнуто соглашение о новом трехлетнем контракте, который истечет следующим летом.
Аббас также открыто представил цифры. Большие. По его словам, ожидается, что Салах будет зарабатывать «где-то между €54 млн. (£46,3 млн., $58,8 млн.) и €62 млн. в год» за счет зарплаты и прав на имидж во время его контракта с «Ливерпулем».
Последние данные, поданные в Companies House, публичный реестр британских компаний, учитывают только коммерческую деятельность Салаха на его родине. В соответствии со ставшей стандартной практикой для элитных спортсменов оплата прав на имидж переходит к компании, а не к частному лицу, что позволяет получить более низкие налоги, чем 45%, взимаемые с доходов. Следует подчеркнуть, что за последний отчетный период Salah UK Commercial Limited заплатила корпоративный налог в размере £2,3 млн.
Что еще почитать: Настоящий Юрген Клопп, часть 3: Человек-бренд
Можно предположить, что отчетность, представленная в марте — лишь часть истории Салаха как коммерческого гиганта. Ненаучный, но наглядный показатель его авторитета — это количество подписчиков в социальных сетях, приближающееся к 100 миллионам человек.
Помимо более чем 35 миллионов подписчиков на X и Facebook, он может похвастаться более чем 63 миллионами на Instagram. Это не так много, как 628 миллионов подписчиков Роналду, самого популярного человека на платформе, но Салах может похвастаться самым большим количеством подписчиков среди всех игроков Премьер-лиги, а Холанд — 39 миллионами.
Это не только иллюстрирует глобальную привлекательность Салаха, но и подчеркивает, почему бренды тянутся к нему. Он дарит им признание и доверие. Последнюю рекламу Vodafone, размещенная Салахом на его аккаунте в Instagram в январе, лайкнули более 510 000 раз.
Телекоммуникационный гигант Vodafone Egypt поддерживает Салаха с 2017 года. Они вместе сделали бесчисленное количество телевизионной рекламы и, в качестве одного из рекламных трюков, предложили клиентам 11 минут бесплатного разговора в Египте за каждый гол, забитый Салахом в последние недели сезона 2017/18.
Сотрудничество с Vodafone настолько тесное, что Салах стал причиной дипломатического конфликта, когда выяснилось, что его изображение было нанесено на борт самолета, на котором сборная Египта должна была лететь на чемпионат мира по футболу 2018 года в Россию. Оно появилось рядом с логотипом телекоммуникационной компании WE, которая сотрудничает с египетской ФА и является прямым конкурентом Vodafone.
«К сожалению, то, как это было сделано, крайне оскорбительно, — сказал Салах. — Я надеялся, что дела будут вестись более аккуратно, чем сейчас». Египетская федерация футбола в конце концов пошла на попятную и уступила требованиям Салаха не использовать его изображение в сочетании с WE.
Компания Pepsi стала еще одной ведущей компанией, которая привязалась к Салаху. Первоначальное 12-месячное соглашение, заключенное еще, когда он играл за «Рому», постоянно продлевалось, а в рекламе снимались Месси, Поль Погба и Рахим Стерлинг. Последний случай произошел в прошлом году, когда Салаха и бывшего партнера по команде «Ливерпуля» Деяна Ловрена сняли на видео, как их преследуют по улицам Александрии.
А еще у Салаха есть его поставщик бутс, компания Adidas. Он долгое время был одним из главных лиц их футбольного подразделения, а в прошлом году участвовал в сделке между немецким спортивным производителем и люксовым брендом Gucci.
Что еще почитать: От пресса Роналду до губной помады Марты: Растущее значение имиджа в футболе
«Главное для Салаха — то, что он является иконой в арабском мире, — говорит Хаддад. — У вас не было никого в той же стратосфере для арабоязычного мира, огромного населения, интересующегося футболом и следящего за международными лигами, такими как Премьер-лига».
«У вас там какое-то время был Рияд Марез, но, очевидно, не в таком объеме и не так долго. Египет — это огромный рынок с развивающейся экономикой, и вы видели, как Салах проводил множество ориентированных на этот регион кампаний. Он практически единственная, культовая глобальная суперзвезда для арабского мира. Это невероятная вещь».
Салах никогда не догонит Роналду и Месси, чей годовой доход, по данным Forbes, в 2023 году превысит £100 млн., но траектория роста египтянина просто поразительна.
«Ливерпуль» тоже почувствует выгоду. Фамилия Салаха чаще всего печатается на задней стороне футболок, и вместе они стали счастливым маркетинговым браком.
Вопрос, конечно, в том, как долго все это продлится. Предложение от саудовского клуба «Аль-Иттихад» стоимостью £150 млн. было отклонено прошлым летом, а у Салаха скоро истекают последние 12 месяцев выгодного контракта с «Ливерпулем», подписанного в 2022 году. На данный момент существует неопределенность в отношении его долгосрочного будущего после лета 2025 года.
«Есть очень немного игроков, которые в значительной степени двигают прогресс клуба, — говорит Хаддад. — На основе Месси можно построить бизнес-проекты, поскольку клубы наблюдают огромный рост аудитории. Вы видели это в «Пари Сен-Жермен», а затем в «Интер Майами»».
«Игрок должен приводить свою аудиторию, чтобы добиться успеха, но в случае с Салахом он не приводил свою аудиторию, она росла, пока он был в клубе. Это путешествие было взаимовыгодным для обеих сторон, а не просто Салах принес «Ливерпулю» больше пользы, чем клуб ему. Это были равноправные отношения, поэтому я не думаю, что его уход сильно повлияет на ситуацию».
«Там по-прежнему много знаковых талантов, и бренды привлекают их не меньше, чем сам клуб. Размер фанатской базы «Ливерпуля» не изменится. Я не думаю, что Салах действительно стимулирует продажи футболок до такой степени, чтобы коммерческие доходы «Ливерпуля» упали».
Но будьте уверены в одном: Салах остается коммерческим магнитом.
Автор: Филипп Бакингем (источник)
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.
Хотите поддержать автора донатом? Это можно сделать в комментариях к посту!