Матчи тура в РПЛ 2023/2024: статистика
Решил посчитать, матчи какой команды чаще других выбирались титульным спонсором Winline матчами тура, и сделать из этого чрезмерно далеко идущие выводы.
Матч тура в РПЛ показывали по бесплатному федеральному каналу Матч!, ко многим из этих трансляций готовился необычный матчдэй — концерт или некая шоу-программа в начале. На таких матчах дополнительно промоутировалась букмекерская контора Winline: в перерыве проводилась акция «Гол на миллион», где победитель конкурса прогнозистов мог заработать миллион рублей, попав мячом в ворота. Важно также учесть, что Winline напрямую спонсировал три клуба РПЛ: «Зенит», «Краснодар» и «Спартак» — они в итоге и стали лидерами рейтинга матчей туров. Интересно, что матчи тура выбирались и объявлялись спонсором по несколько штук за раз — возможно, это связано с расписанием РПЛ, которое также публикуется не на весь сезон сразу, а дополняется с учётом различных факторов.
Итак, вот список всех матчей, признанных матчами каждого тура прошедшего сезона РПЛ:
1: Динамо — Краснодар
2: Ростов — Зенит
3: ЦСКА — Локомотив
4: Урал — Спартак
5: Спартак — Зенит
6: Факел — Краснодар
7: Краснодар — Спартак
8: Рубин — Зенит
9: Зенит — Локомотив
10: Крылья Советов — Спартак
11: Спартак — ЦСКА
12: Локомотив — Динамо
13: ЦСКА — Краснодар
14: Локомотив — Спартак
15: Зенит — Краснодар
16: Балтика — Спартак
17: Локомотив — Зенит
18: Краснодар — ЦСКА
19: Зенит — Спартак
20: Ростов — Краснодар
22: Локомотив — Краснодар
23: Динамо — Спартак
24: Краснодар — Зенит
25: Ростов — Спартак
21: ЦСКА — Спартак
26: Динамо — Зенит
27: ЦСКА — Рубин
28: Зенит — ЦСКА
29: Спартак — Рубин
30: Краснодар — Динамо
А вот — сколько раз матчи каждой из команд РПЛ выбирались матчами тура:
Спартак: 12 (3 домашних)
Зенит: 10 (4 домашних)
Краснодар: 10 (4 домашних)
ЦСКА: 7 (4 домашних)
Локомотив: 6 (4 домашних)
Динамо: 5 (3 домашних)
Ростов: 3 (3 домашних)
Рубин: 3 (1 домашний)
Урал: 1 (1 домашний)
Факел: 1 (1 домашний)
Крылья Советов: 1 (1 домашний)
Балтика: 1 (1 домашний)
Оренбург, Сочи, Пари НН, Ахмат: 0
Какие выводы из этого можно сделать?
«Спартак» лидирует по количеству матчей тура, и немудрено — самая популярная команда России, неизбежно привлекает зрительский интерес, несмотря на результаты. Четырежды матчами тура признавались дерби с участием «Спартака»: дерби двух столиц с «Зенитом» (5 и 19 туры), а также с ЦСКА (11 и 21 туры). А вот другие дерби красно-белых почему-то не сильно заинтересовали Winline: их матчи с «Локомотивом» (14) и «Динамо» (23) были выбраны лишь единожды, а не дважды, несмотря на то, что дерби «Спартака» с «Динамо» — старейшее в стране. Однако вместо матча Спартак — Динамо в 9 туре было выбрано другое дерби двух столиц: Зенит — Локомотив. Кроме того, «Спартак» уступает другим лидерам рейтинга по количеству домашних матчей тура, то есть пышный матчдэй стадиону «Лукойл Арена» доверяли чуть реже.
«Зенит» и «Краснодар» сравнялись и по количеству матчей туров, и по количеству домашних матчей туров. Возможно, это связано с уровнем их стадионов: «Газпром Арена» и «Краснодар» отлично оснащены для зрелищных шоу-программ. Кроме того, оба клуба привлекли значительное зрительское внимание и заняли первые два места в РПЛ. «Краснодар» догнал «Зенит» в рейтинге матчей тура благодаря последнему матчу с «Динамо», который мог стать чемпионским для обеих команд (этот матч упоминали даже не как матч тура, а матч года), но в итоге более прозорливым выбором для Winline в 30 туре стал бы матч Зенит — Ростов, ведь именно там определился чемпион.
Далее в рейтинге — два московских гранда, ЦСКА и «Локомотив». Их дерби тоже было выбрано лишь единожды, в 3 туре, а вместо «ответного» их поединка в 24 туре подсветили матч Краснодар — Зенит.
Московское «Динамо» ниже всех грандов расположилось в рейтинге матчей тура, несмотря на новый стадион и мощную медийную активность клуба. Всего у «Динамо» восемь матчей-дерби в сезоне РПЛ: по два матча с ЦСКА, «Спартаком», «Локомотивом» и «Зенитом». Из них матчами тура были признаны всего три: с «Локо» (12), «Спартаком» (23) и «Зенитом» (26). Зато были отмечены оба матча бело-голубых с «Краснодаром» в первом и последнем турах. Возможно, такое место «Динамо» в рейтинге связано с тем, что их спонсор-букмекер — не Winline, а BetBoom.
Лидер нижней части рейтинга — «Ростов», все три его матча тура — домашние, причем с грандами: «Зенитом» (2), «Краснодаром» (20) и «Спартаком» (25).
«Урал», «Факел», «Крылья» и «Балтика» попали в рейтинг благодаря единственному домашнему матчу тура. «Факел» в 6 туре сыграл с «Краснодаром», остальные — со «Спартаком», то есть ключевой командой во всех этих матчах тура была не хозяйская. Забавно, что «Балтика» сыграла свой единственный матч тура со «Спартаком» в условиях снегопада, и по итогу в трансляции ключевого, по мнению спонсора, поединка 16 тура телезритель не мог разглядеть белый мяч на поле.
«Оренбург», «Сочи», «Пари НН» и «Ахмат» не играли в матчах туров. Три из четырех этих клубов спонсирует букмекер Pari — видимо, Winline воспринимает его как агрессивного конкурента. «Сочи» — единственный клуб РПЛ сезона 2023/2024, который в качестве главного букмекера-спонсора поддерживает «Лига Ставок». Возможно, поэтому на их знаменитом стадионе «Фишт» не проходило ни одного матча тура. Другая гипотеза — низкая посещаемость их матчей, то есть скудное оснащение воронежского центрального стадиона профсоюзов, на котором в этом сезоне играл «Факел», не помешало проведению матча тура благодаря мощной поддержке местных болельщиков, знаменитых на всю страну.