Соболев: «Конкуренция делает нас сильнее»
Гол в недавнем кубковом матче с «Динамо» стал для Соболева уже девятым за «Спартак» в ворота бело-голубых. Больше из действующих игроков команды не забивал в этом противостоянии никто (ранее Соболев делил лидерство с Промесом). А за всю историю нашего клуба чаще огорчал динамовцев только легендарный Никита Павлович Симонян: у него 11 голов в старейшем столичном дерби.
Саша стал одним из героев второго выпуска рубрики «Команда» на канале «Спартака» в YouTube. Видео посвящено серии последних дерби: мы также пообщались с Никитой Черновым о его особых отношениях с ЦСКА и с Даниилом Хлусевичем, который стал автором важного гола в игре с «Локо».
Вашему вниманию — полная версия разговора с Соболевым о московских дерби и не только.
— 9 голов в 11 матчах за «Спартак» против динамовцев — по-настоящему впечатляющая статистика. У тебя есть ответ, почему так достается именно бело-голубым?
— Дерби — это всегда особенные матчи. Не важно, с кем именно из московских клубов. И отличаться в таких играх очень приятно. Когда на трибунах много болельщиков, вокруг ажиотаж. То есть ощущается, что это действительно большой матч. И дополнительная ответственность мне лично только помогает. Ответственность перед публикой, руководством, перед самим собой.
Ну, а то, что забил так много именно «Динамо», — скорее стечение обстоятельств. Кстати, «Краснодару», с которым мы играем в следующем туре, я забил за всю карьеру даже больше.
—Ты родом из Барнаула и начинал карьеру в местном «Динамо».
— Я могу только повторить, что считаю себя воспитанником не барнаульского «Динамо», а отдельного тренера — Александра Николаевича Горбунова — и своих родителей, которые верили в меня и оплачивали все поездки, форму и так далее.
Но неприязни к бренду «Динамо» у меня из-за этого нет. По крайней мере, я не могу сказать, что для меня это какой-то триггер.
— А ты сам еще не стал триггером для динамовцев? Не говорят после матчей: «Саня, остановись уже, пощади!»?
— Была ситуация перед недавней игрой, в которой я два раза успешно сыграл на добивании после ударов Миши Игнатова. Ко мне подошел главный тренер «Динамо» и в шутку сказал: «Не убивай нас сегодня». Но исход мы все знаем.
— Лещук и Шунин, наверное, от тебя устали. Считал, кому из динамовских вратарей забивал чаще?
— Нет, сбился со счета. Это не столь важно. Для меня куда ценнее, что мы часто обыгрываем «Динамо». Пусть в следующий раз забью не я, а кто угодно другой. Хоть Селихов или Максименко. Но победа 1:0 сделает меня не менее счастливым.
— Вы с Мишей Игнатовым стали главными героями двух подряд дерби в Петровском парке. Про первое ты уже сказал, а в следующем вы друг другу ассистировали. В чем секрет такой результативной связки?
— Это ведь началось не сейчас, а еще в финале Кубка России два года назад. Именно Миша сделал голевой пас мне. И говорил потом, что для него это пока самая важная передача в карьере. А для меня — самый ценный гол.
Не знаю, в чем секрет. Видимо, мы с Мишей — это просто ночной кошмар «Динамо».
— Ты сказал, что дерби — дополнительная ответственность. Настраиваешься на такие игры по-особенному?
— Нет, настрой у меня на все матчи одинаковый. Выхожу с полной самоотдачей всегда. И против «Динамо», и против условного «Пари НН». Зато после побед в дерби чувствуется, с какой теплотой благодарят нас болельщики. В такие дни они готовы простить прежние не самые удачные результаты.
— Если не считать этих дерби, то весной ты в других матчах почти не забивал. Да и в целом сезон получается для тебя менее результативным, чем предыдущие…
— Да, пока у меня 10 голов за сезон, и половина из них — в ворота «Динамо». Не скрою, я много думаю о том, почему в других играх не получается. Особо ведь и моментов не было. Надеюсь, в концовке сезона все-таки начну забивать в ворота остальных команд.
— Что испытываешь после игр, которые сложились неудачно?
— Хочется забыться, не думать об этом матче. Не всегда получается. Но, к счастью, есть семья. Приходишь домой к жене и ребенку — и переключаешься.
Просто обязан это делать, потому что нельзя нести в дом свое плохое настроение. Это помогает быстрее приходить в себя.
— А есть инструменты, чтобы, наоборот, разозлиться до игры? Ведь на поле ты, как правило, очень эмоционален.
— Соболев на поле и в жизни — два совершенно разных человека. Сразу после финального свистка у меня могут быть в голове мысли пойти что-то высказать судье, напихать кому-то в раздевалке и так далее, но уже через минуту остываю. В жизни я никогда особо не кричу и не повышаю голос. Футбол — это страсть и азарт, но нужно уметь переключаться.
— А как включается этот режим агрессивного, «кусачего» нападающего?
— Такой я самого детства. Если проигрывал, то часто плакал. Рыдал, даже когда играли с папой и не забивал пенальти. Потом так же было на детских соревнованиях. Это, наверное, и есть азарт, желание всегда побеждать. И эмоции всегда могли захлестнуть. Но сейчас, считаю, стал чуть спокойнее. Стараюсь над этим работать.
— Что последний раз заставило тебя заплакать?
— В финале Кубка слез, по-моему, не было. А до этого… Сейчас уже не вспомню. Давно не плакал.
— Мы начали весну не лучшим образом, но после неудачи в Сочи результаты заметно улучшились. Как оценишь атмосферу в команде?
— После «Сочи» мы все вместе сидели и обсуждали, как выправить ситуацию. Здесь нет какого-то одного решения, которое может все резко улучшить. И дело точно не только в том, что ушел главный тренер. Что именно изменилось — я до сих пор не могу понять. И никто не скажет. Но факт в том, что сегодня у нас совсем другой коллектив. Что-то щелкнуло — и все. Какая-то «химия».
— Какую роль играет здесь фигура Владимира Слишковича? Он говорил, как важно ему было побеседовать с игроками, вернуть им чувство свободы и раскрепощенности.
— У него и раньше были хорошие отношения со всеми ребятами. В том числе со мной. Думаю, сейчас всех устраивает, как он работает и какие решения принимает. Команда явно стала свежее. Действительно, говоря футбольным языком, Владимир немного «отпустил» команду, дал некоторые послабления.
— Например?
— Завтраки теперь по желанию. (Смеется.)
— Сейчас многие подумают, что это больная для тебя тема.
— Нет, я нормально отношусь к завтракам. Но иногда хочется чуть больше поспать. Например, люблю выспаться перед игрой. То есть встать в двенадцать и сразу пойти на обед. Мне так лучше.
У каждого есть свои нюансы. И в этом плане Владимир, видимо, нашел подход ко всем. С кем-то нужно больше говорить, кого-то почаще ругать, с кем-то детальнее обсуждать теорию. И так далее. Это очень важно.
— Зимой у тебя появился новый партнер в линии атаки — Манфред Угальде. Какие отношения сложились у вас на поле и в жизни?
— Молодой парень, в котором я вижу много желания и готовности работать. Быстрый, юркий, хорошо действует корпусом.
Думаю, Манфред сейчас тоже переживает, что забил пока лишь однажды. Но не сомневаюсь: у него все впереди. Он принесет много пользы «Спартаку». Это сто процентов.
Я нормально отнесся к трансферу нового нападающего. Конкуренция только приветствуется. Такая среда делает всех сильнее.
— А как ты переживал те периоды, когда терял стабильное место в старте?
— Спокойно. Ждал своего шанса. Так было, например, когда пришел Шамар Николсон — и я вообще почти не появлялся на поле. Работал, что еще остается делать. А шанс появляется всегда. Так произошло и тогда, и в итоге мы выиграли Кубок.
—Георгий Джикия недавно сыграл с «Зенитом», а потом получил травму и снова оказался вне поля.
— Георгий в любом случае наш вожак, который всех мотивирует. Настоящий капитан, который поможет в любой ситуации. Даже если не выходит на поле. Бывает, что оказываюсь рядом с ним на скамейке запасных и поражаюсь, насколько эмоционально он переживает и подсказывает. Многие в этом сезоне надевали капитанскую повязку, в том числе я. Но Джикия — капитан номер один.
— Раньше вы части ассистировали друг другу с Промесом. Получается, сейчас эту роль взял на себя Игнатов?
— Дай бог, чтобы Миша брал на себя больше лидерства. Думаю, все ждут, чтобы он был чуть злее, смелее бил бы.
Например, в недавнем матче с «Динамо» при счете 0:0 он опять пытался отдать мяч мне, и я ему кричал: «Говорил же тебе, бей по воротам!» В итоге помогло.
— Ты уже несколько раз вспомнил победу в Кубке в 2022 году. Если пройдем в Калининграде «Балтику», у нас будет еще один финал.
— Если кто-то думает, что это будет простой матч, он точно ошибается. Нас ждет тяжелейшая битва за выход в финал. Надеюсь, мы справимся. И тогда в «Лужниках», несмотря на Fan ID, у нас будет потрясающая поддержка.
Воспоминания о той победе над «Динамо» ни с чем не сравнятся. До сих пор мурашки по всему телу, если попадается видео, как мы поем «Знаешь ли ты» вместе с МакSим. Поэтому у нас нет выбора: должны оказаться там снова!
— После очередной победы над «Динамо» Слишкович сказал, что при таком настрое «Спартак» не может проиграть в России ни одной команде.
— Согласен. И это лишний повод вспомнить о том, что каждый футболист «Спартака» должен знать: он играет в самом титулованном клубе страны, который всегда жаждет трофеев. Четвертое и даже третье место — это для такого клуба не результат. Есть первая строчка и есть Кубок, а других ориентиров быть не должно. Тем более — когда нет еврокубков.
Владимир говорит и делает правильные вещи, в команде сейчас хорошая атмосфера. А когда «Спартак» здоров, это сильнейшая команда.