БАСТА. Моя жизнь. Моя правда (автобиография Марко Ван Бастена). Вступление
Всем здравствуйте!
Камрады, Вашему вниманию биография лучшего центрфорварда всех времен и народов, великого футболиста, трехкратного обладателя «Золотого мяча», чемпиона Европы 1988 года Марко Ван Бастена, рассказанная им самим.
Этому опусу уже пять лет, но он не теряет притягательности и актуальности.
История игрочины, мастерюги, кумира и супербомбардира.
Читайте и перечитывайте!
Приятного Вам времяпрепровождения в компании с «Утрехтским лебедем»!
Вступление
От автора
Нет, я никогда не употреблял метамфетамин. Я также не был зависим от кокаина. Я не лежал в бассейне с голыми женщинами во время чемпионата Европы или чемпионата мира по футболу. Я не был фанатом азартных игр. Я даже никогда не носил парик. Боюсь, я должен вас разочаровать.
Обо мне очень много всего написано. Очень! Большая часть из этого - ерунда. Я давно перестал всё это читать. Я практически не сотрудничал с журналистами. И я не проявлял никакого интереса к прессе, либо сразу бросал ее в угол.
В течение многих лет я не воспринимал себя интересной фигурой. Скорее как обычного дохлого парня, который неплохо пинал мяч, пока ему не пришлось однажды остановиться из-за гнилой лодыжки. Я чувствовал, что всё внимание вокруг этого было не более чем лишним багажом. Журналисты, фанаты, софиты... Много шума из ничего, думал я. И раздражает, если честно.
Потому что это отвлекало меня от главной цели: быть лучшим. Действительно, лучшим из всех. В мире. Для этого все должно было отойти на второй план, и я прошел долгий путь к этому. Это можно назвать своего рода слепой жаждой. Или первобытным инстинктом. Вдоль, поперек или насквозь, если нужно.
Все препятствия, все барьеры я умело убирал с пути: соперники, арбитры, тренеры, члены совета директоров, даже одноклубники. Обычно в рамках правил, но иногда на грани или даже за гранью. И в этом я становился все лучше и изощреннее. Мне никогда не сделать футбол более романтичным, чем он есть. Это действительно элитный спорт. Тяжелый и неустанный труд. Все просто: ешь или будешь съеден.
Для внешнего мира, то есть для людей, которые не помогали мне напрямую достичь этого, я был менее дружелюбным человеком. Не разбив яйца, омлет не приготовишь. Я понял это задолго до своего десятого дня рождения, когда мы играли в футбол против грубых сверстников. Если у тебя был талант, они тебя пинали. Без вариантов. Отбивай, уклоняйся, убегай, забивай. Это единственный ответ.
А в футболе, в конечном итоге, важно только одно: ПОБЕДА. В частности, триумф в самые важные моменты. А для этого нужны голы. И я не имею в виду голы, как, например, в матче со «Спартой» (6:0), или удар через себя в матче с «Ден Босхом». Нет, я имею в виду решающие моменты. Побеждать в финалах. А еще лучше - выигрывать эти финалы, забивая голы. Стремление к этому стало моим топливом. Чем сложнее была ситуация, чем сильнее давление, тем больше мне хотелось найти решение, спастись, забить, победить.
Я хотел бы пригласить вас в путешествие к абсолютной вершине. В начале: застенчивый шестилетний мальчик из Утрехта, получивший образование на улице и в университете. Десять лет спустя - великий «Аякс», мой дебют и замена самого Йохана Кройфа. Затем «Милан» с Кубком европейских чемпионов в рюкзаке и решающий матч за сборную Голландии на Евро-88. Ну и, конечно, ужасный чемпионат мира 1990 года.
В декабре 1992 года я стоял на вершине Олимпа. Я был признан лучшим футболистом мира и в третий раз (как Йохан Кройф и Мишель Платини) - лучшим в Европе. Я выиграл три Кубка европейских чемпионов, забил победные голы в двух финалах, решил исход главного турнира и забил четыре мяча в ворота «Гетеборга». Никто до меня не делал этого в Лиге чемпионов. Можно сказать: лучше и быть не может. Но моя жажда почестей еще не была удовлетворена. Ненадолго.
Падение было очень тяжелым. В том же месяце я просто рухнул. Перед самым Рождеством я лег под нож доктора Марти. Опять ЭТА правая лодыжка. Через четыре часа мой мир изменился навсегда, хотя тогда я этого еще не знал. Я НИКОГДА больше не смогу нормально бить по мячу, НИКОГДА больше не смогу бегать, НИКОГДА больше не смогу идеально принимать мяч, НИКОГДА больше не услышу этот чудесный звук удара мяча о сетку, НИКОГДА больше не смогу кричать от радости, как ребенок, после гола.
Три года я пытался сделать всё возможное, чтобы снова обрести форму. Абсолютно ВСЁ. Далеко за пределами болевого порога. Но всё было кончено. В конце концов, я был доволен, если мог просто дойти до булочной без сильной боли. Это стоило мне многого. И я никогда не говорил об этом.
Всё, о чем я мечтал, ушло. Сначала сражение, в котором не суждено было победить, потом пустота. Я скрывался в течение семи лет. На поле для гольфа, с друзьями, с семьей. Радиомолчание. Нужно было время, чтобы осознать всё это.
До недавнего времени, я всегда считал себя человеком, который учится у других. Я оставался решительным, голодным, сосредоточенным. Я по-прежнему ненавижу проигрывать во что бы то ни было. Этот инстинкт остается доминирующим. Желание победить. Достичь чего-то великого. Сделать разницу. Вот что для меня главное. Хотя в качестве тренера мне было сложнее, чем в качестве игрока.
Только недавно я стал чувствовать себя спокойнее. Я также никогда не чувствовал необходимости оглядываться назад. До этого момента. Я понимаю, что мне пришлось через многое пройти. Впервые у меня возникла мысль, что у меня самого есть история, которую можно рассказать. Возможно, это зрелость, возможно, это спокойствие, потому что я больше не занимаюсь футболом. Не знаю. Но я чувствую, что сейчас самое время рассказать свою историю. С моей точки зрения. Мою правду. Историю, которую я никогда не рассказывал. В которой я смогу всё прояснить. Я не пощажу никого и даже себя. Время пришло.
Марко ван Бастен
Амстердам, октябрь 2019 года
Подписывайтесь на наш блог! Будем признательны Вам за лайки, фидбэк, упоминания и репосты.
Оскар Бобб и Саша Буй в Telegram
Оскар Бобб и Саша Буй в Дзен