Райан Бабел: Мое несчастье в «Ливерпуле», страхи за Слота — и реалити-шоу знакомств
Райан Бабел знает все о том, как непросто сменить Эредивизи на «Ливерпуль».
Арне Слот, который сменит Юргена Клоппа на посту менеджера, намерен пройти аналогичный путь, и Бабел прекрасно понимает, какие сложности возникают при появлении в высшей лиге Англии.
Бывший вингер был одним из самых ярких молодых талантов Европы, когда «Ливерпуль» подписал его в 20-летнем возрасте из «Аякса» за £11,5 млн. ($14,4 млн.) в 2007 году. На «Энфилде» он демонстрировал вспышки своего мастерства, но ему было трудно проявлять его на постоянной основе. После трех с половиной лет выступлений он был продан в немецкий клуб «Хоффенхайм».
Бабел считает, что Слот заслужил свой шанс в «Ливерпуле» после впечатляющего периода в «Фейеноорде», где он выиграл титул чемпиона Эредивизи в 2022/23 годах и Кубок Голландии в 2024 году, но предупредил, что голландские менеджеры часто привязаны к определенному стилю и видению.
«Голландский менеджер, естественно, захочет играть в футбол, особенно если он был в тройке лидеров в Голландии, — сказал Бабел в интервью The Athletic. — Но в Премьер-лиге действуют другие правила».
«Эрик тен Хаг проделал очень хорошую работу в «Аяксе», игроки, которые у него были, действительно могли реализовать его видение, и из-за этого он хорошо выглядел как тренер. А теперь он в «Ман Юнайтед», тоже большой команде. Он хотел применить свое видение, но по какой-то причине это не получилось, и теперь люди сомневаются, действительно ли он хороший менеджер или нет».
«Так что это тонкая грань, чтобы понять, есть ли у нового тренера состав, способный сразу же реализовать его видение. У новых тренеров, естественно, всегда есть время, вопрос в том, сколько времени получит Слот? «Ливерпуль» был избалован философией и эпохой Юргена Клоппа. Я думаю, что если будет что-то меньшее, то разочарование наступит очень и очень быстро».
За время пребывания на Мерсисайде у Бабела было три менеджера — Рафа Бенитес, Рой Ходжсон и Кенни Далглиш, и ни один из них не смог полностью раскрыть его талант.
Он прибыл на «Энфилд» под громкие фанфары, когда летом 2007 года переходил из «Аякса» — команды своего детства — вместе с Йосси Бенаюном из «Вест Хэма». Когда он присоединился к команде, Бабел расточал похвалы в адрес менеджера Бенитеса, назвав его «идеальным тестем».
Однако отстраненный подход Бенитеса постепенно утомил Бабела, и голландец захотел менеджера с более отзывчивым характером.
Бабел также привык играть в «Аяксе» в схеме 4-3-3, которая требовала меньше оборонительных действий, чем слева в схеме Бенитеса 4-2-3-1 в «Ливерпуле». Умение отслеживать своего защитника не было естественным, а его скорость работы подвергалась критике.
Бабел признает, что мог бы больше работать над собой, а не отступать назад и полагаться на свой природный талант, но отмечает, что его мало кто понимал, как молодого игрока, пытающегося пробиться в новой стране.
«Я был немного разочарован, потому что, когда я выбрал «Ливерпуль», мне обещали дать время и сказали, что они действительно поработают со мной, — вспоминает Бабел. — Но с самого первого дня я был предоставлен самому себе, мне пришлось самому во всем разбираться, и это было очень тяжело».
«Мне было 20 лет, это был мой первый опыт жизни за границей, первый опыт самостоятельной жизни, потому что я все еще жил у родителей в Голландии. Так что мне пришлось решать сразу много новых задач. Это очень усложняло задачу».
«У меня были моменты, когда я чувствовал себя несчастным, не совсем в себе или испытывал тревогу. Думаю, сейчас мы живем в эпоху, когда хочется поддержать игрока, который уязвим. Я родом из тех времен, когда проявление слабости было неприемлемым. Некоторые списали бы тебя со счетов».
У него было несколько ярких моментов, самый запоминающийся из которых — забитый гол в победном матче 2:1 над «Манчестер Юнайтед» в сентябре 2008 года. Он также получил культовый статус в клубе за некоторые свои действия вне поля. За несколько недель до своего ухода из «Ливерпуля» он стал первым игроком, к которому Футбольная ассоциация применила санкции в связи с новыми правилами использования социальных сетей. Он был оштрафован на £10 тыс. за то, что разместил в Twitter отфотошопленное изображение арбитра Говарда Уэбба — ныне главного в PGMOL — в форме «Манчестер Юнайтед».
Уэбб назначил пенальти на Димитаре Бербатове в матче 1:0 Кубка Англии против «Ливерпуля» 9 января 2011 года, и Бабел — один из первых, кто начал использовать социальные сети среди футболистов — запостил фотографию из командного автобуса, возвращавшегося в Ливерпуль. Она быстро стала вирусной.
Жалеет ли он об этом?
«Я бы, наверное, сделал это снова, но, возможно, иначе, — сказал он. — В то время не существовало никаких реальных законов или правил, касающихся социальных сетей, поэтому я стал первым футболистом, которого оштрафовали, и благодаря этому в контрактах стали прописывать такие вещи, как использование социальных сетей, штрафовать, если ты опозорил клуб, и так далее. Это было новое время».
Что же он думает о возвращении Уэбба на столь влиятельную должность?
«Это интересно, особенно учитывая то, что мы наблюдали в последние несколько недель с некоторыми решениями ВАР, которые все еще были неправильными или не совсем правильными, или когда можно поставить под сомнение фактическое решение. Но, знаете, я не хочу отнимать у Говарда Уэбба то, что в целом он был хорошим арбитром в Премьер-лиге. Судьи могут ошибаться, но в наше время, с ВАР, ожидается, что таких ошибок не будет, но они все равно случаются».
Помимо фотографии Уэбба, он также оказался в центре странной трансферной саги, получившей название «Бабелкоптер», когда в день августовского дедлайна в 2010 году он чуть было не перешел в «Вест Хэм» в рамках сделки по обмену на нападающего Карлтона Коула, но сделка сорвалась.
Он вспомнил, как летел на вертолете в Лондон с ужасной турбулентностью, где его ждала машина. Как думал сам Бабел, он переходил в «Вест Хэм» на правах аренды, но они хотели, чтобы он подписал пятилетний контракт, и сделка сорвалась. По его словам, его высадили на железнодорожной станции и сказали, чтобы он сам добирался до Ливерпуля.
«Это был незабываемый опыт», — сказал он.
«Ливерпуль» стал всего одной главной остановкой в эксцентричной карьере Бабела, который успел побывать в «Аяксе», поработать в Турции в составе «Касимпаши», а затем перебраться в Аль-Айн в Объединенных Арабских Эмиратах.
Бабел открыто говорит о своих мотивах — «Аль-Айн» «вывалил на стол очень большой мешок денег», — но время, проведенное в Персидском заливе, стало для него низшей точкой: после публикации гневного сообщения, в котором он критиковал болельщиков клуба, он был переведен в резерв, а затем расторг свой контракт.
После этого он добился успеха в «Депортиво Ла-Корунья», помог им избежать вылета из Ла Лиги, а затем нашел счастливый дом в «Бешикташе», где провел три сезона и выиграл титул чемпиона. Благодаря своей форме он также вернулся на международный уровень.
Бабел вернулся в Премьер-лигу в составе «Фулхэма» в январе 2019 года — время, о котором он вспоминает с любовью, несмотря на вылет из турнира — а затем провел еще три сезона в Турции в составе «Галатасарая». Он завершил свою карьеру в короткой аренде в «Аяксе», а затем в турецком «Эйупспоре». Он вышел на пенсию в ноябре, в возрасте 37 лет.
У Бабела было желание последовать за своими бывшими товарищами по «Ливерпулю» Хаби Алонсо, Альбертом Риерой и Стивеном Джеррардом в менеджмент, но пока эта идея отложена.
Пока же он хочет наслаждаться свободой, путешествовать и заниматься другими своими увлечениями. Он давно увлекается музыкой — в 2021 году он выпустил свою автобиографию в виде восьмитрекового рэп-альбома. У него есть портфель недвижимости, он инвестировал в стартапы и сейчас занимается криптовалютами.
В последнее время он участвует в американском шоу знакомств под названием «Любовь под прикрытием» вместе с четырьмя другими футболистами, включая бывшего защитника «Ливерпуля» Ллойда Джонса и Джейми О'Хару, где они, принимают тайные обличья и встречаются с женщинами в Лос-Анджелесе, которые ничего не знают об их славе. Шоу выходит в эфир в четверг, 9 мая, на канале Peacock.
«Большую часть своей жизни я играл в футбол, где ты пытаешься понять, нравишься ли ты кому-то на самом деле, или только за то, что ты делаешь, — сказал Бабел. — Теперь появилась возможность проверить, сможешь ли ты завязать настоящие отношения, лишившись своего статуса, титула и достижений. Мне интересно, как программа будет воспринята».
«Я очень внимательно относился к себе и следил за тем, чтобы не выставить себя дураком, но в то же время, думаю, я сыграл свою роль».
Критики Бабела еще со времен его «Ливерпуля» могут заявить, что не удивлены его приходом на реалити-шоу, но сам он относится к этому философски.
«Это был скалистый путь, много взлетов и падений, карьера со множеством эмоций, — сказал он. — С точки зрения того, как меня представили миру, с точки зрения таланта, с точки зрения потенциала, определенно есть большинство людей, которые скажут: «О, Райан, возможно, не реализовал свой потенциал». Это самое простое суждение».
«Однако я считаю, что некоторым игрокам нужен другой подход и определенный тип руководства. И я чувствую, что было время, когда определенный тип руководства был очень важен для того, чтобы добиться лучших результатов — и я его не получил».
«Это может повлиять на карьеру игрока. Так было с моей».
Автор: Том Берроуз (источник)
Фото обложки: Жюльен Хекимиан/Getty Images
а раздолбаи заканчивают много раньше._)