Мой рок-н-бол. За кого болеют английские музыканты. Часть 1
Англия давно уже не империя, владеющая четвертью мира, но она по-прежнему владеет сердцами по всей планете: кто-то каждые выходные включает матчи АПЛ, а кто-то фанатеет по одной из многочисленных рок-групп; и такого сочетания топовых футбола и рок-музыки нет больше ни в одной стране. На небольшом острове эти два явления не могли не пересечься – и об этом текст ниже.
Как видно из этих историй, многие рок-звезды являются обычными футбольными болельщиками. Когда-то их привели на стадион члены семьи или друзья, и они пронесли любовь к команде через всю жизнь и передали ее детям. А некоторым из них посчастливилось написать песню, которую стали исполнять болельщики их клуба – таким образом, история закольцевалась, и это, пожалуй, самый красивый сюжет.
Дисклеймер. Это не энциклопедия рока, и у меня не было цели покрыть все группы Англии; лишь те, что на слуху и/или близки мне по жанру. А главное – должна была быть связь между группой и лучшей в мире игрой. Поехали!
Профессиональный футбол зародился на севере Англии, оттуда и начнем.
Северо-запад
Как промышленный Екатеринбург открыл много звезд русского рока, так и Манчестер является важным центром рока английского. Он даже заслужил отдельный жанр в музыке – в конце 80-х появился термин «Мэдчестер» ( «Mad» = безумный), о некоторых представителях которого пойдет речь ниже. А первыми настоящими рок-звездами с северо-запада стали ...
«Joy Division»/«New Order» (Манчестер)
Кто они. Мрачный постпанк конца 70-х. Групппа была основана в пригороде Манчестера Салфорде и выпустила всего два альбома, причем второй уже после смерти лидера группа Иэна Кертиса, покончившего с собой в 23 года. Остальные музыканты образовали группу «New Order».
За кого они. «Манчестер Сити»/«МЮ».
Родные Иэна Кертиса говорят, что он поддерживал «Манчестер Сити». Рассказывает дочь Натали:
«К сожалению, на единственном фото отца в футбольной форме он в майке «МЮ». Часть его семьи болела за «Юнайтед», я думаю, что его дедушка с бабушкой подарили ему форму. Но его отец болел за «Сити», и в конце концов он выбрал их. После свадьбы Иэн хотел даже купить дом около «Мэйн Роуд» (старый стадион клуба). Он не умел водить и вместо того, чтобы научиться, он хотел поселиться в пешей дистанции от стадиона!»
А вот основатели группы Бернард Самнер и Питер Хук болеют за МЮ».
Как все начиналось. «Я родился в Ордсолле, это недалеко от стадина. Оттуда, где я жил, можно было увидеть «Олд Траффорд». Мой лучший друг болел за «Сити», и мы ходили то на их стадион, то на наш. Мой первый матч? Мне было 10, значит это был 1966-й. Это была самая пугающая вещь в мире. Мы проникли на стадион, и мать твою, это было реально страшно – со всем этими драками и хулиганизмом» (Питер Хук).
О встрече с Алексом Фергюсоном: «Журналист мне сказал, что он большой фанат «New Order», мол, иди быстрее к нему. Ну и я пошел сфотографироваться. Мы сделали фото, а потом он говорит: «Кто ты, мать твою, такой?»
Самая футбольная песня. «World in Motion». Написана «New Order» для сборной Англии перед ЧМ-90, а специальный гость Джон Барнс зачитал там рэп.
«The Smiths» / «Моррисси» (Манчестер)
Кто они. Одна из самых важных альтернативных рок-групп Британии в 80-х, оказавшая существенное влияние на брит-поп 90-х. После распада группы в 1987 г., гитарист Джонни Марр играет с разными группами, а вокалист Стивен Моррисси занялся сольной карьерой («Моррисси»).
За кого они. Джонни Марр поддерживает «Сити», и его можно часто заметить на «Этихад» в компании Ноэля Галлахера.
Как все начиналось. «Мне повезло, на моей первой игре «Сити» выиграл у «Лидса» 5:2, и после этого я влюбился во все это. В форму, в атмосферу, в игру – это интереснейшее приключение, которое продолжается до сих пор» (Джонни Марр).
А Моррисси отказывается ассоциировать себя с тем или иным клубом, а отсылки в песнях к разным персонажам из мира футбола только запутывают ситуацию. Например, у него есть альбом под названием «Your Arsenal», песня под названием «Roy’s Keen» (пишется именно так), а в 80-е была записана композиция «Frankly, Mr. Shankly» (фанаты «Ливерпуля» верят, что это отсылка к их легендарному менеджеру). Однажды музыкант был замечен в футболке «Миллуолла», а другой раз – «Вест Хэма». Такое впечатление, что он просто троллит журналистов и болельщиков.
Самая футбольная песня. «Roy’s Keen». Возможно, она не про футбол, но чертовски хороша.
«Stone Roses» (Манчестер)
Кто они. Группа ставшая в 80-х олицетворением нового жанра в английской музыке – «мэдчестер», представлявшего собой смесь психоделического рока и хауза. Группа, выпустившая всего два альбома, причем первый многими считается одним из лучших во истории английского рока. Группа, благодаря которой, по их собственным словам, братья Галлахеры из «Оазис» решили занять музыкой.
За кого они. Большая часть группы болеет за «МЮ». Слово лидеру группы:
Цитата. «Там, где я рос, дома были либо красные, либо голубые. Наш был голубым, но я перешел на красную сторону, когда мне было пять. Мой дядя вернулся с финала Кубка Чемпионов на «Уэмбли» («МЮ» обыграл «Бенфику»), и я попался на крючок. Я стал красной овцой в семье, где абсолютно у всех были сезонные абонементы «Сити. Они пытались переубедить меня, но я был непоколебим» (Иэн Браун, «Stone Roses»)
Самая футбольная песня. «This Is the One» – звучит перед началом каждого домашнего матча «МЮ». С подачи Гарри Невилла, бывшего капитаном в то время, эта песня заменила на «Олд Траффорд» тему из «Рокки». «Не поймите меня неправильно, мне нравится Рокки – но он из Филадельфии, а не из Манчестера. У нас много отличных групп (и «Оазис» не самая лучшая из них!) , и эта песня великолепно подходит для «Олд «Траффорд». Для меня Манчестер это «номер один», вот и все», объяснял Гарри.
Джонни Эванс тоже считает это важным: «Когда ты понимаешь, что группа такого масштаба вышла из Манчестера, этим хочется гордится. Это ритуал для парней (слушать эту песню) в день матча. Это гимн «МЮ».
«Oasis» (Манчестер)
Кто они. Короли брит-попа (возможно, надо сказать брит-топа?) и самая важная группа 90-х / нулевых. И хотя «Оазис» распались в 2009-м, братья мегапопулярны до сих пор – так, когда в прошлом году Лиам объявил о сольном турне в честь 30-летия альбома «Definitely maybe», билеты на все 12 концертов летом этого года смели мгновенно.
За кого они. Наверное, все знают, что братья Галлахеры не любят друг друга, но очень любят «Манчестер Сити». А в мае прошлого года Лиам обещал восстановить группу, если «Сити» выиграет Лигу Чемпионов. Мы ждем.
Как все начиналось. «Иногда я думаю, почему мой отец в 1971 г. взял меня на «Мэйн Роуд», а не «Олд Траффорд». Причина проста – мой отец ненавидел своих братьев. Они все были ирландцы, которые поддерживали «Юнайтед». Мой отец выбрал «Сити» , чтобы их позлить. Это единственная причина. Иначе Лиам и я должны были бы стать фанатами «Юнайтед» (Ноэль Галлахер).
Ноэль активно комментирует текущие события (например, в начале апреля он заявил, что чемпионом станет «Арсенал», так как «чемпионат выигрывают команды с лучшей защитой»), появляется на «Этихад» и футбольных ТВ-программах, а неделю назад был замечен в Лондоне на матче «Сити» с «Фулхэма». В результате, музыкант уже заработал персональный тэг на этом сайте!
Самая футбольная песня. Конечно, та, что поется в раздевалке «Манчестер Сити». «Wonderwall».
«The Verve» (Уиган)
Кто они. Одни из многих представителей брит-попа 90-х / нулевых.
За кого они. Ричард Эшкрофт – давний фанат «МЮ».
Как все начиналось. «Местность, где я рос, была очень разношерстной.. Скелмерсдейл (городок под Уиганом, располагается примерно посередине между Манчестером и Ливерпулем) и был построен как пригород Ливерпуля. В школе был реальный микс : поклонники «МЮ», и, конечно, фанаты «Ливерпуля» и «Эвертона», семьи которых переехали из Ливерпуля. Но в конечном счете, дело в моем друге, который жил через дорогу. Его семья взяла меня на матч, когда мне было 10 или 11» (Ричард Эшкрофт).
Самая футбольная песня, и она же самая известная у группы. «Bitter Sweet Symphony» звучала на заставке канала ITV Sport перед матчами сборной Англии.
«Beatles» (Ливерпуль)
Кто они. Вы знаете.
За кого они. За мир.
Как все начиналось. «Тут такое дело. Мой отец родился в Эвертоне, и моя семья официально эвертонцы. Поэтому если мы говорим о дерби, я буду поддерживать «Эвертон». Но после концерта на «Уэмбли» я подружился с Кенни Далглишем, заглянувшем на шоу, и я подумал «Пожалуй, я буду болеть за оба клуба, потому что и то, и другое, это Ливерпуль, и вся это возня под названием «католики против протестантов» меня мало волнует.
Так что мне потребовалось специальное разрешение от папы Римского, и вот теперь я болею за обоих. И те, и другие – отличные команды. Но если дело доходит до очной встречи, то я – эвертонец» (Пол Маккартни).
Уже по этой цитате видно, что ярым болельщиком сэра Пола не назовешь. Но он хотя бы был однажды замечен на игре – это был финал кубка 1968 г. между «Эвертоном» и «Вест Бромом» (0:1).
Увы, у остальных членов великой четверки интерес к спорту был похоже еще меньше.
Джорджа Харрисона футбол совсем не интересовал. Ему принадлежит известная фраза: «в Ливерпуле три команды, но мне нравится другая».
Ринго Старр был связан с «Арсеналом». Его отчим был из Лондона и брал Ринго на «Энфилд» или «Гудисон Парк», когда туда приезжали «канониры». Но фанатом лондонцев он не стал, и в целом, похоже, равнодушен к футболу. А вот у его двух сыновей сезонный абонемент на «Энфилд».
Ну а что касается Джона Леннона, то редкие моменты появления футбола в его творчестве были связаны с кем угодно, только не с клубами из Ливерпуля. В песне «Dig it» упомянут знаменитый менеджер «МЮ» Мэтт Басби (да, он играл за «Ливерпуль, но все же прославился как менеджер «Юнайтед»). А самая известная связь Леннона с футболом – это рисунок, сделанный Джоном в возрасте 11 лет, и позже украсивший обложку его сольного альбома «Walls and Bridges». На нем изображен финал кубка Англии 1952 г. между «Арсеналом» и «Ньюкаслом», и как болельщику «канониров, мне нравится думать, что Джон симпатизировал именно им.
Самый известный случай, связанный со всей легендарной четверкой и футболом – это телеграма, отправленная тренеру «Ливерупуля» Биллу Шенкли в 1965 г. перед финалом кубка Англии: «Удачи, парни. Мы будем смотреть вас на ТВ. Джон, Пол, Джордж и Ринго». «Красные» выиграли у «Лидса» 2:1.
Самая футбольная песня. «Hey, Jude» – да, песня не про футбол. Но она звучит как минимум на двух стадионах АПЛ, причем ни один из них не находится в Ливерпуле – уже полвека как ее распевают болельщики «Брентфорда» и «Сити».
«Echo & the Bunnymen» (Ливерпуль)
Кто они. Еще один психоделический пост-панк 70-х/80-х. Их «The Killing Moon» – совершенно завораживающая композиция.
За кого они. У лидера группы Иэна Маккаллоха сезонный абонемент «Ливерпуля».
Как все начиналось. «Меня взял отец, это был 1967 г. Я уже не помню, что это был за матч. Помню, игра была дерьмовой, так что наверное это были «Пэлас»?* Я вообще в этом плане не очень. У меня есть друг, который помнит все, матчи 15-летней давности, кто забил, как забил и так далее. Мне кажется, это безумие. Для меня после 90 или 120 минут все закончено, а он до сих пор помнит все матчи» (Иэн Маккаллох).
Самая футбольная песня. В 1998-м Маккаллох поучаствовал в создании официальной песни для сборной Англии к ЧМ-98. В записи «(How Does It Feel To Be) On Top of the World» также поучаствовали Джонни Марр, «Spice Girls» и ряд других музыкантов. Получилось что-то странное.
* Похоже, что у Иэна что-то личное к «Кристал Пэлас»
Север и северо-восток
«The Police» /Sting (Лондон/Ньюкасл)
Кто он. «Англичанин в Нью-Йорке».
За кого он. Гордон Мэттью Томас Самнер, более известный как Стинг, вырос в городке Уоллсенде, недалеко от Ньюкасла, поэтому с любимой командой тут все очевидно.
Как все начиналось. «Футбол был большой частью моей жизни тогда. Последний трофей, который мы выиграли, был Кубок ярмарок в 1969-м, и я был на нескольких матчах того турнира.. Победа в том розыгрыше до сих пор является лучшим моментом с тех пор, как я начал болеть за «Ньюкасл». Это было потрясающе, но пора бы выиграть что-то еще».
А сын Стинга музыкант Джо Самнер хоть и вырос в севером Лондоне, перенял отцовскую любовь к «Ньюкаслу» и признается, что ненавидит проигрывать «Арсеналу».
Самая футбольная песня. «End of the Game». Каждый болельщик когда-то испытывал эту грусть.
Удивительно, но с «Ньюкаслом» неожиданно связана и легендарная австралийская группа «AC/DC». Дело в том, что вокалист группы Брайан Джонсон – англичанин и ярый фанат «сорок». И про него, и про Стинга, ходили слухи, что они были готовы купить клуб в 80/90-е. Кажется, это было бы веселее, чем шейхи.
«Kaiser Chiefs» (Лидс)
Кто они. Злопыхатели говорят, что это классическая группа одной песни. И вы тоже, наверняка, слышали «Ruby».
За кого они. Здесь многое понятно по названию – «Kaizer Chiefs» это клуб из ЮАР, за который играл капитан «Лидса» Лукас Радебе.
Как все начиналось. «Это был 2003, я пошел с Эндрю (Уайтом – член группы), и мы проиграли. Я влюбился в атмосферу на стадионе, это было невероятно. Единственное, с чем это можно сравнить, это концерт» (Рикки Уилсон, лидер группы).
Самая футбольная песня. «I predict a riot» («Будут беспорядки»). Идеальная композиция для прослушивания в предвкушении большого матча (например, «Лидса» и «МЮ») – и болельщики «белых» с удовольствием поют ее на «Элланд роуд».
«Def Leppard» (Шеффилд)
Кто они. Ветераны английской рок-сцены. Для меня самый удивительный факт – это то, что когда барабанщик Рик Аллен потерял руку в автокатастрофе, его оставили его в группе. Если провести аналогию с футболом, то это тоже самое, как оставить в клубе однорукого вратаря. Благородный жест.
За кого они. Здесь есть разногласия. Вокалист Джо Эллиотт поддерживает «Шеффилд Юнайтед», а гитарист Рик Сэведж – «Шеффилд Уэнсдэй».
Как все начиналось.«В моей школе только два парня за Юнайтед», и все остальные болели за «Уэнсдэй». Я уже не помню деталей, я просто стал болеть за «Юнайтед» в сезоне 1967-68. Мне просто не хотелось быть частью толпы.. Я был фаном футбола в целом. Я не ненавидел «Уэнсдэй», не ненавидел другие команды. Мне было все равно. Мне просто нравилось смотреть на футболистов, таких как Джордж Бест, Родни Марш, и конечно наш Тони Карри. которого я обожал.. Спущенные гетры, снятые футболки, длинные волосы.. они были как рокеры. Они и были рокеры» (Джо Эллиотт).
О потенциальной покупке клуба: «Фанаты «Юнайтед» умоляли меня купить клуб, как это сделал Элтон Джон с «Уотфордом». Но Элтон один, а я получаю только одную пятую выручки».
Самая футбольная песня. «Let’s go» – звучала в американской программе «Monday Football».
«Arctic Monkeys» (Шеффилд)
Кто они. Новая волна английского рока – группа была основана в 2002-м еще подростками.
За кого они. «Шеффилд Уэнсдей».
Как все начиналось. «У меня не было выбора – это семейная традиция. Первый раз я оказался на «Хилсборо» (стадион «Уэнсдей») с моими отцом и тетей. Мне было семь, и это было большое событие в жизни семьи – каждый говорил мне что-то типа «сегодня великий день». Я был очень впечатлен масштабом стадиона, это был реальный визуальный шок. Матч? Мы победили «Ливерпуль» 3:1. Я помню шум толпы, который напугал меня, и то, как они подкалывали фанатов гостей в соседнем секторе» (Алекс Тернер).
Впрочем, Алекс признавался, что не стал бы выступать на концерте в майке «сов» – вероятно, не хочет злить вторую половину Шеффилда.
Самая футбольная песня. В строчке песни «Red Light Indicates Doors Are Secured» содержится просьба таксисту ехать «через «Хилсборо».
«Pulp» (Шеффилд)
Кто они. «На столе зеркальном еле слышно спорят три кассеты: Pulp, Oasis, Blur», пела группа «Мультфильмы». Последних двух монстров брит-попа в России хорошо знают, а вот «Pulp» пожалуй, чуть меньше, а зря.
За кого они. Лидер группы Джарвис Кокер болеет «Шеффилд Уэнсдей». Кажется, что его размышления о связи футбола, семьи и общества прекрасно подходят для завершения этой статьи:
«Недавно я навещал своего умирающего отца, и одной из немногих вещей, на которые он отреагировал в своем ослабленном состоянии, было мое упоминание об «Уэнсдей». И когда я показал ему фотографию моего сына в форме «сов», он был очень горд (возможно, в его состояниии ему показалось что мальчик в самом деле играет за них). Такая простая вещь, как футбольная команда, стала связующим звеном между тремя поколениями семьи».
«Футбол всегда был барометром времени: например, захват «Манчестер Юнайтед» это прекрасный пример современного капитализма – но это был хороший год, не так ли? «Лестер» доказал, что не все, в конце концов, сводится только к деньгам, а окончательные результаты расследования трагедии на «Хиллсборо» доказали, что невозможно скрывать правду вечно. Наглядные уроки от игры, в которой 22 человека пинают по полю кожаный мешок – кто бы мог подумать? Вперед, совы!» (Джарвис Кокер).
Самая футбольная песня. Возможно, главная песня всего брит-попа, «Common people», это же ведь немного и об оторванных от реальной жизни футбольных звездах.
А в 2022-м фанаты «Эвертона» сочинили песню о новичке команды Деле Алли на мотив хита «Pulp» . Сначала послушайте песню, а затем прочитайте эти строчки голосом Кокера: «I wanna be like Dele Alli / I wanna wear whatever Dele Alli wears / I wanna car like Dele Alli / And I want dreadlocks in my hair!»
На бис:
«Happy Mondays» (Манчестер) – лидер группы Шон Райдер болеет за «МЮ»
Марк Нопфлер из «Dire Straits» болеет за «Ньюкасл»
Крис Ри родился в Миддлсбро и поддерживает родную команду. Его песня «Стальная река», посвященная индустриальному прошлому этого района Англии, регулярно звучала перед матчами «Боро».
Джо Кокер – родившийся в Шеффилде музыкант, поддерживал «Уэнсдей»
На этом первая часть нашего футбольного концерта завершена. Во втором сете мы пройдемся по центральной и южной Англии. Заходите.
Фото: sportskeeda.com, disordertc.wordpress.com, dailymail.co.uk, marca.com, flashbak.com, nme.com, yorkshireeveningpost.co.uk, thestar.co.uk, owlstalk.co.uk.
Я болею за «Зенит», «Зенит» – чемпион!
Я сижу на скамейке в ложе «Б»
И играю на большой жестяной трубе.
Но давеча я слышал, что все выйдет не так
И чемпионом станет «Спартак».
Мне сказали об этом в Москве.
Майк Науменко "Зоопарк", родившийся в Ленинграде за Зенит.
https://www.margate-fc.co.uk/news/10-aug-2018/The-Libertines-are-the-latest-signing-at-Margate-Football-Club
Сам Доэрти не понять за кого болеет, каждый раз в футболке кого-то нового появляется. Но чаще всего его в West Ham видел.