Обучение на тренерскую лицензию в Европе. Как это было
По итогам обучения, когда экзамены сданы и лицензия получена, опишу как это было.
Наша группа была первая из пяти групп в 2024 году. В группе собралось 28 человек. Получается, что каждый год в Словении появляются около 150 новых лицензированных тренеров. Это еще не считая отдельной женской группы. Мне, конечно, кажется, что это какое-то избыточное количество для двухмиллионной страны. Но учитывая, с какой скоростью кончались свободные места в группах, получается, что спрос явно есть. Я пытался у сокурсников выяснить откуда такой ажиотаж, учитывая, что зарплата детского тренера в Словении составляет в среднем 300-500 евро. Кто-то говорит, что ему просто нравится детей тренировать после основной работы, кто-то планирует сделать карьеру профессионального тренера в большом клубе и это просто первый шаг.
Лицензия UEFA-C, это первый уровень лицензий, который позволяет тренировать команды до U-13. Ребята в нашей группе собрались самые разные. Были совсем молодые 18 летние парни, которые только закончили футбольную школу. Были ребята, которые играют во 2-3-4 лигах. Были взрослые под 40 и за 40 лет. Было как минимум двое ребят старше 50. Практически все уже где-то, кого-то тренируют. В основном в роли помощника тренера возрастов от U-8 до U-13. Был один звездный парень с 71 игрой за сборную Словении. Участник стыков со сборной России к чемпионату мира в 2009 году. Иностранец я был один.
Само обучение состояло из теоретических лекций и практических занятий на поле. Предметы были такие (в моем вольном переводе): Профессиональная модель, роль тренера (Окружающая среда) - защита детей, безопасная и позитивная учебная среда, мотивационный климат (Игрок) - Характеристика детей U7 - U13 Двигательная всесторонность Биологическое развитие Кондиция Теория игры + разминка Организация и структура тренировки, тренировка в связи с игрой, принятие решений и решение проблем в игре, учебная программа Техника Тактика Различные типы форматов игры, основные принципы проведения матчей, поведение в матчах Основы спортивной подготовки Психология Ответственность и закон в спорте Основы движения человека Основы спортивной медицины Не сказать, что обучение дало мне какие-то невероятные знания и открыло какие-то неведомые глубины, но некоторые вопросы подсветило и какие-то моменты структурировало в мозгу. Было что-то очевидное, например, что детей нельзя бить и на них вообще-то не надо орать. Был отдельный блок про взаимодействие с родителями. Оказывается это может быть довольно серьезной проблемой и вопросом, который надо решать. На уроке про выносливость, когда нам говорили, что вообще-то длинные рывки на 100-200-400 и т.д. метров в футболе не встречаются и пользы от них не много, мне вспоминались мои тренировки с теми самыми рывками по 100-200-400.
Большой акцент в обучении тренеров делается на то, что дети должны получать удовольствие от тренировок. Что надо придумывать максимальное количество игровых и соревновательных упражнений, что каждая тренировка обязательно должна заканчиваться двухсторонкой. Что дети вообще-то приходят играть, а не работать. Что результат вообще не важен. Что не надо делать ставку на акселератов, которые в данный момент времени обгоняют других в своем физическом развитии. Как я понимаю, в Словении секции футбола вынуждены довольно серьезно конкурировать с секциями гандбола, баскетбола, волейбола и т.п. Что перспективный подвижный быстрый ребенок с хорошими двигательными способностями может спокойно уйти в другую секцию и это будет потерей для футбола Словении.
На одном из первых уроков зашел разговор о социальной значимости футбола, о том как футбол может быть значим для огромного количества людей. И как пример был приведена история стыков со сборной России в 2009. Что-то типа: Россия великая страна, 150 млн населения, шестой чемпионат по силе в Европе, шикарные школы подготовки, традиции и т.п. играла со Словенией в которой 2 млн жителей, 32-й чемпионат по силе в Европе, дети играют на картофельных полях и все равно сборная победила и какой это был праздник для всей страны.
На практической части экзамена надо было провести показательную тренировку из нескольких упражнений. Нас разбили на пары и обозначили цель экзаменационной тренировки для каждой пары. Вообще каждая тренировка должна иметь цель. Т.е. должен быть ответ на вопрос, что именно мы сегодня тренируем. Нельзя немножко потренировать то, немножко сё. Все упражнения должны быть связаны общим смыслом, выполняться поступательно (от простого к сложному) и соответствовать цели. Нам с напарником досталась тема «взаимодействие двоих игроков при подстраховке в защите».
В Словении сделали очень хорошую штуку. Создали портал для тренеров на котором собрали огромное количество примеров упражнений, разделив их по целям. Т.е. готовясь к тренировке, тренер может зайти на сайт и отфильтровать себе упражнения по определенной теме, поставить галочки напротив выбранных, и все упражнения подтянуться в файлик «План тренировки» По каждому упражнению есть описание, схема и часто видео. Это очень удобно когда нет особо времени на подготовку (почти все тренеры в Словении имеют основную работу и тренируют детей как раз после работы). Одна из важнейших вещей, которой нас обучали, это всегда иметь план на каждую тренировку.
В день практического экзамена нам выдали команду 10 летних футболистов местного клуба и мы провели подготовленную заранее тренировку. После тренировки мы с ментором разобрали ошибки, нюансы, недочеты. Каждый по итогу получил какой-то бал, который нам не озвучили, но включили в итоговую оценку.
Дальше был теоретический экзамен в виде теста. Нам дали для подготовки перечень возможных вопросов и мы пару недель готовили ответы. На самом тесте вопросов было 34, по каждому вопросу 4-5 возможных ответа. Проблема в том, что правильных ответов на каждый вопрос могло быть несколько. Для меня, конечно, отдельной проблемой было несвободное знание словенского языка. Но вроде все обошлось. После теста нам прислали табличку с итоговыми оценками. Все сдали примерно в равных пропорциях на 7, 8, 9 баллов из 10. Один гений получил 10 из 10. Моя оценка 8. Учитывая, что примерно треть группы получила 7, оценку 8 для иностранца считаю отличным результатом. Следующим шагом я иду получать лицензию UEFA-B тренер вратарей. Это уже более серьезный уровень и я об этом обязательно напишу.
Не боитесь только разделять абзацы энтером, а то текст выглядит нескончаемым полотном и сложно читается)