«Это нацизм, полнейшая дискриминация». Прыгун с шестом Волков – о том, как не слышат беларусов и русских
Уроженец российского Иркутска Матвей Волков переехал в Беларусь четыре года назад и с тех пор выступает за ее сборную (на Родине в свое время оказался не нужен). Сын серебряного призера Олимпиады-80 в прыжках с шестом нашел себя в той же дисциплине, что и отец. Результаты на юниорском уровне впечатляли, да и не взрослом получается неплохо. Пару месяцев назад 20-летний спортсмен взял высоту 5,82, благодаря чему выполнил олимпийский норматив.
В иной ситуации он мог бы уже готовиться к поездке на Игры, однако в условиях санкций, которым подвергся беларусский спорт заодно с российским за события в Украине, делают вероятность появления Волкова в Париже крайне невысокой, особенно с учетом жесткой позиции World Athletics, где игнорируют рекомендации Международного олимпийского комитета смягчить ограничения для беларусов и россиян.
Мы спросили у Матвея Волкова, не пропало ли у него желание ехать на Олимпиаду-2024, и о том, готов ли он поддержать соотечественников-россиян в том случае, если они решатся на бойкот (готов, но только при одном условии).
– Расскажите, как сейчас проходит ваш тренировочный день.
– Тренируюсь в усиленном режиме, потому что весна и осень у нас являются подготовительным периодом к летнему и зимнему сезонам соответственно. Тренируюсь один раз в день, в отличие от многих других ребят. У нас в легкой атлетике принято работать дважды, а то и трижды в день, но мы с тренером выбрали немного другую стратегию. Тренируемся раз в день, просто очень интенсивно. И по времени, соответственно, подольше. В среднем – два с половиной часа. Тренируются все части тела: руки, ноги, пресс, спина. Начинается все с разминки, после идет работа на ноги, потому как в прыжках с шестом бег является определяющим фактором результата. От того, насколько быстро ты бежишь, зависит то, насколько высоко прыгнешь. Элементарная физика. После этого начинается работа на турнике либо в тренажерном зале, жим. В конце тренировки – легкая заминка, кросс минут 10, растяжка.
Все идет в первой половине дня, потому что, даже установлено наукой, утром организм наиболее восприимчив к тяжелой физической нагрузке. Так что до 12 часов стараемся закончить тренировку. После нее – обед, и это самый серьезный прием пищи в течение дня. Затем – дневной сон. Я стараюсь спать много, потому что хорошие тренировки требуют большого количества сна, во время которого восстанавливается организм, гормональный фон. Затем читаю, учусь и, как правило, хожу на массаж или в баню.
– Что читаете?
– Сейчас начал углубленно заниматься философией. В данный момент ознакамливаюсь с работами Аристотеля, чтобы потом перейти к более серьезных представителям диалектики – Гегелю, Марксу. Хочется быть развитым, узнавать что-то новое, постигать учения философов, чтобы разбираться и в людях, и в устройстве мира. Есть в моей библиотеке и классика, например, читаю «Мать» Максима Горького. Так получилось, что во времена школы пропустил это произведение, а сейчас наверстываю. После по плану – «Спартак».
Что касается образования, то учусь я в БГУФК на тренера физической культуры и спорта. Это тоже требует определенного количества времени и сил. Та же физиология, биомеханика, анатомия – дисциплины очень серьезные. Считаю, что спорт – это не просто помахать рукой или ногой, тут нужно понимать все процессы в организме, чтобы правильно их регулировать. К сожалению, многие тренеры и преподаватели эти моменты упустили, не понимают, почему спортсмены травмируются, не показывают нужный результат. К образованию нужно относиться максимально серьезно, если ты решил работать после окончания карьеры тренером.
– Мотивация учиться понятна. А в чем мотивация тренироваться каждый день, выкладываться на 100 процентов, когда для беларусов закрыты международные топ-соревнования?
– Знаете, для меня тренировки – это больше процесс развития гармоничной личности. Также хочу показать пример остальным, что спорт не упирается в соревнования, спорт – это необходимая часть нашей жизни. Если человек развивается гармонично и в физическом, и в умственном планах, то получается правильная гармоничная личность. Еще Сократ и многие другие философы Древней Греции об этом писали. Поэтому, повторюсь, мне хочется быть гармоничным во всех проявлениях и показывать это окружающим.
А что касается международных топ-соревнований, слушайте, у нас сейчас хватает стартов в Российской Федерации, в Беларуси, которые соответствуют мировому и европейскому уровням проведения. Так что в плане соревновательной мотивации у меня проблем никаких.
Считаю, многие люди, которые говорят, что им не хватает мотивации в отсутствие топ-соревнований или возможности поехать на Олимпиаду, таким образом просто проявляют свою слабость. У них, как по мне, нет мотивации просто заниматься спортом. Если ты действительно любишь то, чем занимаешься, тебе не важно, где ты покажешь свой уровень. Если есть желание, будешь хотеть прыгать, бегать в любых условиях, на любых соревнованиях.
– На фестивале прыжков с шестом в Москве в марте, где вы победили, настрой у вас был такой же, как если бы это был, условно, чемпионат Европы?
– В общем, да. Просто в Москве у меня пик формы пошел на спад, я выступал после травмы, были небольшие последствия повреждения. Если бы был готов на 100 процентов, то прыгнул бы еще выше. А с чем был связан спад? Любой организм развивается волнообразно: в какой-то момент он на пике, потом идет спад. И так получилось, что на чемпионате России в феврале я был на пике, хотя и болел поврежденный ранее локоть. Уже к фестивалю в Москве утратил былую жесткость в мышцах, в теле. Это и был небольшой спад.
– На чемпионате России вы как раз выполнили олимпийский норматив, прыгнув 5,82.
– Скажу честно, особенных чувств и эмоций по этому поводу не испытал. Да, радовался, потому что, во-первых, выполнил олимпийский норматив. Во-вторых, установил личный рекорд, а это немалый повод для радости. Но как такового вау-эффекта все это не вызвало. Есть и есть.
– Это обусловлено внутренними ощущениями или каким-то внешними обстоятельствами?
– Если в спорте постоянно чувствовать за собой вау-эффект, после каждого своего успеха, то очень легко упасть вниз и никогда оттуда не выбраться. Нужно быть максимально прагматичным, ко всему подходить с холодной головой. Не радоваться больше, чем нужно. Продолжать работать в спокойном режиме и показывать все, на что способен.
– МОК разрешил спортсменам из Беларуси и России участвовать в Играх, но в нейтральном статусе, без флага, без гимна, нельзя участвовать в церемонии открытия. При таких условиях вы еще хотите принять участие в Олимпиаде?
– Наш гарант Конституции [вероятно, имеет в виду Александр Лукашенко] по этому поводу уже все четко сказал: какая разница в каком статусе выступать. Все и так знают, откуда мы. Главное – выступать и показывать хороший результат на Олимпиаде. Считаю, эти слова наиболее точно отражают окружающую действительность. Поэтому, думаю, как бы ни поступали, например, наши соседи в России, что бы они ни решили, белорусы поедут на Игры, пусть и в нейтральном статусе. И так люди будут знать, откуда мы и какую страну представляем. И, думаю, это правильное решение, учитывая слова, сказанные [самопровозглашенным] президентом Беларуси.
Что бы МОК ни рекомендовал, в каком бы статусе ни разрешал спортсменам из Беларуси и России выступать на Олимпиаде, я отказываться от возможности поехать на Игры не буду, если эта возможность представится. Как можно упустить возможность побороться за медали на Играх? Нечасто такой шанс выпадает. Я даже не знаю людей, которые отказывались от участия в Олимпиаде. Нужно быть совершенно особенным человеком, чтобы так поступить.
– Если Олимпийский комитет России решит не отправлять своих спортсменов на Олимпиаду в нынешних условиях, которые выдвинул МОК, вы поймете эти шаги?
– Если кто-то и заявлял ранее о таких намерениях, то я считаю, что это ура-патриоты, которые говорят абсолютные глупости. Как можно запретить? Каждый спортсмен должен сам принимать решение, ехать ему на Олимпиаду или нет. Но, насколько я слышал, ОКР решил не бойкотировать Олимпиаду, о чем было заявлено еще в марте. И это правильная позиция. Требования, которые выдвигает МОК… Олимпиада – это такое явление, которое призвано сплачивать население всей планеты. Это мероприятие, куда приезжают представители всех стран, общаются, передают свой опыт, состязаются на мирном спортивном поле, созидают нечто прекрасное. И если я хочу поехать на Игры, какую бы страну не представлял?.. У меня есть лицензия, у меня есть право, но мне нельзя, потому что я русский или беларус. И как это назвать, если не одним емким и давно изобретенным словом – нацизм?
Меня ущемляют по национальному признаку. Мне нельзя ехать на Олимпиаду, потому что я гражданин России или Беларуси. Это разве законно? Это нацизм.
Или вот говорят, что, возможно, нужно будет подписать некие бумаги с осуждением специальной военной операции [в Украине]. Это разве не ущемление прав и мнений спортсменов? Это же нацизм, полнейшая дискриминация. И почему, извините, все сейчас говорят о конфликте на Украине, но никто не говорит о конфликте в Газе, о том, как там зверства происходят? Почему никто не говорит про Вьетнам, Ирак, Сирию, в которой «создатели демократии» Соединенные Штаты Америки открыто начали действия против мирного населения? Почему никто об этом не говорит? Потому что интернет захвачен западными государствами, которые говорят о том, о чем хотят сами. Пропаганда долго выстраивалась руками господ с Запада. И получается так, что нас, россиян и беларусов, никто не слышит, а остальных, кто называет нас плохими, слышат. И, соответственно, идет осуждение именно нас. Почему? Потому что нас просто не хотят слышать.
Сейчас и над россиянами, и над белорусами просто издеваются в международных спортивных организациях. Нас просто не хотят слышать, там уверены в своей правоте и следуют ей. Сочувствую ли я, например, россиянам, над которыми давно издеваются? Сочувствие – не то чувство, которое нужно сейчас. Нам всем, на кого оказывается давление, необходимо бороться.
– Так а если государство в России все-таки, грубо говоря, запретит спортсменам ехать на Олимпиаду на условиях, которые выдвинул МОК?
– Если тебе государство, в котором ты живешь, которое платит тебе зарплату, обеспечивает, которое вырастило как личность, как спортсмена, думаю, нужно это государство слушать. Все-таки людям в аппарате власти виднее, как вести себя спортсмену в той или иной ситуации. Кто бы что ни говорил, но сейчас спорт – это орудие не просто политики, а геополитики. Так что если государство сказало, что надо ехать – значит, поедем. Если сказало, что не надо – значит, не надо. Я так думаю.
Да, у каждого спортсмена должно быть право выбора, он должен сам решать, ехать ему на Олимпиаду или нет. Но, опять же, если тебе государство сказало не ехать, значит, нужно слушать это. Если отправляют – езжай. Нужно очень крепко прислушиваться к тому, что тебе говорят. Тем более если говорит государство, которое тебе много дало.
Я, скажу честно, не горю Олимпиадой, у меня нет жгучего желания поехать на Игры. Просто считаю, что если ты горишь, а потом что-то случается – травма, например, или государство, как я говорил, решило, что ехать не стоит – тогда весь запал будет затухать очень болезненно. В любой ситуации нужно оставаться хладнокровным, рассудительным.
– МОК говорит, что не намерен допускать к Олимпиаде спортсменов, связанных с различными военными и силовыми структурами России и Беларуси, а же состоите в спортивном клубе вооруженных сил Лукашенко.
– Честно говоря, я вообще это не знаю – состою или нет, – поэтому ничего не могу сказать. Что касается условий МОК, это абсолютная глупость. Спортсмены, которые имеют отношение к вооруженным силам РБ или РФ, никак не влияют на реальные вооруженные действия нынешних дней. Так почему вы им запрещаете ехать на Олимпиаду? Почему вы в таком случае разрешаете участвовать в Играх американцам, которые также состоят на службе в армии США? Например, [прыгун с шестом] Сэм Кендрикс является, если не ошибаюсь, капитаном или майором армии США. Но его допускают к Олимпиаде. Почему? Непонятно, двойные стандарты, однозначно.
– Вспоминаются ваши слова в адрес бывшей российской прыгуньи с шестом Елены Исинбаевой, которая в посте в Instagram отстранилась от ВС РФ. Вы сказали, что «это подстава от нее, пост – подлость». Была ли какая-то реакция на ваши слова со стороны спортсменки?
– Да какие слова и реакция с ее стороны? Она что, скажет, что я что-то неправильное произнес? Я все сказал по делу, сухо и по делу. Какие-то сказки не сочинял. Мое мнение основано на ее действиях, поступках. Да и я не ждал никакой реакции от нее.
– МОК призывает спортсменов не участвовать в Играх дружбы, организованных Россией. Как относитесь к этому?
– А я могу сказать, что против участия спортсменов в соревнованиях МОК. Что-то от этого поменяется? Пускай говорят что угодно, мне все равно. Спортсмены из многих стран будут на Играх дружбы, несмотря на заявления МОК. Это информация подтвержденная, я ее знаю. Так что, очевидно, некоторых не интересует, что говорят в МОК.
– Если бы перед вами поставили выбор – Олимпиада в нейтральном статусе или Игры дружбы – куда бы вы поехали?
– Я бы выбрал то, что мне сказали бы. Что важнее, туда бы и поехал. Но пока такого выбора перед нами не стоит, такого никто не говорит. Олимпиада для легкоатлетов из Беларуси и России не предвидится. World Athletics не намерена пускать спортсменов из России и Беларуси на Игры даже в нейтральном статусе.
Вообще же, у нас в легкой атлетике самая политизированная федерация. А ее председатель Себастьян Коу – яркий представитель англосаксонских обществ, яро ненавидящий всех русских. Он один из самых жестких русофобов на спортивной площадке. И он сказал, что ни под каким соусом спортсмены из России и Беларуси не будут допущены на Олимпиаду. Поэтому я и сказал, что нужно создать отдельную федерацию прыжков с шестом. Это намного упростит всю ситуацию. А то, что сейчас делает World Athletics, это абсолютная глупость с коммерческой точки зрения. Коу и остальные с ним сами себе роют могилу. О легкой атлетике сейчас говорят очень мало, а в World Athletics делают все, чтобы о ней говорили еще меньше.
Честно, я уверен, что уже ничего не поменяется, легкоатлеты из Беларуси и России не будут на Олимпиаде, даже в нейтральном статусе. Отчаялся ли я? Нет. Просто готовлюсь к летнему сезону, а летом все обещает быть на хорошем уровне. Предстоят коммерческие соревнования в Твери, Игры БРИКС, мемориал Игнатьева в Чебоксарах и в конце июня чемпионат Беларуси на стадионе «Динамо». В августе будет чемпионат России, а в сентябре – Игры дружбы.