Я футбольный эстет, а ты просто шелуха. Гюнтер Нетцер
27 июня 2010 года. ЮАР. Самый разгар 19-го чемпионата мира по футболу. Во время трансляции матча 1/8 финала между Германией и Англией на одном из ведущих немецких спортивных каналов можно было услышать жгучий диалог комментаторов со взаимными подколками.
Деллинг: «Уэйн Руни непредсказуем, но Фабио Капелло без него все равно не может. Он как и ты. Ты тоже капризный, но, к сожалению, тебя нельзя заменить».
Нетцер: «Этот человек уже 13 лет пытается напоить меня ядом. Я герой».
Деллинг: «Это был очень мудрый ответ с твоей стороны. Я прямо удивлен».
Нетцер: «Я футбольный эстет, а ты просто шелуха».
И в этом весь Гюнтер Нетцер. Местами резкий, грубый, взрывной. Его называли дивой, плейбоем, бунтарём и шагающим экскаватором. Но когда он надевал футбольную форму, то становился флегматичным художником, кисти которого вырисовывали необыкновенные комбинации. И мир замолкал…
Дитя войны с характером от дьявола, но с талантом от Бога
Гюнтер Нетцер родился 14 сентября 1944 года в самом сердце Менхенгладбаха, в непосредственной близости от ратуши, под номером 31 на Гастхаусштрассе. Будучи единственным ребенком из скромной семьи, Нетцер был типичным уличным футболистом. Мальчишка владел футбольным снарядом так, что даже старшим приходилось плясать под его дудку.
В 8 лет Гюнтер был принят в «ФК Менхенгладбах» в качестве… (!) вратаря, правда тренеры вскоре обнаружили в нём способности быть полевым игроком и вести игру команды. Помимо скиллов футбольными отцами Нетцера была обнаружена ещё и лень, которая, к сожалению, будет сопровождать его на протяжении всей карьеры. «Пареньком я был ленивым, но выхода у меня попросту не было – приходилось работать. Это уже потом я понял, что лень и нежелание бегать можно скрывать на поле за несколькими длинными передачами».
Однако, несмотря на все недостатки, талант такой величины и размаха не мог остаться незамеченным. На одном из юношеских турниров, проходивших во французском Лиможе, молодой форвард (именно на этой позиции Гюнтер действовал на раннем этапе своей карьеры) приглянулся местному футбольному клубу. 50 тысяч марок, которые «Лимож» предложил парню, были в то время огромной суммой. Обычный человек попросту не устоял бы перед соблазном такой наживы. Но только не Нетцер. Парнишка обратился за советом к Гельмуту Шену, тогда еще тренеру немецкой молодежки. «Пожалуйста, не делай этого! Не ломай себе жизнь! Тебе нужно состояться в Германии», - посоветовал мудрый наставник. И свободолюбивый паренек неожиданно прислушался к этим словам. Спустя месяц Нетцер подписал свой первый профессиональный контракт с менхенгладбахской «Боруссией».
В «Боруссии» Нетцера бросало то в жар, то в холод. Он устраивал дискотеки, скандалил с тренером, но в тоже время мог сыграть со сломанным пальцем
В 1965 году Менхенгладбах совершил прыжок из Региональной лиги в Бундеслигу, Нетцер уже руководил балом в полузащите. Наряду с такими игроками, как Берти Фогтс, Герберт Лаумен и Юпп Хайнкес , бегущий генерал с фирменной светлой гривой и непревзойденным набором навыков был ключевым игроком в оригинальной команде «жеребят», которая быстро стала бросать вызов мюнхенской «Баварии» как доминирующей внутренней силе на протяжении большей части 1970-х годов. «Для меня это был рай», — вспоминал Нетцер.
Однако тяжелый характер, упрямство и фирменная лень никуда не делись. Между Нетцером и тренером Вайсвайлером кипели самые настоящие страсти, порой дело доходило и до драки. Однажды Нетцер прилетел в Мюнхен на вечер для высшего общества – так он выражал протест тренерским идеям и доставшей его менхенгладбахской скуке. Он поучаствовал в открытии дискотеки «Lovers Lane» за весьма хорошие деньги.
Но в то же время случались эпизоды, когда бунтарь был готов исполнить любое желание своего босса.
«В 1972 году я сломал большой палец на ноге. Он (Вайсвайлер) пригласил меня на товарищеский матч в Рим». (Нетцер) Вайсвайлер: «Вы когда-нибудь были в Риме?»
Нетцер: «Нет».
Вайсвайлер: «Отличный город».
Нетцер: «Тогда я был бы рад пойти с тобой».
Когда игра приблизилась, Вайсвайлер сказал: «У нас проблема. Мы не получим денег, если ты не будешь играть».
Нетцер: «Господин Вайсвайлер, вы знаете, что со мной происходит. Я едва могу ходить».
Вайсвайлер: «Я говорил с врачом. Тебе сделают укол. Когда мы снова выйдем после перерыва, у тебя будет еще один шанс».
Нетцер недоверчиво посмотрел на него: «Ты не можешь говорить серьезно? Прежде чем мы перестанем получать деньги, я сделаю это».
«Мой крик от укола был слышен на весь Олимпийский стадион. У нас был замечательный день, я сыграл одну из лучших своих игр, забил два гола, газеты писали: «Там был белый Пеле». (Нетцер)
Авторитет Гюнтера рос не только в родной «Боруссии», но и во всем немецком чемпионате. Приближалась пора проявить себя на уровне сборной.
Национальную команду ФРГ возглавлял бывший наставник молодёжки Гельмут Шен. Зная взбалмошный характер лидера менхенгладбахского клуба, специалист не спешил вызывать Нетцера в главную команду страны. Рисковать дисциплиной в коллективе не имело никакого смысла. Тем более что в распоряжении Шена был такой великолепный исполнитель, как Вольфганг Оверат.
Вольфганг Оверат – главный соперник в карьере Нетцера. Гюнтер не попадал из-за него в сборную, но однажды взял реванш сполна
Хавбек «Кельна» Вольфганг Оверат был полной противоположностью Гюнтера. Предельно уравновешенный, ответственный, он и в профессиональных качествах ни в чем не уступал белокурой бестии. На (!) двух чемпионатах мира (1966 и 1974) Вольфганг оставлял своего товарища Гюнтера вне стартового состава. Не зря потом Нетцер скажет, что «никогда по-настоящему не чувствовал себя чемпионом мира». Однако шанс поквитаться с врагом у полузащитника будет. Выпадет он на финал кубка Германии.
В Дюссельдорфе был теплый летний день 23 июня 1973 года. В финале Кубка Германии по футболу встречались «Боруссия» из Менхенгладбаха и «Кёльн». Игроки «Гладбаха» весь матч искали своего звездного игрока, который мог бы привести их к победе, но Гюнтера Нетцера там не было. Вместо этого Нетцер сидел прямо на скамейке запасных, задумчиво прижав правую руку к подбородку. Менеджер Хеннес Вайсвайлер решил исключить лидера из стартового состава на один из крупнейших матчей в истории клуба, и это решение шокировало болельщиков и сбило с толку экспертов. Они обнаружили, что всего за несколько дней до этого Нетцер сообщил Вайсвайлеру, что подписывает контракт с «Реалом». В сочетании со смертью его матери во время подготовки к финалу Вайсвайлер почувствовал, что Нетцер был не в том настроении, чтобы играть.
В перерыве, при счете 1:1, Вайсвайлер подошел к Нетцеру и спросил, хочет ли он продолжить игру. Нетцер отказался и уныло ответил: «Я им не нужен». Поэтому Нетцер остался в стороне, задумчивый и угрюмый. В конце основного времени, когда обе команды готовились к дополнительному времени, игрок «Гладбаха» Кристиан Кулик потерял сознание от судорог и не смог продолжить игру. Нетцер подошел к Вайсвайлеру и пробормотал: «Ich spiel dann jetzt» (сейчас я пойду играть).
Нетцер снял верхнюю часть спортивного костюма и по собственному желанию вышел на поле, а Вайсвайлер наблюдал за происходящим. На третьей минуте дополнительного периода Нетцер впервые получил мяч. Он прошел сквозь Райнера Бонхофа и помчался к краю штрафной, и нанес удар в верхний угол. Вратарь «Кельна» Герхард Вельц стоял как вкопанный. «Гладбах» повёл со счетом 2:1 и сохранил это преимущество до конца.
***
Вот только журналисты и болельщики несмотря на все различия между Нетцером и Овератом жаждали видеть на поле двух лучших полузащитников своей страны вместе.
В конце концов, Гюнтер получил вызов в сборную. Дела в «Бундестим» у футболиста шли совсем не гладко. После ряда товарищеских матчей Шен принял решение не брать его на чемпионат мира в Англии 1966 года. Гюнтер эту новость проглотил на первый взгляд спокойно, но где-то глубоко в душе он все же затаил обиду на наставника.
А спустя четыре года грянул настоящий скандал. После товарищеского матча с Испанией, проигранного немцами со счетом 0:2, взбешенный Гельмут Шен в интервью известному изданию «Bild» публично раскритиковал своего нерадивого подопечного. «Гюнтер похож на ребенка, которого следует поставить в угол! Он допускал детские ошибки! Из-за него мы провалили матч в Севилье!» - такие слова тренера, естественно, ранили самолюбивого и гордого Нетцера. Его ответ на критику был весьма предсказуем: «Да пошли вы, герр Шен! Моей ноги больше не будет в сборной Германии».
Именно после этого происшествия к лидеру «Боруссии» и прикрепилось прозвище «бунтарь». Нетцер дал понять всем, что не позволит поливать себя грязью без причины.
Прошло несколько месяцев, а конфликт между потенциальным лидером полузащиты «Бундестима» и наставником не унимался. От этого страдала вся футбольная Германия – на носу ведь был очередной чемпионат мира, который на этот раз принимала Мексика. Примирить враждующие стороны было непросто. Но ради блага нации на этот смелый шаг решился пойти наставник менхенгладбахского клуба Хеннес Вайсвайлер. После очередного обмена остротами Нетцер и Шен, в конце концов, пожали друг другу руки…
По иронии судьбы на мундиаль Гюнтер поехал только в роли журналиста. Травма паховых колец оставила его вне заявки сборной. Очередное испытание, которое наш герой выдержал с честью. Он твердо верил, что его звездный просто не настал, и был прав, как показало будущее.
Компания ЕВРО-72 – звёздный час Нетцера. Победный Англии, пасы на Мюллера, «рамба-замба» с Беккенбауэром
Наступил 1972 год, год имени Нетцера в мировом футболе (помог Оверта, слегший с травмой). В конце апреля в матче ¼ ЕВРО немцы снимают скальп на «Уэмбли» со сборной Англии (1-3). Победный с пенальти заколачивает никто иной как Нетцер. Контроль Германии над матчем стал возможен благодаря уникальному использованию двух плеймейкеров в схеме 1-3-3-3 (Беккенбауэра на позиции защитника и Нетцера в центре поля). Они регулярно меняли позиции, при этом Нетцер опускался глубоко, чтобы Беккенбауэр мог прорваться в полузащиту и пройти через нее. Эта тактика была идеей Нетцера, основанной на аналогичной уловке, которую он использовал с Юргеном Витткампом в «Боруссии». Когда он и Беккенбауэр предложили эту идею тренеру Гельмуту Шену, они получили краткий ответ. «Делайте, что хотите, я не против». Немецкий таблоид «Bild» придумал фразу «Ramba-Zamba-Fußball», чтобы описать стиль игры Германии, в частности влияние и взаимообмен между Беккенбауэром и Нетцером. «Рамба-Замба» - разговорное слово, без буквального перевода, но по сути означает шум, шум или волнение, шумная вечеринка.
Ответный матч ФРГ и Англии закончился вничью 0:0. Таким образом, немцы отправились на свой первый чемпионат Европы.
В Бельгии, где проводилась финальная пулька чемпионата, Нетцер продолжил демонстрировать высочайший класс исполнительского мастерства. В полуфинале с хозяевами бельгийцами он дважды ассистировал Герду Мюллеру. Один из пасов я бы осмелился назвать одним из лучших в истории футбола.
В финале с СССР (3-0) Нетцер не контролировал игру, как на «Уэмбли», но всё же сыграл большую роль во всех трех голах. Импровизированный акробатический залп в перекладину привел к первому голу, немного ленивый пас Юппу Хайнкесу был частью эстафеты к воротам Виммера, забившему второй; а третий был последним напоминанием о «Рамба-Замбе».
На фоне таких достижений признание лучшим футболистом ФРГ выглядело вполне логичным. Да и «Золотой мяч», казалось, был уже в кармане. Вот только главная индивидуальная награда Нетцеру так и не покорилась. И вновь злую шутку с Гюнтером сыграл его характер. Публика не любит плохих парней, и голосование журналистов «FranceFootball» в очередной раз это подтвердило. Столь желанный трофей достался Кайзеру Францу, в то время как Мюллер и Нетцер разделили второе место.
Первый немец в истории «Реала»
Время шло, нашему герою хотелось чего-то нового. Скромная «Боруссия» более не могла удовлетворить финансовые запросы суперзвезды. «Почему Беккенбауэр зарабатывает в три раза больше меня? Чем я хуже?» - однажды заявил Нетцер во время разговора с менеджером менхенгладбахцев Гельмутом Грассхоффом. Но средств на повышение оклада своего лидера у президента «жеребят» просто не было. Гюнтер отправился в мадридский «Реал».
Испанский период карьеры бунтаря ярким назвать язык не поворачивается. Да, каждый сезон в составе «сливочных» завершался победой в каком-нибудь турнире, но на европейской арене «Реал» не блистал, посему игра Нетцера оставалась без должного внимания. После трех сезонов в Мадриде и двух блеклых лет в «Грассхоппере» Гюнтер решил повесить бутсы на гвоздь.
***
Засветился «длинный» и в роли футбольного управляющего. Именно под его высшим руководством «Гамбург» трижды выиграл Бундеслигу и взгромоздился на европейский трон, одержав победу в Кубке европейских чемпионов. Но не этим Нетцер навсегда запомнился миллионам поклонников футбола… А передачами удивительной точности, занятной техникой, скандальным характером и забавной внешностью – таков он «шагающий экскаватор», таков он высокий блондин в ботинках 47-го размера.
***
Ютуб-канал автора
Телеграм-канал автора
Но вот в опросе на европейский «Золотой мяч» голоса распределились совсем иначе. Мюллер и Нетцер набрали по 79, а Беккенбауэр чуть опередил их — 81. Впервые весь «пьедестал» заняли представители одной страны.
У Гюнтера несправедливо отняли «Золотой мяч», которого он в тот год, безусловно, заслуживал.