Литвинов: «Очень хочется выиграть и двигаться дальше»
ВОСПИТАННИК КРАСНО-БЕЛЫХ ВЕРНУЛСЯ НА ПОЛЕ ПОСЛЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОТ ТРАВМЫ. ПЕРЕД МАТЧЕМ С «УРАЛОМ» РУСЛАН РАССКАЗАЛ, КАК ПРОШЛА РЕАБИЛИТАЦИЯ, И ОЦЕНИЛ ИГРУ КОМАНДЫ В ЭТОМ СЕЗОНЕ.
— Давай начнем с поездки в Баку. Из-за трагических событий в Подмосковье товарищеский матч с «Нефтчи» не состоялся.
— Я успел увидеть, насколько Баку интересный и красивый город. Обсудили потом с ребятами, что теперь хочется приехать туда в свободное время погулять с семьями. Мы прилетели в пятницу днем, добрались до гостиницы и вышли осмотреться — я был просто в восторге! Маленькие узкие улочки, колоритные здания, очень чисто. А ведь мы жили не в самом центре.
Но потом, когда пришли новости о теракте в «Крокусе», думать о чем-то другом было уже сложно. Не спали, переживали. И наутро уже ходили разговоры, что игра вряд ли состоится. Когда решение объявили, все отнеслись с пониманием. Было не до футбола.
Уверен, нет обиды и у тех болельщиков, которые встретили нас в Азербайджане. «Спартак» много лет не был в Баку, местные красно-белые очень по нам соскучились.
Вообще такие товарищеские поездки в паузу на матчи сборных — интересная задумка. Например, было бы классно сыграть с «Црвеной Звездой» в Белграде. Атмосфера была бы шикарная, ведь фанаты двух клубов — большие друзья.
— На следующий день после возвращения из Баку команда встретилась с Исламом Халиловым. 15-летний парень, наш болельщик, проявил себя во время теракта как герой, вывел из здания более ста человек.
— Можно только выразить слова благодарности Исламу и другим, кто помогал людям спастись. В таких ситуациях обнадеживают истории тех, кто помогает окружающим, рискуя собой.
Даже находясь на расстоянии, перенести подобные события сложно. Я сам с большим волнением открывал списки пострадавших и надеялся, что не встречу там знакомых фамилий. Что говорить о тех, кто оказался в эпицентре! Многие могли растеряться, не знали, что делать. Такие герои, как Ислам и другие ребята, стали для них спасением благодаря уверенности и спокойствию.
— Еще одна трагическая тема — смерть Василия Уткина. В последние годы он не комментировал матчи по телевидению, но ты наверняка успел застать его репортажи.
— Конечно! Я помню: был совсем еще маленьким, папа смотрел футбол, и часто звучал именно голос Василия. Думаю, никогда ни у кого не было вопросов к комментатору после матчей, на которых он работал. Уткин был тем, кто мог подобрать правильные слова и превратить даже скучную, «водяную» игру во что-то нереальное.
А еще я с самого начала следил за его проектом «Эгриси» и восторгался его речами перед или после игр. Всегда нравилось, как Уткин ведет себя в публичном пространстве. Да, он был своеобразным, но при этом — гением в своем деле. Думаю, вполне уместно провести параллель между Месси в футболе и Уткиным в российском комментаторстве.
— Впереди у нас матч с «Уралом». Какие ожидания?
— Очень хочется выиграть в субботу, поднять себе настроение и двигаться дальше. Ведь впереди у нас тяжелый отрезок с большим количеством игр.
— На сборах ты не работал в общей группе, но уже в матче против «Факела» в «Лужниках» вышел на замену. Как прошло возвращение?
— После игры в Петербурге, которую смотрел по телевизору, я полноценно присоединился к тренировкам с командой, и ближе к матчу после общения с главным тренером понимал, что могу получить время на поле. В итоге сыграл 20 минут, из которых постарался выжать максимум. Конечно, сразу включиться и найти свой темп после долгого перерыва было сложно. Тем более что «Факел» уже вел 2:0 и сел к своим воротам.
— Ты сам из Воронежа. Родные приезжали на этот матч?
— Нет, им сейчас не до этого. Младшая сестра занимается танцами в студии, очень этим увлечена. Сейчас как раз был фестиваль. Я говорю: «Брата уже не хочешь видеть!» А она в ответ: «Ну ты же матчи не пропускаешь!»
Тренировки длятся по четыре–пять часов. Приходит выжатая, но на следующий день снова мчится в студию. Ей сейчас 13 лет. А занимается с девяти, и с тех пор ждала этого фестиваля. И вот наконец попала в первую линию.
Когда в Воронеже была неспокойная обстановка, я говорил семье, что лучше уехать за город, но сестра даже в такой ситуации не готова была пропустить танцы.
— Вы с сестрой близки?
— Я Виолетту просто обожаю. Года два упрашивал родителей, чтобы у меня появилась сестра. Деду Морозу с пяти лет писал письма. И когда это случилось, был самым счастливым. Одному мне было скучно. А с двоюродным братом, который на год меня младше, постоянно выясняли отношения, когда летом жили вместе.
— Ты золотой медалист. А сестра как учится?
— Она знает, что надо по-настоящему пахать, чтобы чего-то добиться. Это касается и танцев, и школы. Думаю, все экзамены по окончании школы она сдаст на сто баллов. Сейчас рейтинг по всем оценкам на протяжении четверти 4,96. Я считаю, в брата пошла.
— Расскажи, как далось восстановление от травмы.
— Когда в отпуске стал выполнять индивидуальную программу, то все вроде бы шло нормально, но потом опять появились неприятные ощущения. Прошел обследования, стало понятно, что нужно будет еще как следует поработать в зале, закачать все мышцы, которые держат эту зону.
Хочу поблагодарить весь наш медицинский штаб и тренеров. Отдельное спасибо Диме Миронову, который работал со мной на сборах персонально. 51 процент успеха в таких ситуациях — это люди, которые тебя окружают и помогают. Остальное — собственная работа.
— Это был твой самый длинный период без футбола?
— Да, до отпуска я пропустил последний матч из-за болезни, а до следующего выхода на поле пришлось ждать примерно три с половиной месяца.
Первые две недели тренировок дались легко. Я был решительно настроен использовать это время, чтобы стать лучше. Отрабатывал каждое занятие максимально активно. По три часа утром и вечером.
Но потом стало тяжелее. Было нудно, работа в зале довольно однообразная. Помогло, что параллельно со мной восстанавливался Томаш Тавареш. Видел, сколько сил он вкладывает при реабилитации после вторых «крестов», и понимал, что нужно держать себя в руках и не сдаваться. Вот эта третья неделя далась тяжелее всего, когда нужно было перестроиться. А когда позже врачи разрешили совершить первую пробежку по полю в кроссовках, даже не бутсах, без мяча, был по-настоящему счастлив.
— А что чувствовал, когда выходил на замену в «Лужниках»?
— После игры все ребята, все тренеры и медики подходили, спрашивали, как я себя ощущаю. Вот это запомнилось больше всего. Еще раз осознал, как мне повезло, что нахожусь в такой команде. Все переживали, ведь это первая игра после такой паузы, к тому же поле было не самое удачное для такого рода травмы.
— С «Оренбургом» уверенности стало уже намного больше?
— Да, тем более что выигрывали 2:1; в такой ситуации выходить на замену проще, позитивных эмоций больше. Забили еще один и выполнили задачу. Теперь встретимся в Кубке с «Зенитом».
— Как смотрелась со стороны первая официальная игра года, которую мы провели как раз в Питере?
— Мне очень понравилось. Следил за нашей командой, за движением, передвижениями. Выполнили все четко, уверенно. Жаль, в самой концовке Миша Игнатов не поднял палец чуть повыше. Может, мяч залетел бы тогда в угол.
— Как тебе Угальде, который в матче с «Зенитом» тоже имел хороший шанс?
— Интересный, разноплановый игрок. Он добавляет нам вариативности в атаке.
— На правый фланг обороны переместился Рома Зобнин. Сейчас он относится к этой новой-старой позиции уже спокойнее, чем раньше?
— И при этом отлично справляется. Думаю, Роман Сергеевич способен играть везде. Он готов пожертвовать любимой позицией ради команды: все это видят и ценят.
— Борода — это уже возраст?
— Нет, это новый стиль! Вы еще не видели Классена… Он сбрил бородку и стал другим человеком. На базе смотрю и думаю: что за малыш? Кого-то из молодежки привлекли что ли? Я, кстати, собираюсь сейчас отрастить волосы. Но не такие длинные, как у Бабича!
— На сборах Гильермо Абаскаль часто использовал в подготовке видеонарезки из матчей топ-клубов Европы. Сейчас такая практика продолжается?
— Сейчас мы больше отталкиваемся от своей игры. Каждую неделю разбираем предстоящего соперника и прошедший матч. Конечно, тренерский штаб может привести в пример что-то конкретное, но все это индивидуальные случаи.
А на сборах мы готовились к рестарту сезона: например, изучали игру в обороне, перестроения и расположение лучших защитников. И дальше отрабатывали это на тренировке, а иногда и индивидуально.
— А ты за топ-чемпионатами следишь?
— За «Байером»! У них очень крутая беспроигрышная серия. Но меня особенно привлекает их ментальность победителей: вне зависимости от того, как складывается матч и какой счет, они знают, что выиграют. Круто, когда команда выходит на поле, ни секунды не думая о негативном результате. Я смотрю на эту команду и понимаю: им вообще без разницы, кто выходит сегодня на поле против них. Даже если «Байер» пропустил, он продолжает играть в свой футбол, потому что знает: сейчас забьет два. При таком подходе и рождаются невероятные победные серии.
В детстве мне очень нравился Хаби Алонсо как игрок, могу назвать его одним из примеров. Лучший полузащитник наряду с Иньестой и Хави. Редко бывает, когда крутой игрок становится одним из лучших в мире тренеров.
— Ждешь его в «Ливерпуле»?
— Нет, в мадридском «Реале»! Во многих европейских грандах скоро будут смены главных тренеров. На них оказывается, наверное, самое большое давление. Особенно с учетом важности турниров, в которых они выступают. Ты должен подготовить коллектив лучших игроков против команды, где собраны другие лучшие.
— Себя на таком месте представляешь?
— Очень хотелось бы. Но сначала нужно попытаться хотя бы чуть-чуть приблизиться к тому уровню, который показывают лучшие футболисты на моей позиции.
— Раньше следил за Хаби Алонсо, а за кем теперь?
— Однозначно за Родри. Мне очень нравится его умение выбирать позицию. Замечаю, что он не так уж и много бегает. Да, бывают отрезки, где он отрабатывает на максимальной скорости, но за счет правильных перемещений и мышления минимум километр от общего пробега убирает.
— Как тебе матч сборной России с Сербией? Результат можно назвать неожиданным?
— Я ждал гола Хлусевича! Но молодец, что заработал пенальти и удаление. Отличный соперник и прекрасная игра. Да, состав сербов не назвать оптимальным, но на поле вышли многие классные исполнители. Наша задача была — показать, что у нас хороший уровень футбола. И команда с этим справилась!
— На летних сборах у тебя была попытка сменить номер. Почему в итоге оставил свой?
— Да, я выбрал 6-й. Но с ним на спине у меня случилось несколько неудач в товарищеских матчах, поэтому решил вернуть прежний. Спортсмены же суеверные люди. К тому же, когда рассказал об этой идее родственникам из Тамбова, они немного разозлились. Так что 68-й номер на месте.