Трахтенберг: «Жирков очень хотел играть в «Спартаке»
Тем, кто интересуется футболом и хоккеем, не надо объяснять, кто такой Леонид Трахтенберг. Но даже эти люди вряд ли знают, что ровно 45 лет назад, 5 мая 1967 года, в День советской печати, корифей спортивной журналистики, а ныне начальник отдела по связям с общественностью ФК «Спартак» получил удостоверение «Московского комсомольца».
С Ринатом Дасаевым.
За без малого двадцать лет работы в нашей газете из-под пера Трахтенберга, в ту пору еще и преподавателя университета рабкоров при МГУ, вышло бесчисленное множество интереснейших материалов о спорте и его звездах, начиная с Валерия Харламова и Федора Черенкова и заканчивая Константином Бесковым и братьями Старостиными. И вовсе не случайно в 1980 году, когда Трахтенберг был редактором спортивного отдела «МК», издание получило специальный приз за лучшее освещение московской Олимпиады среди общеполитических газет. И не просто так известный американский ученый и писатель Боб Эдельман в своей исторической книге о физкультурном движении в СССР назвал нашего коллегу «самым выразительным спортивным журналистом Советского Союза».
— Леонид Федорович, хоть вы сейчас и работаете в «Спартаке», первый вопрос все-таки про «МК». Чем наша газета отличалась от других, когда вы пришли в нее в конце 60-х?
— В советские времена у «Московского комсомольца» была репутация чуть ли не самого бедного из всех центральных СМИ. Но зато это всегда был «островок правды». Когда мне говорили, что в СССР нет демократии, всегда в шутку возражал: «А как же „МК“ и Театр на Таганке?» Помню, когда на Западе народ увлекся культуризмом, наша газета единственная не побоялась опубликовать «Систему упражнений Уайдера» — труд известного канадского бодибилдера. На следующий день раздался звонок из ЦК партии: «Вы зачем пропагандируете западную культуру?..»
А еще был такой фильм «Королева Шантеклера». Далеко не лучшая картина из прокатных, о чем мы честно написали. К сожалению, эта публикация стоила должности тогдашнему главному редактору газеты Алексею Ивановичу Флеровскому. Как уже потом выяснилось, «Королева Шантеклера» снималась на деньги испанской компартии, а значит, ее нельзя было критиковать. Впрочем, и нынешний главный редактор Павел Николаевич Гусев, с которым мне тоже посчастливилось поработать, успел столкнуться с «прелестями» советской цензуры.
Первая публикация в “МК”.
— В чем феномен современного «МК»?
— В начале 90-х газета тонко уловила дух времени. Заданное тогда Павлом Гусевым направление оказалось на сто процентов правильным и обеспечило «МК» популярность и процветание.
— А в чем, на ваш взгляд, главная проблема сегодняшней спортивной журналистики?
— Раньше мы сопереживали героям своих материалов, а сейчас многие журналисты просто копаются в грязном белье. Принцип такой: если нет сенсации, ее надо придумать.
Помните, как все накинулись на Юрия Жиркова, когда он перешел в «Анжи»?! Мол, погнался парень за длинным рублем. А ведь дело было совсем не в этом. Когда мы встречались в Лондоне с «Челси», Жирков после матча даже зашел в раздевалку и спросил: «Когда вы меня возьмете?» Юра очень хотел играть в «Спартаке», но, к сожалению, в той ситуации от его желания ничего не зависело.
— В отличие от Жиркова, в свое время игравшего в тамбовском «Спартаке», вам никто не запрещал вернуться под красно-белые знамена. Вы ведь работали еще с Олегом Ивановичем Романцевым в середине 90-х...
— Вы правы. И когда Валерий Георгиевич Карпин, чья впечатляющая футбольная карьера — российская и испанская — прошла у меня на глазах, предложил вернуться, согласился без раздумий.
— Недавно один из крупных российских банкиров выступил в прессе с заявлением, что он готов купить футбольный «Спартак». Как вы относитесь к подобным разговорам?
— Я расцениваю это заявление как самопиар. Не думаю, что кто-то, кроме Леонида Арнольдовича Федуна, готов тратить на содержание клуба десятки миллионов долларов собственных денег. В отличие от тех же «Зенита», «Локомотива» и «Динамо», за «Спартаком» не стоят крупные госкорпорации или госбанк. Бремя расходов уже давно несет один человек.
Тем не менее у нас быстрыми темпами строится стадион, а наша детская академия, в которую Федун вложил около 40 миллионов долларов, сейчас лучшая в стране. А людям, которые действительно хотят помочь «Спартаку», посоветовал бы обратить внимание на наш легендарный хоккейный клуб. Вот кому сейчас, на мой взгляд, очень нужна финансовая поддержка!
— Какие задачи у Фонда по борьбе с расизмом, ксенофобией и антисемитизмом, который вы недавно возглавили?
— Фонд уже проводит специальные акции, направленные на установление нормальной доброжелательной атмосферы на трибунах стадионов. Чтобы болельщики разных команд, несмотря на все существующие противоречия, не затрагивали национальных и расовых вопросов. Например, перед матчем "Спартак"—"Динамо" с видеообращениями о недопустимости расизма выступили динамовский болельщик Лев Лещенко и спартаковский — Дмитрий Назаров. Сейчас готовим клип, где кроме них вы услышите мнения поклонника ЦСКА Михаила Грушевского и почитателя «Зенита» Михаила Боярского.
— Какой период в вашей творческой биографии был самым счастливым и, наоборот, самым сложным?
— Самые счастливые годы — это однозначно время, проведенное в «МК», когда я ходил на работу как на праздник. Ну а тяжелее всего дался, пожалуй, уход из «Спорт-Экспресса». Это произошло после смерти главного редактора Владимира Кучмия, вместе с которым мы создавали эту газету и сделали ее в 90-е годы ведущим спортивным изданием в стране.