Чему Алонсо научился у Гвардиолы, Анчелотти и Моуринью: новый пост Виктора Гусева
Именно этот выпуск «Улицы Гусева» я хотел показать Васе Уткину… Ведь герой программы - Хаби Алонсо - был одним из его любимых футболистов. Но вот, не успел.
Помню, как на трибуне опустевшего после матча динамовского стадиона обсуждали его планы сделать программу под названием «Футбольный клуб». Помню Париж и Лондон, Рейкьявик и Кипр… Парный репортаж с музыкального фестиваля «Нашествие» и отчаянную совместную борьбу с каверзными вопросами в «Кто хочет стать миллионером?»
Словно часть жизни оторвалась.
А про Хаби Алонсо мой удивительный, талантливый и добрый друг, наверняка, добавил бы что-то очень интересное. Как всегда…
Влияние Анчелотти и Гвардиолы
Хаби Алонсо — умный и тонкий футболист, который на наших глазах превратился в самого многообещающего тренера мира. Баскский регулировщик — так называли Хаби за его роль в полузащите великих клубов, в составе которых он поиграл за два десятилетия блистательной карьеры, вместившей в себя высшие титулы с «Ливерпулем», «Реалом» и «Баварией», победы на чемпионатах мира и Европы.
Футболист-интеллектуал, он давно был заряжен на тренерство. Ну, а как иначе если из 15 тренеров, выигравших Лигу чемпионов в 21 веке, Алонcо играл у пяти.
Предоставлю слово бывшему одноклубнику Хаби Дмитрию Хохлову, с которым мы записали интервью для этого выпуска:
«По ходу карьеры он работал с Моуринью, Анчелотти, Гвардиолой, Бенитесом. И, будучи игроком, параллельно учился, какие-то вещи мог для себя почерпнуть. Думаю, в конце концов он выбрал свой путь, но с ощутимым влиянием топ-тренеров».
Хорошим подспорьем для работы Алонсо в «Байере» стало знание языка. Кстати, одного из четырех, которыми владеет Хаби. Он освоил немецкий в пору выступлений за «Баварию». Алонсо перебрался в Мюнхен после сезона в «Реале» под руководством Карло Анчелотти.
При встрече со своим новым полузащитником итальянский тренер сразу напомнил Хаби о финале 2005 года между «Миланом» и «Ливерпулем», пошутив: «Теперь ты обязан выиграть для меня Лигу чемпионов».
Анчелотти называл Хаби Профессором. А еще - миротворцем раздевалки.
Сам же Алонсо отмечал, что учился у Карло, как выстраивать идеальные рабочие отношения между тренером и игроками, а также умению управлять группой суперзвездных футболистов.
«Реал» в итоге и вправду выиграл в 2014-м Лигу чемпионов, но Хаби пропустил решающий матч с «Атлетико» из-за желтой карточки, полученной в полуфинальном матче с «Баварией» Гвардиолы - своим будущим клубом.
«Мне было интересно узнать секреты Пепа, — вспоминал Алонсо. — Гвардиола заставляет игроков своей команды почувствовать, что они знают соперника лучше, чем самих себя. Сезоны длятся долго, но Гвардиола всегда сохранял свежесть и не выглядел уставшим.
Да, к тому моменту, как я переехал в Мюнхен, большая часть моей карьеры уже прошла, но за время в Германии я научился очень многому. Чаще всего в «Баварии» я играл единственного опорника при двух атакующих полузащитниках.
На этой позиции ты должен хорошо взаимодействовать с центральными защитниками – именно с ними ты начинаешь развивать атаку. Против тебя играет десятка соперника. Тебе нужно создать пространство для защитников, которые участвуют в построении атаки».
В «Баварии» Алонсо трижды стал чемпионом Германии и поработал не только с Гвардиолой, но и снова — с Карло Анчелотти, который всегда впечатлял Хаби умением играть в совершенно разный футбол в зависимости от имеющихся ресурсов, качеств соперника и ситуации на поле.
Три года в Мюнхене оказались очень полезными. Умение сметать всех соперников в Бундеслиге и знание как сильных, так и слабых сторон «Баварии» потом пригодилось Хаби в тренерской жизни.
Восхищение Жозе Моуринью
Отец Хаби — Перико Алонсо — в начале восьмидесятых в роли оборонительного полузащитника играл за «Барселону» с Диего Марадоной, но его сын выбрал другой испанский топ-клуб. Хаби вспоминал, что в 27 лет нуждался в переменах и новом карьерном вызове, поэтому и перешел в мадридский «Реал». Летом 2009-го его президент Флорентино Перес заплатил за Алонсо 35 миллионов евро.
В 2010-м «Реал» возглавил Жозе Моуринью, который произвел сильное впечатление на Алонсо.
«Меня поражает его способность проникнуться интересами игроков и наладить контакт с ними, что вообще штука достаточно сложная, — говорил Хаби в интервью официальному сайту УЕФА. — Когда перед тобой группа людей, которая тебя поддерживает и верит в идеи, которые ты реализуешь — это и значит, что ты лидер. Моуринью — именно такой. Для меня он один из сильнейших тренеров.
Помимо всего того, что он знает о футболе, он мастерски разбирается в тактических схемах и может отлично подвести игроков к матчу. Его умение прочитать игру и отреагировать в напряженной ситуации просто поразительны».
Между Моуринью и Алонсо сложились настолько доверительные отношения, что Хаби стал как бы продолжением тренера на поле. Неспроста Жозе еще в 2011-м пророчил своему центральному полузащитнику успешное будущее после завершения карьеры игрока.
Снова послушаем Дмитрия Хохлова: «В недавнем матче «Байера» с «Баварией» было прямо заметно, что он от Моуриньо многое взял. Что готов адаптироваться под соперника, готов играть в обороне, если нужно. Алонсо — гибкий тренер, это дает ему преимущество.
Если он будет понимать, что в конкретной игре нужно больше опираться на стиль Моуринью, он будет это делать».
Уроки Рафы Бенитеса
В большинстве матчей «Байера» Алонсо использует схему 3-4-2-1, но иногда предпочитает 4-2-3-1 - с такой расстановкой Хаби и разгромил «Баварию» в феврале 2024-го.
Такую же схему применял в «Ливерпуле» Рафаэль Бенитес — одним из его первых приобретений после переезда в Англию стал как раз Алонсо, за которого «Реал Сосьедад» получил 16 миллионов евро.
«В схеме 4-2-3-1 я действовал в роли левого центрального полузащитника, — вспоминал Хаби. — Если вторым центральным выступал Джеррард, а перед нами был кто-то еще, я понимал: мне нужно лучше держать позицию, потому что Стиви Джи подключался к атакам.
В последние годы в «Ливерпуле» я играл с Маскерано. Тогда Хавьер держал позицию в опорной зоне, а я играл повыше, ближе к Джеррарду и Торресу. В атаке моя роль заключалась в связывании флангов.
Мы всегда искали свободные зоны, были нацелены на быстрые атаки. И все работало, потому что связка Джеррарда и Торреса была прекрасна, а мы с Маскерано хорошо взаимодействовали. Это была очень сбалансированная команда: мы могли победить любого».
В победной Лиге чемпионов 2005 года Хаби пропустил из-за травмы два первых матча плей-офф (к слову, против «Байера»), зато сравнял счет в легендарном финале с «Миланом», добив мяч после сейва бразильского вратаря Диды.
По словам Алонсо, Бенитес подтянул его в тактическом отношении и объяснил, как защищаться против самых сильных соперников — все это потом пригодилось Хаби в Леверкузене, особенно в первые, антикризисные месяцы.
Алонсо приехал в Ливерпуль в 22 года. Английский уже знал, но был неопытным футболистом, не до конца уверенным в своей готовности к новому чемпионату. Бенитес помог Хаби стабилизировать психологическое состояние: не считать себя гением после успешных матчей и не впадать в депрессию после неудач.
При этом очень близкими отношения двух испанцев (ну, испанца и баска) не назовешь. Хаби признавался, что ему не хватало похлопываний по спине от Бенитеса, а совсем уж разочаровало стремление тренера продать его для получения денег на новые трансферы — в частности, на Гарета Барри из «Астон Виллы».
На прямой вопрос, был ли у него конфликт с Рафой, Хаби ответил, что «все было не так плохо». Косвенно подтвердив и то, что все было не так хорошо. В то же время именно Бенитес первым назвал молодого Алонсо полевым тренером или тренером на поле — имея в виду его интеллектуальную манеру игры.
Андрей Лунев — о работе с Алонсо
Приход Алонсо в «Байер» застал российский вратарь Андрей Лунев — послушаем его: «Хорошо помню момент, когда он появился. У нас был напряженный график, Лига чемпионов, чемпионат, и дела шли не очень.
Его представили команде одновременно с проводами предыдущего тренера Сеоане. И сразу, с места в карьер, мы начали выполнять его идеи. Алонсо всегда внутри тренировочного процесса, раздает свои фирменные передачки из группы атаки и из группы обороны. Делает забросы для тактического взаимодействия.
Его предматчевые установки проходят очень эмоционально. Он дает команде импульс, драйв. По требованиям к вратарям у него единственный нюанс: при быстром переходе после углового или какого-то стандарта, нужно сразу же искать центральную зону. Естественно, ребята должны туда вбегать. В плане игры вратарей ногами требования Алонсо намного проще, чем у Сеоане».
Благодаря многолетнему опыту выступлений за топ-клубы, да еще и у лучших тренеров мира, Хаби нашел способ регулярно побеждать даже с командой, которую много лет назад иронично прозвали Неверкузеном - из-за поразительной неудачливости в борьбе за титулы.
У руля «Байера» сейчас человек, в ДНК которого записано лидерство. Тренер, который прекрасно читает игру, по-шахматному предвидит ходы соперника, мгновенно реагирует на возникающие проблемы. И пользуется безоговорочным уважением у футболистов.
Тем интересней, чего добьется Алонсо в клубе с более серьезными победными традициями. Берегите себя! И включайте «Улицу Гусева» или слушайте нас в аудио-формате.
Ну а как игрок - пиковый Хаби был в Ливерпуле, именно Рафа дал ему тикет ту хэвэн. Дальше он был очень опытный, расчётливый и умный игрок, но без магии своих пиковых лет, когда он мог осознанно зарядить и с центра поля, или посадить на задницу тройку игроков и выдать ассист